В октябре этого года исполняется 75 лет со дня Основания Ужгородского национального университета. За это время его ректорами назначали и выбирали 12 личностей. Каждый из них внес заметный вклад в развитие вуза. Шесть лет подряд успешным руководителем УжНУ является его выпускник, доктор медицинский наук, президент Ассоциации нейрохирургов Украины, единственный из постсоветского пространства член Тренировочного комитета Европейской ассоциации нейрохирургов, автор более 200 научных и учебно-методических работ, лауреат Первой Национальной медицинской премии в номинации «Лучший практикующий врач», председатель экспертной группы МЗ Украины по специальности «нейрохирургия» профессор Владимир Смоланка. Накануне 29 годовщины Дня Независимости Указом Президента Украины он удостоен звания «Заслуженный врач Украины».
До ректорства в Ужгороде он возглавлял созданный по его же инициативе и под непосредственным руководством первый и пока единственный в Украине Центр нейрохирургии и неврологии, в котором, вместе с коллегами, успешно лечит больных с заболеваниями нервной системы со всей страны. Ежегодно лично проводит до 250 сверхсложных хирургических операций.
Сейчас Владимир Иванович — единственный в Украине ректор-медик классического университета. Под его руководством УжНУ прочно укоренился в когорте лучших украинских высших учебных заведений. Характерной особенностью его стиля руководства коллеги называют гармоничное сочетание демократизма и взвешенности с требовательностью и решительностью.
«ОТЕЦ ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ ПЕРВЫХ ТРЕХ ВЫПУСКНИКОВ УЖНУ, КОТОРЫЕ ЗАЩИТИЛИ КАНДИДАТСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ»
— Ваш отец был среди первых студентов только созданного Ужгородского госуниверситета. Что он рассказывал вам об университете в годы его студенчества?
— Да, мой отец Иван Смоланка поступил в Ужгородский университет в первые годы его основания и принадлежит к числу первых трех его выпускников, защитивших кандидатские диссертации. Всю жизнь отец работал на химическом факультете: заведовал кафедрой, трижды его выбирали деканом. В детстве я много времени с удовольствием проводил у него на работе. И сегодня, когда захожу на химфак и слышу тот специфический запах реактивов и химических соединений, которым пропитаны его стены, всегда вспоминаю свое счастливое детство ...
Когда отцу было 54 года, он перенес очень тяжелый ишемической инсульт. Болезнь он поборол и прожил еще 20 лет, но дар речи к нему так и не вернулся. Он всегда внимательно слушал мои рассказы, оживленно реагировал на них, но высказать свои мысли не мог. К тому времени, когда тяжелая болезнь отца лишила нас возможности полноценно общаться, мне было всего 19 лет. Поэтому в моей памяти сохранилось слишком мало его рассказов, в частности и о его студенческих годах.
— Когда пришло время определяться с выбором профессии, вы и ваш старший брат выбрали врачебную профессию, как и ваша мама. Что побудило к этому?
— С тех пор как себя помню, мама говорила, что старший сын Иван станет специалистом-химиком, как отец, а я — врачом, как мама. С таким «раскладом» я рос... Когда брат заканчивал школу и наступила пора определяться с выбором профессии, он заявил, что хочет быть врачом, поскольку чувствует, что это его жизненное предназначение. Иван с детства был не по годам серьезным парнем и профессию себе выбрал соответствующую — хирурга. Выбор старшего брата еще больше укрепил мое детское убеждение стать врачом.
— Почему вы выбрали именно нейрохирургию?
— С детства у меня была тяга к чему-то новому, неизвестному. Поэтому на первых курсах решил стать невропатологом, поскольку мне казалось, что именно мозг является наименее исследованной сферой в медицине. Но когда брат Иван уже выбрал для себя хирургическую специальность (а в травмпункте городской больницы мы работали уже с четвертого курса), то под его влиянием я тоже захотел быть хирургом. В итоге получилось так, что я соединил свое стремление изучать мозг с хирургией и еще тогда пришел к выводу: именно нейрохирургия является той областью медицины, где я смогу реализовать себя лучше всего. Сегодня могу с уверенностью сказать, что не ошибся.
«КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ИЗМЕНИЛСЯ ФОРМАТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В АУДИТОРИЯХ»
— Как со времени вашего студенчества изменился сам университет?
— Он стал качественно другим — более масштабным, модерным и, я бы сказал, более человечным. Во времена моего студенчества в УжНУ было 8 факультетов, на которых обучалось менее 10 000 студентов. Медицинский факультет как сейчас, так и тогда, был одним из крупнейших. В сегодняшнем УжНУ — 21 факультет и почти 15 тысяч студентов, в нем учатся граждане других государств.
Но самое главное, что в корне изменился формат взаимоотношений в его аудиториях. Во времена нашего студенчества отношения между студентами и преподавателями были ощутимо формализованы, между ними существовала слишком большая дистанция. Сегодня ситуация меняется: вместо преподавательского менторства утверждается живое общение, предметные дискуссии между опытными и молодыми людьми стали привычным явлением. Эти изменения являются отражением фундаментальных общественных трансформаций. В европейских и американских вузах преподаватели и студенты вместе могут пить кофе, обсуждать какие-то злободневные жизненные вопросы, выходящие за рамки учебного процесса. В этом направлении идем и мы.
— В интервью газете «ФЕСТ» в 2006 году вы рассказывали, что лучшей нейрохирургической клиникой Канады является больница 90-тысячного города Лондон в провинции Онтарио, и поделились мечтой основать подобную клинику в Ужгороде. Вам удалось реализовать мечту?
— Вполне! Если сегодня спросить у ведущих нейрохирургов мира, что они знают о нейрохирургии в Украине, то 95% ответят, что слышали именно о деятельности Центра нейрохирургии и неврологии в Ужгороде и постоянно поддерживают с нами отношения (и во время нашего разговора Владимиру Смоланке звонил член административного Совета Всемирной Федерации нейрохирургических обществ профессор Мирослав Вукич из Загреба. — В.И.). На создание Центра нейрохирургии и неврологии было затрачено много усилий, энергии и времени. Зато сегодня эта клиника, в которой лечатся больные со всей страны, на самом деле ведущей в Украине. В ней по самым современным методикам проводятся наиболее сложные хирургические вмешательства, часть из которых не выполняют ни в Украине, ни даже в соседних странах. Ежегодно специалисты нашего Центра, большинство из которых являются бывшими моими студентами, проводят почти 1100 операций. У нас самая высокая хирургическая активность в Украине и хорошие результаты лечения.
— Что побудило вас, успешного нейрохирурга с европейским именем, идти на выборы ректора университета, который переживал не лучшие времена?
— Работая длительное время на одном месте, в одной отрасли, человек постепенно начинает привыкать к обстановке и, чтобы не «заплесневеть», нужна некая новая мотивация, внутренние и внешние стимулы. Будучи заведующим кафедрой и директором Центра, совмещал лечебную, научную преподавательскую и управленческую работу. Но в определенный момент наступает осознание того, что на этом месте ты уже достиг поставленной цели, и возникает желание реализовать себя в проектах большого масштаба. Именно через эту призму принимал для себя непростое решение идти на выборы ректора, хотя сомнения, безусловно, были. Окончательное решение принимал уже после того, как поработал в качестве и.о. ректора и понял, что смогу совмещать эффективный менеджмент в должности ректора, с успешной лечебной практикой. Огромным аргументом в пользу ректорства стал мощный фактор поддержки университетской средой, что позволило быстро сформировать качественную и эффективную команду управленцев, с которыми мне комфортно работать на развитие университета.
«СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОТКРЫТИЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ СЕГОДНЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НА СТЫКЕ ОБЛАСТЕЙ ЗНАНИЙ»
— Чем живет УжНУ в год своего 75-летия?
— УжНУ должен быть модерным университетом, который развивается быстрыми темпами, даже с опережением определенных тенденций. Это касается всех сфер его многогранной деятельности — образования, науки, общественной активности, материальной базы. Мы должны адекватно реагировать на вызовы времени, в частности в таких приоритетных сферах, как здоровье людей, новые технологии, альтернативная энергетика, сохранение окружающей среды, развитие общественных процессов. Наши выпускники должны быть компетентными и всесторонне подготовленными к работе во всех отраслях, а полученные ими в университете знания должны стать эффективным инструментом их профессиональной деятельности.
Реализация этой задачи предусматривает создание новых образовательных программ и открытие востребованных сейчас специальностей на стыке отраслей знаний. Поэтому сегодня обучение должно быть качественным и интересным для студентов, способствовать гармоничному развитию и как специалиста, и как личности, активного члена общества и общества в целом. Этому в определенной степени будет способствовать и внедрение в условиях пандемии covid-19 дистанционного обучения, которое в дальнейшем будет укореняться в учебном процессе.
— Какими преимуществами наш университет привлекает абитуриентов?
Конкуренция между вузами Украины очень высокая, она будет расти и дальше. В последние годы добавилась еще и возможность получения высшего образования за рубежом. Безусловно, часть молодых людей привлекает возможность получения диплома страны, являющейся членом Европейского союза. Это — нередко единственный весомый аргумент. Зарубежные университеты привлекают выпускников наших школ информацией о том, что обучение там бесплатное. На самом деле это не совсем так, ведь студент не платит за обучение, как правило, только первый год обучения. Кроме того, приобретение книг, методически учебных пособий, проживание в общежитиях, является платным и недешевым. В Ужгороде высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив — в университете работают по основному месту работы 151 доктор наук, профессор и 723 кандидатов наук, доцентов, с лекциями постоянно выступают известные люди, интересные личности, проводятся дискуссии, круглые столы по актуальным для молодежи проблем. Наше заведение высшего образования занимает высокие места в рейтингах, постоянно прогрессируя и динамично развиваясь. Диплом УжНУ признан за рубежом, выпускники успешно работают в ведущих образовательных и научных учреждениях мира. Наш университет исповедует европейские ценности, поэтому дух демократии, свободы превалирует в Ужгороде.
«ПОЧТИ 90% ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В УКРАИНЕ ОТНОСИТСЯ ИМЕННО К УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКЕ»
— Специалисты утверждают, что сегодня в Украине наука существует благодаря университетам...
— Действительно так, хотя это не повод для радости. По информации заместителя министра образования и науки Максима Крыши в 2014—2019 годах, почти 90% фундаментальных научных исследований в Украине принадлежат именно к университетской науки. Важность научных исследований определяется, в частности, индексом Гирша, основанном на количестве цитирований опубликованных научных статей. По этому индексу УжНУ находится на 14 месте среди заведений Украины.
С целью стимулирования научной деятельности в 2015 году мы ввели премирования научно-педагогических и научных сотрудников университета за публикации в изданиях, входящих в международные наукометрические базы данных Scopus и Web of Scienсe и имеющие импакт-фактор IF Cite Score. Премирование авторских коллективов проводится ежеквартально. Это положительно повлияло на количество и качество публикаций. Если в 2015 году таких статей было опубликовано 79, то в 2019 году работники университета подготовили и опубликовали 170 статей в Scopus и 129 в Web of Science. Стабильная (в течение последних трех лет) значительное количество научных публикаций в высокорейтинговых журналах позволила попасть среди 680 университетов мира в известный рейтинг Scimago. За каждую статью наши авторы получают от университета премию в сумме от 6 до 15 тысяч гривен.
В целом стимулирование преподавателей и ученых является одним из краеугольных камней поддержки развития науки в УжНУ. Уже на протяжении четырех лет мы проводим рейтинг научно-педагогических работников и 10% лучших преподавателей получают 15% надбавки к должностным окладам. Все работники университета получают в конце года премию в сумме должностного оклада. Недавно провели опрос студентов для определения лучших преподавателей по дистанционному обучению, и 60 из них премируем.
— Каким представляете будущий мир и себя в нем?
— Нынешний мир меняется настолько динамично и непредсказуемо (недавний успешный запуск ракеты Falcon 9 Илона Маска подтверждает это), что заглядывать в очень отдаленную перспективу — неблагодарное дело. Чтобы быть готовым к будущим вызовам, не остаться на обочине общественного прогресса и профессионального уровня, следует заботиться о своем здоровье, быть активным, продуцировать идеи для профессионального совершенствования и безотлагательно реализовывать их.