Явление интересное и необычное. Актеры в нем дети, зрители — дети, а темы спектаклей совсем не детские. В творческой наработке театра 30 социальных постановок, сотня успешных выступлений и десяток гастрольных туров по учебным заведениям и интернатам области.
«Когда я решила работать с молодежью в гендерной плоскости, то первое, о чем я их спросила, как бы они хотели получать информацию?» Ответ был несмелый, но четкий: «Без моралей, то есть наставлений и лекций». Уже тогда я поняла, что привычная форма стала нудной для молодежи, и она нуждалась в альтернативе, новом трансляторе размышлений над жизнью. Так родилась идея положить начало социальному театру, потому что во время спектакля можно поставить вопрос и зрителям, и актерам, — рассказывает общественная активистка Светлана Дубина. — Мы все взаимодействуем, коммуницируем между собой. У кого-то — комедия, у кого-то — трагедия. Но для каждого человека главное — выговориться, попробовать осознать свою жизненную позицию, «увидеть» ее. Когда я начала общаться с детьми, то поняла, что многие из них не хотят возвращаться домой после занятий, или наоборот — идти в школу или общаться с ровесниками. Детей тревожит насилие в разных его проявлениях, и это настораживает. Во время спектакля можно «примерять» на себя разные роли, выступить и как обидчик, и как жертва, посмотреть на себя со стороны. И когда дети проигрывают эти роли, они лучше ориентируются в ситуациях, в жизни».
Сценарии юные актеры пишут сами. Но перед тем, как приступить к творчеству, они проходят ряд тренингов по той или другой теме, потому что должны понять суть проблемы и найти пути ее решения. На занятия для молодых актеров приглашают профессиональных тренеров, ведь проблемы, которые поднимают дети в своих социальных спектаклях, сложные и... неудобные. Сами же авторы сознаются, что темы для сценариев всплывают наружу еще во время занятий, их нетрудно найти, ведь в будничной жизни много примеров дискриминации и насилия.
«Вы же знаете, как в школах «троллят» «не таких» детей, как над ними издеваются без причины?! Хотя каждый из нас имеет право быть таким, как хочется. Эта тема поднимается в постановке «Ярлыки». О распределении женских и мужских ролей, которое начинается еще с детства: девочки нежные и хрупкие, им — розовое, а мальчики мужественные и сильные, им — синее, рассказывается в миниатюре «Девушки не автомобилисты», — описывает актриса театра Диана Минина. — Каждый из нас, кто пишет миниатюру, предварительно распределяет в своем воображении роли между актерами. Никто никого не заставляет быть тем или другим героем. У нас демократия!»
Наталья Паламарчук, практический психолог Винницкого технического колледжа, на базе которого действует социальный театр, говорит, что после того, как дети начали посещать социальный театр, у нее прибавилось работы. Студенты начали активнее обращаться за консультациями и рассказывать о своих проблемах.
«Театр имеет уже четыре выпуска, ведь действует еще с 2011 года. С каждым годом дети становятся более открытыми в своих взглядах на жизнь, — замечает Наталья Паламарчук. — И должна признать, что вопрос насилия, в частности в семье (со стороны неродных родителей), — это неодиночные случаи. Также студенты консультируются по поводу насилия в паре, когда молодые люди начинают контролировать жизни друг друга. Им это не нравится. Они стремятся быть независимыми и равными в отношениях. А это уже результат работы социального театра, который позволяет смоделировать разные ситуации и указать на решение проблемы».
После каждого спектакля актеры работают со зрителями. Они или распределяют их на группы, или работают со всем залом. Ведь каждый спектакль подводит к выводу, но не озвучивает его. И задача актеров — выяснить: а как бы вы завершили эту пьесу?
«Как-то после спектакля в одной из районных школ области ко мне подошел «очень буйный мальчик», как его называли, и сказал: «Сегодня я едва не заплакал, вы показали в пьесе мою маму, и теперь я ее понял». Для меня его слова были признанием, как звание народной артистки... Задача наших актеров — мотивировать зрителя задуматься. Они не «Бременские музыканты» — приехали, показали и уехали, они хотят общаться. Наши актеры настолько креативят, что временами плакать хочется от боли. Особенно когда показывают невнимание родителей, поднимают тему рожденных ради денег детей, унижения от ровесников, учителей. Они вставляют фразы, которые запомнили на всю жизнь, в реплики главных героев: «Ты думаешь, что знаешь физику? Курица та же птица, но не летает!» — цитирует фразу из спектакля «Мотузка» Светлана Дубина. — С рождения мы обременяем наших детей запретами, барьерами, оковами, которые наносят им вред. Но так не должно быть. От этого мало пользы. Поэтому не бойтесь их «фишек», любите своих детей, им нужно жить и легко дышать».
Этот сезон социального театра уже завершился. И не только финальными аплодисментами, но и размышлениями для зрителей о (не) правильных формах жизни. Останавливаться актеры-волонтеры не собираются. Они уже думают над продолжением историй своих героев. И новые миниатюры не промедлят появиться, потому что актуальных тем еще так много...