Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О вызовах и ответственности

Кардиохирург Василий Лазоришинец: помощь сердцу — как модель медицины
25 мая, 2017 - 10:02

В Амосовском институте есть замечательное правило: трудную новаторскую операцию, впервые удачно выполненную молодым хирургом, коллеги на пятиминутке отмечают аплодисментами. Сегодня есть повод такое же чувство признательности и поддержки выразить видному хирургу и организатору здравоохранения, директору НИССХ имени Н.М. Амосова, члену-корреспонденту НАМН Украины, профессору Василию Лазоришинцу. Ему исполняется 60 лет.

— Василий Васильевич, вы трудитесь в знаменитых стенах уже три десятилетия, и у вас тут были три учителя — Николай Михайлович Амосов, Геннадий Васильевич Кнышов, Михаил Францевич Зиньковский. Пожалуйста, несколько слов о каждом.

— Николая Михайловича, еще не представляя, что войду в его когорту, я впервые увидел и услышал в 1974 году, когда нам, первокурсникам Киевского медицинского института, он прочел лекцию о будущем медицины. Амосов говорил о времени, когда, возможно, появятся хирурги-роботы. Я тогда даже подумал: может, стоит уйти в направление, именуемом сегодня биоинженерией и медицинской кибернетикой? Но остался все же верен первоначальному выбору. А профессионально встретился с Николаем Михайловичем в 1987 году — в последний год его директорства. К тому времени я уже приобрел определенный опыт сердечно-сосудистого хирурга в областной больнице в Чернигове. Однако понимал, что нужно развиваться дальше, поэтому подал заявление в клиническую ординатуру НИССХ. Сдал успешно экзамен. В 1988 году директором Института был избран Геннадий Кнышов, с которым довелось трудиться более 20 лет. Именно Геннадий Васильевич открыл нам «окно в Европу». Мы стали активно ездить в авторитетные клиники мира для стажировки и обмена опытом. Что же касается Михаила Зиньковского, то ему принадлежит великая заслуга основания первой в Украине клиники кардиохирургии детского возраста. Здесь нам удалось осуществить мечту Амосова и Зиньковского: мы стали успешно оперировать новорожденных при обнаружении критического порока сердца.

— Продолжая тему спасения маленьких детей, нельзя не сказать о создании нового направления — акушерской кардиохирургии. Почему она так важна?

— Важна по двум причинам. Во-первых, немалое количество женщин,  несмотря на патологию сердца, иногда довольно тяжелую, обостряющуюся в предродовой период, все же решаются на материнство. И чтобы оно благополучно осуществилось порой нужна сложная операция на сердце, которую можно провести только в условиях нашего института. Поэтому совестно с Институтом педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины мы организовали мультидисциплинарную команду, задача которой максимально обезопасить беременную от возможных рисков при имеющейся патологии сердца. Отмечу, что в особенно сложных случаях роды проходят в нашем Институте. Так мы спасли более 40 жизней будущих матерей...

Во-вторых, есть новорожденные, которые нуждаются в помощи кардиохирурга уже в первые дни, иногда даже часы жизни. Но для этого необходима соответствующая диагностика еще в пренатальном периоде, то есть в материнской утробе. Так, впервые в Украине была выполнена операция по поводу врожденного недоразвития левых отделов сердца у только что родившейся девочки. Затем последовали еще две восстановительные операции. Сегодня ребенок нормально развивается. Правда, в будущем ей, скорее всего, понадобится пересадка сердца.

— Ваш институт занимается сегодня трансплантацией сердца?

— Пока нет. Но такие исследования в эксперименте, то есть на животных, мы успешно проводили.  Иными словами, мы готовы к таким вызовам. Однако, пока считаем целесообразным сосредотачивать свои усилия на тех операциях, в которых мы в Украине — лидеры. Это и аортокоронарное шунтирование на работающем сердце, и борьба с септическим эндокардитом, и вмешательства на аорте. Здесь у нас результаты одни из наилучших в мире.

А что касается пересадки сердца, то, прежде всего, нужно расставить акценты в сугубо правовой плоскости, а потом уже размышлять в практическом направлении. Но будущее все же за наработками биомедицинской инженерии, такими, как и искусственное сердце в том числе.

— У вас есть опыт работы в Минздраве Украины в качестве заместителя министра и исполнявшего его обязанности. Каков ваш взгляд на перспективы реформирования здравоохранения?

— Я довольно много изучал системы здравоохранения в разных странах, где мне приходилось, и работать, и проходить стажировку. По моему мнению, универсальной системы здравоохранения не существует. Каждая страна имеет свою, отличную от других. Красноречивым является пример с обязательным медицинским страхованием: половина развитых стран его имеет, а другая нет, и даже не планирует его вводить.

Но главное состоит и в том, что реформа медицины невозможна без  реформы административной, финансовой, пенсионной. И если кто-то скажет, что это не так, — не верьте. Необходимо четко определить для каждого министерства свой участок  ответственности.

Скажу больше. В нашем Институте в свое время была проведена, я бы сказал, мини-реформа. Суть ее заключалась в переводе оплаты труда всего персонала на четко обусловленные, более справедливые принципы: вместо оплаты койко-мест было введено финансирование за успешно проведенные операции. В результате, помимо более высоких зарплат, у людей появился и четкий стимул к профессиональному совершенствованию. Думается, что такой принцип должен быть учтен и в планируемой реформе.

— Василий Васильевич, от всей души поздравляем вас с юбилеем. Успехов вам и вдохновения в дальнейшей большой работе!

— Благодарю.

Подготовили Юрий ВИЛЕНСКИЙ, Виктория ЯСНОПОЛЬСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ