В номере №135 от 14 августа 2007 года в статье «Об историческом образовании и духовной суверенности украинцев» начата дискуссия на тему национального исторического сознания, которая представляется очень актуальной и перспективной с точки зрения развития украинского государства.
Бросается в глаза, что не все признают очевидным, что у одной нации должно быть одно национальное историческое сознание. Здесь имеются в виду, понятно, не альтернативные историографические концепции по вопросам, которые действительно из-за недостатка материала не могут трактоваться однозначно даже в школьных учебниках. Речь идет о восприятии Родины, об осознании Украины как своей Родины вообще.
Фактически тема духовного суверенитета возникает именно потому, что нация украинцев еще не сложилась как нация политическая. Возможно, этот процесс происходит именно в наши времена. Верить в то, что история может быть объективной со всех точек зрения, уверять что в учебниках по истории не должно быть политики, или государственнической идеологии это кощунство. Даже если и представить такой учебник, т.е. такой, в котором только чистые факты без размышлений, тогда в чем цель такого учебника, где его патриотическая составляющая. А если не для воспитания патриотов служит учебник по истории, то тогда для чего?
А как представить воспитание детей, как привить любовь к Родине, исходя из концепций страны, которая веками была оккупантом нашей земли? Которая и сейчас проводит типичную колониальную политику, теперь только идеологическую. На примере кого воспитывать патриотизм? На примере Мазепы? Петлюры? или Бандеры? Мол, ничего страшного в том не будет, если в Донецке будут считать Мазепу изменником России. А какая, хочется спросить, разница изменником кого он был? Уверяю, никакой разницы, с точки зрения банальной морали, кого именно предал Мазепа, нет. Одно слово — предатель. И если исходить именно из такой российской идеологемы, то вы не найдете других фигур в истории украинцев кроме тех, которые предавали или Украину, или Россию.
Поэтому для воспитания единого национального сознания нужна единая национальная государственническая политика на всем информационном пространстве Украины. Необходимо ярко и взвешенно акцентировать внимание детей на вопросах отношения к своему языку, земле, культуре и своим героям. Нужно, если хотите сделать этих героев. Советская империя делала этих героев на лжи. А в нашей истории ложь не нужна, достойных фигур немало, достаточно их очистить от грязи. И одной из них является Мазепа. С точки зрения морали, патриотизма, интеллекта, культуры эта фигура настолько возвышается, хотя бы, перед Петром I что национальное достоинство может быть воспитано только на таком сопоставлении.
Патриотизм не может быть альтернативным, любовь к Родине, как и к родной матери, не может иметь разных точек зрения. Учебник по истории для украинских детей — это мощное идеологическое оружие, он, как гетманская булава, или наводит порядок в мозгах, а соответственно в государстве, или нет.
Кроме того, учебник должен быть духовным образцом. Может, те нацисты, которые в газовых печах очень эффективно душили людей и были некими менеджерами, но у детей к таким «историческим фигурам» учебник должен вызывать лишь отвращение. Если мы вообще люди, если есть на свете хоть что-то человеческое, то не может быть даже сомнения в том, что недомолвки на тему, например, Голодомора 1933 года невозможны. Здесь даже не главное, русские организовали голодомор или украинцы сами себя замучили. Здесь необходимо максимально донести до детских сердец всю «эффективность» коммунистических убийц, во всей ее полноте.
Учебник по истории, как это банально не звучит, должен быть украинским, тогда не будет дилеммы как одним учебником объединить Украину. Т.е. взгляд должен быть на родное, на свое. Кстати, такой взгляд неоднократно демонстрировали и неэтнические украинцы. Поэтому имеется в виду не физическое происхождение, а духовная связь авторов. А свое: оно и галицкое, и слобожанское, и русинское, потому что все оно украинское.
Вообще, если мы не уверены, что у нас есть учебник, который был бы своим для всех регионов, то, может, проблема не в том, что у нас очень разные регионы, а в том, что у нас нет талантливых и национально сознательных авторов, которые искренне бы любили все регионы, и имели дар к составлению учебников.
Не нужно писать какой-то особой истории, которая устраивала бы всех. Нужно написать об Украине разумно и гордо. Это как раз и устроит все регионы. Объединить — это значит сделать всех причастными к чему-то величественному.