Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О жестокости и доброте

Что изменилось в жизни общества за 2006 год
27 декабря, 2006 - 21:34
СКОЛЬКО НИ ОБЕЩАЛИ НАМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБОРУДОВАТЬ ГОРОДА ПАНДУСАМИ, А ПАНДУСОВ ВСЕ НЕТ. МЕЛОЧЬ, А НЕПРИЯТНО. И ОЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЬНО / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

2006-й не был особо богат событиями в социальной сфере. Впрочем, в нашей стране социалка событиями вообще обычно не балует — основные тенденции намечены уже давно и общество движется до накатанной дорожке, то там, то сям делая остановку. Иногда остановки затягиваются. Иногда даже кажется, что дальше путь мы продолжать не будем. И тогда рождается тема. Для хорошей проблемной статьи. А когда движение все же возобновляется — не зря же мы пишем хорошие проблемные статьи — рождается тема для небольшой заметки, полосу эдак на вторую: все, мол, хорошо. Лучше, чем мы думали.

А кардинально ничего не меняется.

Впрочем, случаются непредвиденные ситуации. Вот, например, болезни. Встретили мы новый, 2006-й год, напомню, под знаком птичьего гриппа. Паника была посеяна заблаговременно и добросовестно: всю зиму и полвесны мы ждали, что пресловутый грипп мутирует, смешавшись с гриппом обыкновенным, и начнет уничтожать человечество воздушно-капельным путем, да с такой скоростью, что остальным болезням, включая чуму, подобная скорость и не снилась. Но вирус повел себя мирно (либо же, как уверяют врачи, меры, предпринимаемые человечеством, его усмирили), и довольствовался убийством диких гусей-лебедей и домашних кур. Последних, кстати, больше уничтожали спасатели МЧС, чем грипп. Благодаря этому или нет, но надвигавшийся апокалипсис удалось предотвратить. От «куриных историй», бесконечно демонстрируемых по телевизору, осталось чувство тревоги и... агрессии, о которой еще будет сказано позже. Массовые убийства — это нехорошо для массового сознания, пусть даже жертвы всего-навсего курицы, которым и так было суждено отправиться в суп.

***

Как год начался, так он и закончился — паникой и насилием. Как уже писал «День», последний месяц в нашей стране стал месяцем странных и страшных происшествий — то в одном, то в другом регионе происходили массовые беспорядки, как будто озверина во все водохранилища подмешали. Плюс — несколько показательных самоубийств. Все это, понятное дело, не просто так, а как следствие политической-экономической нестабильности, от неустроенности и одиночества...

От повышения тарифов на коммунальные услуги. Вот, кстати, одно из наиболее знаковых социальных, да и политических, событий года. Украина объединилась, чтобы поднять тарифы — во всех городах и весях в одночасье, чтобы не чувствовали себя одинокими граждане в необходимости отдавать столько денег за непонятно как предоставляемые услуги. Цены поднялись — качество остается на месте. Несколько тысяч граждан в стране поднялись на митинги — остальные остались дома. Можно, конечно, строить разные версии о причинах отсутствия стихийного протеста, хотя в принципе-то все против. Но есть в этом какая-то гордость, какое-то презрение к власти и ее решениям, нежелание ни просить, ни требовать... Вам так не кажется?

***

Серьезные подвижки произошли в сфере защиты прав человека и... животных. Начнем с последних. Наконец-то, после долгих мытарств, двух вето и многочисленных корректив Верховной Радой был принят Закон Украины «О защите животных от жестокого обращения», в котором регламентируются такие важные моменты, как содержание диких животных, крокодилов всяких и леопардов (в квартирах — категорически запрещено), усыпление бездомных животных, проведение собачьих боев (тоже запрещено) и тому подобное. Не то, чтобы с принятием этого закона что-то качественно изменилось в обращении с животными, но с таким нормативным документом общественным организациям будет гораздо проще бороться за соблюдение прав зверей.

***

И, наконец-то, в Киеве открылся приют для бездомных людей. После того, как тысяча человек замерзла на улице. Представляете, какая была бы трагедия, погибни эта тысяча в каком-нибудь торговом центре от рук террористов, или разбейся она в самолете, или если бы они отравились некачественным мясом, завезенным из соседней страны? Но смерть тысячи бездомных украинцев и общество, и власти приняли абсолютно спокойно. Все равно, что сказали вслух: «Бомжи — не люди». Впрочем, Дом социальной опеки все же открыли.

***

Много внимания было также уделено людям с особыми физическими потребностями. Определенный позитив: журналистам и общественным организациям наконец удалось донести до сознания властей, что инвалидам нужны не деньги, а работа. В феврале даже был создан специальный Центр по трудоустройству людей с ограниченными физическими возможностями. А уж сколько всяких круглых столов организованно, сколько важных слов сказано!

А пандусов-то нигде так и нет. И те, которые есть, обычно абсолютно не приспособлены для спуска и подъема. Нынешний министр труда и социальной политики Михаил Папиев, правда, никому особо и не обещал эти пандусы сделать. Потому что в свое время Вячеслав Кириленко и Иван Сахань «Дню» чуть ли не клялись, что через месяц-два пандусы будут везде, начиная с Кабинета Министров. А в этом году — ни пандусов, ни обещаний. Перефразируя расхожую фразу, «мужик не сказал — мужик не сделал». В свете чего все разговоры о трудоустройстве — не более, чем фарс. Как можно трудоустраивать людей, которые не могут передвигаться по улицам и попадать в здания? Ведь не у всех амбиции удовлетворяются склеиванием конвертов...

И уж совсем печальная история про ограниченные физические возможности, произошедшая в этом году, — это история Ирины Гавришевой из Запорожья. Девушке, вопреки законодательству и здравому смыслу, отказали в приеме документов в медицинский институт. Все высокие чины от социальных ведомств скромно промолчали. Но обсуждение прорвалось на общегосударственный уровень, и но не может не принести никаких плодов. Будем ждать!

***

Изюминкой же среди правозащитных новостей стало увольнение Нины Карпачевой с поста омбудсмана. Казалось, Нина Ивановна будет уполномоченным по правам человека вечно. Особенно после того, как больше полугода все наши правозащитники и правоохранители в упор не замечали, что она совмещает свою старую должность с депутатской в Верховной Раде. И то, что все же заметили и добились увольнения, — уже, конечно, хорошо. Гораздо хуже то, что Нина Ивановна вот-вот вернется на свое прежнее место. Ни в коем случае не имею ничего против лично госпожи Карпачевой. Просто, как можно отдавать такой важный правозащитный пост человеку, который преспокойно столько месяцев нарушал законодательство и пытается найти в нем лазейку сейчас, чтобы вернуть себе должность? Тем более, что появился другой, вполне реальный и очень достойный кандидат в омбудсманы — известный правозащитник Евгений Захаров. Но, напомним, Нина Ивановна прошла в парламент по спискам Партии регионов. И народный депутат от этой партии Анна Герман уже сделала заявление о том, что их политическая сила будет Карпачеву на голосовании за омбудсмана поддерживать. И можно предположить, что таки будет — вместе со всем парламентским большинством. Так что шансы на смену Уполномоченного по правам человека малы. Но все же есть — ведь кто поспорит с тем, что в нашей стране ничего нельзя сказать наверняка?

***

Наверняка нельзя сказать, какие последствия Чернобыльской катастрофы нас ожидают. По случаю двадцатой годовщины страшной даты международные организации представили свои отчеты о положении дел на пострадавших территориях. Отчеты сами по себе — катастрофа. Так и хочется крикнуть: «Нельзя говорить такое людям! Нельзя говорить людям, что они умрут от рака, и не так уж не скоро», — вот так вот безапелляционно, как сделал это Greenpeace. Такие заявления создают огромную психологическую проблему наряду с экологической. И если пытаться подытожить все сказанное в последнюю декаду апреля этого года, то получиться призыв не думать о радиации и болезнях. Конечно, нужно следить за своим здоровьем. Но не нужно объяснять все болезни Чернобылем — особенно детям. Как объясняли, кстати, мне. Очень неприятно, скажу я вам, слышать, что ты чернобылец. И еще неприятнее понимать, что это такое, когда вырастаешь. И помнить об этом всю жизнь.

***

Теперь о хорошем. О благотворительности. Удивительное, как по сравнению с прошлым годом, количество сообщений о благотворительных акциях поступило к нам в редакцию в этом году. Кто от чистого сердца, а кто для пиара — но богатые люди принялись активно творить добро. В основном, делать подарки. Реже — помогать перспективным людям, в основном, молодым, найти себя в жизни. Это сложнее. Но, наверное, непросто найти в большом городе детский дом или школу-интернат, куда бы не приезжали в течение года благотворители — хотя бы с несколькими книжками и конфетами. И поскольку добро не портится от того, что одновременно является пиар-технологией, можно говорить о большом шаге нашего общества вперед, к цивилизации. Особенно если учесть, что некоторые люди в стране уже понимают другое, более важное и не имеющее отношения к пиару, значение благотворительности.

Главное благотворительное событие года — это 250 миллионов гривен, собранные фондом «Украина 3000» на строительство «Детской больницы будущего», в которой будут бесплатно лечить малышей от самых тяжелых болезней. Строительство, конечно, факт не только не завершенный, но еще и не начатый, поэтому оценивать его пока тяжело. Но то, что 2,7 миллиона гривен на эту больницу было собрано через мобильный номер 353, уже само по себе серьезный повод для радости. Эти деньги переслали простые люди — по чуть-чуть, по пять, десять, пятнадцать гривен... И таких людей, способных пусть на мелкую, но благотворительность, в нашей стране оказалось очень много. Вот вам и «хата скраю».

***

Радуют и печалят украинские вузы. С одной стороны, за этот год они осуществили серьезный рывок во внедрении Болонской системы. А с другой, о качестве образования так никто особо и не печется: для вузов главное — деньги, а для студентов и их родителей — дипломы. Ситуация плоха тем, что устраивает все стороны, и никого не стимулирует повышать уровень собственно образовательного процесса. А никакой системы контроля за этим уровнем в нашем государстве не предусмотрено. Еще одно важное событие в образовательной системе — переход на внешнее тестирование в школах, которое в перспективе предполагает абсолютно объективную оценку знаний ребенка при поступлении в вуз. Кроме того, Министерство образования и науки начало активно сотрудничать со студенческими организациями, а это, в свою очередь, в перспективе обещает решение многих проблем учебных заведений.

***

И еще много всего хорошего и плохого случилось в стране. Но все же общая тенденция — это неразрешенность старых проблем. Самым ярким примером, конечно, служат пресловутые пандусы. Несмотря на многочисленные обращения инвалидов и материалы журналистов, власти, как центральные, так и региональные, не могут установить в городах пандусы. Получается, мы все время делаем шаг вперед и два назад. Вперед — это заявка благих намерений, а два назад — это невыполнение обещанного. Один шаг — собственно невыполнение, а второй — неприязнь и недоверие со стороны людей, которым обещали, по отношению к тем, кто обещал. И вот почему — тревога и агрессия. Да еще осознание собственного бессилия, потому как добиться реакции властей вроде удается, но ни к каким конкретным результатам эта реакция не приводит.

Классическая неразрешимая и вызывающая возмущение простых граждан проблема — несанкционированная и вообще невообразимая застройка. Не только Киева, но и других городов. Казалось бы, на детской площадке лишний «грибок» воткнуть некуда, а тут вдруг раз — и обнесли строительным забором, а на нем табличка: быть здесь центру. Офисному. Развлекательному. Жилому. Горожане идут к властям, а власти говорят: да, вы абсолютно правы. Только вот земля уже продана. Так что свыкайтесь с мыслью, что ваши окна будут выходить на центр. Как поется в песне, ну как тут не плакать?

Но плакать мы все же не будем. Во-первых, в Новый год негоже плакать. Во-вторых, потихоньку мы все же двигаемся по правильному пути, а если где остановка — пишите к нам в редакцию, сделаем проблемную статью... В третьих, уже появляетсякакая-то броня, не пропускающая плохие новости внутрь, а слезы — наружу. Говоря известными всем словами — все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А у нашего народа такая история, что еще совсем немного трудностей — и мы наверняка станем не просто сильными, а сильнейшими. И будет нам счастье.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ