25 ноября 2020 года коллектив Киевского национального университета имени Тараса Шевченко будет выбирать ректора. Это будут третьи в истории университета Шевченко выборы. До этого дважды избирали ректором академика Леонида Губерского. Сейчас на должность университетского руководителя подали документы 10 человек. Выбор ректора — это выбор вектора развития университета — образовательного, научного, мировоззренческого. Это будет новый этап в развитии Университета Шевченко — с новыми вызовами, ответами на них в совершенно новых условиях — как украинских, так и общемировых. Предлагаем откровенные разговоры с тремя кандидатами на должность ректора. Девять вопросов ко всем кандидатам — идентичны, чтобы увидеть общее и различное в позициях, взглядах, действиях.
1. Ключевое слово — изменения! Будут ли они и какими будут изменения в КНУ при новом ректоре?
2. В 2021 г. КНУ уже не будет финансироваться отдельной строкой из госбюджета? Можно ли вернуть это?
3. Онлайн-образование. Как реально его можно улучшить? Имеет ли оно перспективы?
4. Больной вопрос — жилье для преподавателей, десятками лет стоящих в очереди. Какие здесь перспективы?
5. Будут ли новые общежития для студентов? Если да, когда? Укажите четкие сроки.
6. Двойные дипломы. Каковы перспективы этого?
7. Ваше отношение к конкурентам? В случае победы пригласите ли кого-то из команды вчерашних конкурентов в свою команду?
8. Какие традиции следует сохранить и развить?
9. Любимые слова Тараса Шевченко?
«В УНИВЕРСИТЕТЕ МНОГО ТРАДИЦИЙ, КОТОРЫЕ СТОИТ СОХРАНИТЬ»
Андрей Александрович ВИТРЕНКО (род. в 1977 г.) - доктор экономических наук, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, заместитель министра образования и науки Украины, член Аттестационной коллегии МОН Украины и Комиссии по вопросам координации евроатлантической интеграции Украины.
Родился 23 мая 1977 года. Учился в Киевском государственном торгово-экономическом университете, окончил здесь аспирантуру. С 2004 г.: ассистент, доцент, докторант, заместитель декана экономического факультета КНУ им. Тараса Шевченко. Принимал участие в тренингах, проходил стажировку на повышение квалификации: Восточноказахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева (2013 г.), курсы повышения квалификации «Инновационные методы в образовании» (Словакия, 2016 г.); научную стажировку «Коммерциализация интеллектуальной собственности» (Erasmus+program) в Университете г. Кыркларели (Турция, 2017); курсы повышения квалификации «Развитие профессиональных навыков преподавателя» (Erasmus+program) в Университете Бас Спа (Великобритания, 2018 г.); разработчик и основной докладчик, эксперт по вопросам коммерциализации объектов интеллектуальной собственности - Тренинг развития навыков научного и административного персонала по вопросам трансфера технологий и коммерциализации интеллектуальной собственности проекта ECOIMPACT Erasmus+ (Братислава, Словакия, 2018 г.); эксперт от Украины в программе COSME - программа ЕС по поддержке малого и среднего предпринимательства; научная стажировка по управлению современными университетами - Erasmus+program в Университете г. Фоджа (Италия). Автор более 30 научных работ, посвященных современному менеджменту, управленческой деятельности в сфере образования.
1. Конечно, изменения будут. Ведь жизнь не стоит на месте. Постоянно появляются новые вызовы, на которые мы должны реагировать. Вместе с вызовами, конечно, появляются и возможности. Реагирование на вызовы, реализация возможностей — в этом смысл управленческой деятельности, а проявится он через изменения. Я обнародовал свою программу. Для того чтобы ее реализовать, нужны изменения. С другой стороны, мы все понимаем, что в университете сформировано много хороших традиций, которые следует сохранить. Наши традиции — это то, что помогает нам гордиться прошлым, чувствовать правоту в сегодняшних делах, с уверенностью смотреть в будущее. Традиции — это то, что нас объединяет. Поэтому изменения нужны только там, где они принесут наибольшую пользу.
2. Если откровенно, я не знаю ответа на этот вопрос. Сейчас было бы очень красиво и эффектно пообещать: будет отдельная строка! Но я не могу давать обещаний, если не уверен, что могу их выполнить. Не так воспитан. Я точно знаю, что этот вопрос внимательно прорабатывается — и на уровне Министерства образования и науки Украины, и на уровне правительства, и на уровне профильного парламентского комитета... Каким образом мы будем получать средства — важный, но не главный вопрос. Меня больше беспокоит эффективность использования средств. Я буду заботиться о том, чтобы средства, которые мы будем тратить, приносили максимальный результат.
3. Идей много, но остановлюсь лишь на трех. Первое: передовое оборудование. Убежден, это необходимость. Образовательные инновации, которые реализуются в основном благодаря использованию в образовательном процессе новейшего оборудования — это требование времени. Поверьте, средства на это мы найдем. Второе: повышение цифровой грамотности преподавателей. На мой взгляд, это недопустимо, если преподаватель не умеет работать в Zoom или не знает, как создать Гугл-форму. Мы должны переориентировать научно-педагогических работников на овладение цифровыми технологиями. Третье: доступ к интернету. Студенты часто жалуются, и справедливо, что они не имеют доступа к вай-фай на территории университета, хотя много домашних заданий дают именно через интернет. Эта задача не так уж проста, как кажется на первый взгляд, но ее можно реально решить за несколько месяцев. Убежден, уже через год эта потребность будет закрыта на 100%. Но хочу подчеркнуть, что дистанционное образование — это лишь дополнительный инструмент освоения профессии. Традиционные технологии сохраняются...
4. Действительно, это больной вопрос. Мне его задают и преподаватели, и сотрудники университета, с которыми я общался. Как его решить? К сожалению, однозначного рецепта нет. Самый простой ответ: либо надо строить жилье — как максимум, или нужно покупать уже готовые квартиры — хотя бы в ограниченном количестве. Но средств на это, конечно, не хватает. У меня есть несколько идей. К примеру, мы можем поддерживать участие тех, кто требует улучшения жилищных условий, в программах льготного кредитования строительства жилья. Возможно, университет сможет взять на себя часть обязательств по такому кредиту. Если человек работает много лет, работает добросовестно — почему бы и нет? Или другая идея — установление для отдельных категорий сотрудников, наиболее ценных, специальной «жилищной надбавки», которую они могут использовать на улучшение своих социально-бытовых условий. Еще одна идея — сотрудничество с другими вузами, когда жилищное строительство ведется не в одиночку, а в кооперации. По этому вопросу у меня уже есть предварительные договоренности с руководителями учебных заведений строительного профиля. Здесь очень важно мнение профсоюзов.
5. О проблеме я знаю прекрасно, поскольку еще недавно работал заместителем декана экономического факультета. Недавно посещал одно из общежитий, общался со студентами. Нам необходимо провести аудит имеющегося фонда. И решить вопрос — что выгоднее: строить новое общежитие или сделать ремонт в старых? Строить новое общежитие — не так просто. Нужен земельный участок, сметная документация, проект. Делать ремонт проще. Но свое слово должны сказать специалисты. Я могу только пообещать, что проблема с общежитиями будет решена в течение 2-3 лет. Хочу добавить, что Министерством образования и науки Украины разработана Концепция государственной программы по развитию общежитий для студентов учебных заведений. Мы заложили очень много полезных инструментов. Наш университет, конечно, присоединится к реализации этой программы.
6. Эти программы фактически уже действуют. Получающие образования имеют право участвовать в соответствующих программах и получать так называемый двойной диплом. Кроме того, все участники образовательного процесса имеют право участвовать в программах академической мобильности. Я буду поддерживать соответствующие инициативы и от профессоров, и от студентов. Но хочу сделать определенное предостережение. Участие в программах «двойной диплом» должно приводить к тому, что студент глубоко осваивает профессию по высоким международным стандартам, а не просто «считается». Конечно, приоритетное право на участие в таких программах должны иметь лучшие студенты.
7. Конкуренты — это на свободном рынке, где есть законы конкуренции. А на выборах ректора — это коллеги, которые вместе со мной участвуют в гонках. Выборы выигрывает кто-то один, и я искренне верю, что выигрывает лучший. Но все остальные кандидаты, которые не станут ректорами, все равно остаются в команде, в дружеской образовательной команде. Я готов работать с любым человеком, если он соответствует определенным критериям: профессионализм, порядочность, нацеленность на результат, патриотизм. Если говорить откровенно, против меня уже начали распространять фейки. Я не жалуюсь. Просто размышляю: можно таких людей называть коллегами? Благодарю вас за интересный вопрос.
8. Считаю, следует сохранить традицию работать с книгой, с учебником в бумажном формате. И эту традицию можно развить, если преподаватели будут чаще ставить студентам задачи общаться с книгой. А вообще наш университет имеет многолетнюю историю. И эта история насыщена многими традициями. Наш университет — это не просто учебное заведение и не только альма-матер для национальной элиты. Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко — это, без преувеличения, центр государства. Нельзя забывать ни на секунду, что мы являемся носителями высокой миссии.
9. «І чужому научайтесь, й свого не цурайтесь». В этих словах — глубокий смысл.
«КНУ ДОЛЖЕН СТАТЬ АКТИВНЫМ УЧАСТНИКОМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ»
Сергей Андреевич ВЫЖВА (род. в 1960 г. в с. Заречье Владимир-Волынского района Волынской области). Окончил геологический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко, инженер-геофизик. Учился здесь в аспирантуре. С 1989 г. работает в Университете: ассистент, доцент, заведующий кафедрой геофизики, а в 2007-2012 гг. - декан геологического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, с 2012 до 2015 гг. - проректор по научной работе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, с 2015 до 2019 г. - заведующий кафедрой геофизики УНИ «Институт геологии». С 2019 г. - директор УНИ «Институт геологии» Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Доктор геологических наук, профессор, имеет отличия Киевского городского головы: 2002 г. - Почетную грамоту, в 2008 г. - Знак почета. Награжден отраслевыми наградами Государственной геологической службы Украины: 2007 г. - медаль Л.И. Лутугина, 2008 г.- медаль В.И. Лучицкого, 2009 г. - Почетный разведчик недр. В 2004 г. получил Почетную грамоту Кабинета министров Украины, а в 2009 г. почетное звание «Заслуженный работник образования Украины». Награжден знаками отличия НАК «Нафтогаз Украины» - Почетной грамотой (2012 г.), Почетным знаком отличия III степени (2019 г.). В 2019 получил Почетную награду Ученого совета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко и отличия НАН Украины за достижения в научной сфере. Автор и соавтор более 320 научных трудов, в т. ч. 11 монографий, 4 учебников, 8 учебных пособий. С 2015 по 2018 г. - член Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Украины от высших учебных заведений государственной формы собственности. С 2019 года возглавляет секцию 22 «Науки о Земле» Научного совета МОН Украины и подкомиссию по разработке государственных стандартов образования по специальности «Науки о Земле» научно-методической комиссии по биологии, естественных наук и математики сектора высшего образования Научно-методического совета МОН Украины. Член Европейской ассоциации геоученых и инженеров (EAGE) академик, член президиума Академии наук высшей школы Украины; академик, руководитель отделения геофизики Украинской нефтегазовой академии. Член НТС НАК «Нафтогаз Украины».
1. Изменения неизбежны. Во-первых, мир стремительно меняется, и, чтобы не остаться реликтом прошлого, нужно оперативно реагировать на новые вызовы. Во-вторых, наш университет напоминает линкор или авианосец, который движется в мировом океане. Но любой авианосец требует большого количества кораблей поддержки, поэтому нужно налаживать долгосрочные отношения с потенциальными потребителями наших услуг, создавать целую сеть предприятий, научных парков, в том числе и при университете, которые будут внедрять наши разработки. Нужно также расширять сотрудничество и возможности привлекать в нашу орбиту большой и малый бизнес на условиях государственно-частного партнерства... Университет должен стать активным участником формирования государственных приоритетов, и не только в сфере образования и науки, но и во всех актуальных для общества направлений. В-четвертых, есть большая социальная функция университета. Мы должны постоянно доказывать обществу нашу пользу, и не только органам государственной власти, но и простым гражданам и налогоплательщикам...
2. Вопрос стабильного финансового обеспечения является одним из главных и в течение длительного периода времени, благодаря заслугам коллектива университета и инициативе его руководителей, наш университет финансировался отдельной строкой бюджета. В последние годы пошла тенденция к потере этих привилегий. В частности, было принято решение об отказе финансирования отдельной строкой программы научных разработок университета... Сейчас рассматривается вопрос об отдельной программе финансирования образовательных потребностей университетов, входящих в ведущие международные рейтинги. Это лучше, чем финансирование через общую смету МОН, но, однозначно, хуже, чем было из-за потери финансовой самостоятельности. Университет может обеспечить себе постоянный источник государственного финансирования через принятие отдельного Закона Украины «О Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко». Идея разработки такого закона рассматривалась еще с середины 2000-х годов. Еще одно довольно перспективное направление с точки зрения стабильного финансового обеспечения — это реализация в полной мере тех превенций, которые дает статус национального, и особенно исследовательского, университета.
3. Онлайн-образование — это уже наше ближайшее будущее. Учитывая вызовы, которые были созданы короновирусной пандемией, большинство ведущих университетов мира серьезно занимаются этим вопросом, вкладывают большие средства в разработку учебных платформ, улучшают качество компьютерных сетей, наращивают мощности вычислительных кластеров и серверов... На первом этапе нужно обеспечить преподавателям высокоскоростной интернет и доступ к ресурсам университета, большой объем индивидуального жесткого диска для размещения учебных материалов, возможность надежной коммуникации со студентами через серверы университета, защиту и сохранение информации в компьютерных сетях. На следующем этапе разработка действительно онлайн-курсов с привлечением самых современных технологий, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта, расширение возможности привлечения слушателей за пределами университета.
4. Есть несколько направлений возможного решения этого вопроса. Во-первых, это более тесное сотрудничество с застройщиками, которые работают на территории университета, и контроль за выполнением ими обязательств о выделении части построенного жилья сотрудникам университета. Как мы уже знаем, это достаточно длительная и кропотливая работа, но ею нужно постоянно заниматься. Во-вторых, это реализация доступа наших сотрудников, особенно молодежи, к программам льготного кредитования жилищного строительства. Ранее такие программы существовали на уровне государства и на региональном уровне, в частности в Киеве. Нам нужно активно приобщаться как к идее их создания, так и к поискам дополнительных источников финансирования и лоббирования интересов наших сотрудников на всех уровнях.
5. Вопрос действительно актуальный, поскольку сейчас не удовлетворены потребности около 20% студентов университета, которые нуждаются в поселении в общежитиях. Уже есть случаи, когда студенты даже зачисленные на средства госбюджета, пишут заявления на отчисление, поскольку не имеют возможности снять жилье в Киеве. Сегодня обсуждается вопрос о привлечении средств для строительства нового общежития по программе государственно-частного партнерства за счет территории колледжа геологоразведочных технологий, недостроенных мастерских университета по улице Ломоносова и корпусов на улице Мельникова. Но даже при благоприятной конъюнктуре этот вопрос 2-3 лет.
6. На мой взгляд, вопрос двойного дипломирования зависит исключительно от гарантов образовательных программ и инициативы базовых кафедр. В зависимости от университета-партнера и страны его нахождения нужно выполнить целый ряд требований по обеспечению качества образования, формированию учебных программ и их наполнению. Значительную часть учебного плана студент должен выполнить за рубежом, как правило, с применением национального языка государства, что требует определенных коммуникационных навыков. Целью двойного дипломирования является признание диплома и доступ к мировым рынкам труда наших выпускников. На данный момент университет уже многое сделал в этом направлении, в частности, это международный формат диплома и дополнений к нему. Из моего личного опыт, у наших выпускников естественных и физико-математических специальностей нет проблем с признанием дипломов за рубежом. Сейчас началась и частично идет аккредитация практически всех образовательных программ университета. Поэтому есть два пути: полностью соблюдать требования университета-партнера или пройти международную аккредитацию нашей программы, что, по сути, гарантирует ее международное признание. Многого студенты могут добиться и с помощью программ мобильности, например Эрасмус +.
7. Я уважаю всех своих конкурентов. Буду сам и призываю всех работать на позитиве с соблюдением норм академической этики. Готов в будущем сотрудничать на конструктивной основе со всеми благо нашего университета.
8. Наибольшей ценностью университета являются его люди. Поэтому нужно сохранить уважительное отношение к учителям, уважение к студентам, толерантное отношение к альтернативным мнениям.
9. «Учітесь, читайте, і чужому научайтесь, й свого не цурайтесь...»
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО УПРАВЛЯТЬСЯ НЕ КАТЕГОРИЧНЫМИ ВЕЛЕНИЯМИ СВЕРХУ, А ГРОМАДОЙ»
Сергей Иванович БОЛТИВЕЦ (род. в 1956 г.) - украинский психолог. Доктор психологических наук, профессор. Окончил Киевский государственный пед. ин-т им. А.Н. Горького, соискатель Института педагогики, работал заместителем директора по учебно-методической работе Киевского городского института усовершенствования учителей, проректором по учебной и научной работе Киевского межрегионального института усовершенствования учителей имени Бориса Гринченко (1989-2000 гг.), с 2000 г. - заместитель директора по научно-экспериментальной и организационной работе, главный н.с. лаборатории возрастной психофизиологии Института психологии им. С. Костюка АПН Украины; профессор Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца (с 2000 г.), заведующий Отделом психологии и педагогики «Энциклопедии Современной Украины» НАН Украины (с 2000 г.), заведующий Отделом законодательного обеспечения семейной и молодежной политики Государственного института семейной и молодежной политики Украины (с 2014 г.), реабилитационный психолог Клиники активной терапии особых состояний (с 2015 г.). председатель Всеукраинского координационного бюро Международной общественно-государственной программы «Образование взрослых Украины», действующего при содействии Международного института непрерывного обучения ЮНЕСКО (2000 г.), член Ев ропейской ассоциации безопасности (European Assotiation for Security) (2003 г.), Международного благотворительного фонда национальной памяти Украины (2016). Президент Всемирного педагогического музея (2001 г.), Украинского фонда психогигиены (2003г.), Председатель Союза психологов Украины (2012 г.), Председатель Украинского Общества Гипноза (2015). Член научно-методической комиссии по последипломному образованию Министерства образования и науки Украины, член Специализированного совета в области «Государственное управление» Государственной аккредитационной комиссии Украины. Научный руководитель эксперимента по психологической, медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением на базе Фонтанской общеобразовательной школы социальной реабилитации Одесской области (с 1997 г.). Председатель комиссии по педагогике, психологии и управлению средним образованием Научно-методического совета по вопросам образования Министерства образования и науки Украины (с 2008 г.). Член редколлегий научных и научно-методических журналов. Отличник народного образования УССР (1992 г.), отличник образования Украины (1996 г.). Награжден Почетной грамотой Академии педагогических наук Украины (2002 г.), нагрудным знаком МОН Украины «За научные достижения» (2006 г.), медалью «За содействие Вооруженным Силам Украины» (2010 г.), грамотой Национальной АПН Украины (2012). Победитель рейтинга «Лучшие педагоги 2009 года». Автор и соавтор 405 научных работ.
1. Те изменения, о которых вы спрашиваете, будут долгожданными переменами к лучшему, которых ждут и на которые надеются люди. Любые изменения должны вызревать и становиться эффективными ответами на потребности современности и нашего общего будущего. Но я бы не идеализировал изменения как ключевое понятие. Есть психогигиенический принцип равновесия между стабильностью и изменениями, которого нужно придерживаться всем. Стабильность — это способ сохранения и накопления энергии на будущее, а изменения — расход этой энергии ради желаемого... Я буду воплощать только те изменения, необходимость которых осознается коллективом и которые имеют надежное обоснование успеха. Если есть конкретные предложения, я рассмотрю их отдельно и отвечу подробнее.
2. Все можно вернуть и все можно изменить к лучшему. Из моего опыта, финансирование не должно ограничиваться отдельным единственным источником — очень часто наши часто меняющиеся правительства, принимая так называемые непопулярные решения, рассчитывают на амортизационные возможности местных бюджетов или финансируемых ими учреждений. Ведущей здесь роль ректора, которого вы намерены избрать.
3. Я понимаю глубинное измерение вашего вопроса, но одновременно — и его массу. Образование «на линии» — это важный и перспективный инструмент, но лишь инструмент, и им останется, потому что никакое освещение невозможно без человека — Учителя и Ученика. Для его улучшения наш университет должен широко развернуть должным образом финансируемые исследования, на первых порах наподобие, например, публикуемых, которые мне чуть ли не каждый месяц приходится рецензировать, в журнале «Киберпсихология, поведение и социальные сети» Медицинского института виртуальной реальности в Сан-Диего, Калифорния, США, относящемся к наукометрической базе «Скопус». Для тех, кто думает, что созданные инструменты образования «на линии», являются чуть ли не исчерпывающим средством и способом просвещения, позвольте напомнить установку гениального Феофана Прокоповича, ректора Киевской академии, 310 лет назад, в письме к своим коллегам, профессорам академии, перед отъездом: «Нужно не только идти по тропе, которую протоптали другие ученые, но идти следом за самостоятельными научными взглядами, то есть тропой, которая, создавая солидную ученость, готовит знатоков, а не торгашей науки...». Нужно самостоятельно раскрыть все возможности и ограничения, которые дает и которые имеет каждое средство.
4. Перспективы есть, в том числе и те, которые, надеюсь, будут отражены в новом законодательстве, определяющем основы молодежной политики. В составе группы «Жилье для молодежи» я разработал возможные варианты решения этой проблемы, но жилье для преподавателей выходит за действующие границы возраста молодежи — 35 лет, и поэтому требует особого внимания к тем, кто, как вы справедливо заметили, стоит в очереди десятки лет. Кроме того, преподаватели со степенью кандидата наук, а доктора наук все сначала имеют эту ученую степень, имеют право на дополнительные 20 квадратных метров жилой площади. Обязанностью ректора является выполнить их ожидания, и я очень жалею, что не это было сполна сделано раньше. Мне везло обеспечивать жильем работников учреждений, которые я возглавлял, и в ближайшей перспективе хочу, чтобы повезло всем, о ком вы меня здесь спросили.
5. Я не могу ответить на этот вопрос, не обладая документальным обеспечением положения дел. Но меня настолько часто спрашивают об обеспечении студентов, особенно первокурсников, местами в общежитиях, на мой взгляд, это одна из самых насущных забот будущего ректора. Судя по вопросам студентов, половина первокурсников сейчас не обеспечена жильем, но на самом деле, я предполагаю, положение может оказаться намного хуже. У меня есть несколько вариантов немедленного решения этой проблемы, среди которых строительство общежитий является наиболее длительным во времени — с момента землеотвода до проектирования и строительства студенты уже получат дипломы и, возможно, не в одном выпуске. Поэтому для будущих студентов — строительство, а для нынешних — безотлагательное обеспечение местом в общежитии. Я не сомневаюсь, что это возможно, если вы доверите сделать это именно мне.
6. Диплом сам по себе является листом, сложенным вдвое. Идеи, как намерения выдавать дипломы совместно с кем-то, довольно давние и возникают в периоды обесценения дипломов, требующих дополнительных поощрений. В этом и многих других случаях можно же использовать консорциумные дипломы — тройные, четвертичные, пятичные... В этом случае каждый из членов консорциума четко определяет свою роль, без которой общий диплом не может существовать. Перспективы очень большие, но для их осуществления нужны очень конкретные обоснования и предложения. Судя по вашему вопросу, определенные пожелания у коллективов уже есть, и коллеги через вас спрашивают, можно ли будет их мне предложить. Я отвечаю — можно.
7. Это любимый вопрос, который задают все, кто спрашивает. У меня нет ни одного конкурента. И на этих выборах, и на первых выборах 2015 года все претенденты на должность ректора являются моими партнерами, а часто и друзьями... Я был бы счастлив, если бы не один из них мне не отказал в моем приглашении присоединиться к совместной работе в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. Напомню, что после предыдущих выборов мне пришлось способствовать в трудоустройстве тех, кто обращался ко мне, хотя я, как известно, не был ректором. Моя команда — это вся Украина, и я сделаю все, чтобы люди чувствовали тепло и доброжелательность именно здесь.
8. Все традиции, которые оберегают индивидуальность и преподавателя, и студента, иначе мы будем иметь невосполнимые потери в будущих поколениях... Удивительно, традиции украинских профессоров «писать записки» студентам, особенно беречь украинский язык, нести просвещение за университетские стены — живут и, если хоть немного угасают, легко восстанавливаются, а заимствованные — исчезают бесследно. Профессор нашего университета Владимир Роменец привлекал внимание к последействию каждого поступка — значит, традиция — это то лучшее, что нам хочется сохранить вследствие успешного чина, действия. Давайте же действовать наилучшим образом и беречь эту нашу традицию.
9. Возможно, вы будете удивлены, но это строки, которые я чаще всего говорю и себе, и людям постоянно: «Ходімо в селища: там люде! А там де люде, добре буде».