Согласно опросу Киевского международного института социологии, более 60% украинцев недовольны тем, что происходит в стране. По данным экспертов, больше всего наших граждан тревожит так называемые проблемы биовыживания: как прокормиться, что будет завтра, собственная безопасность, невозможность найти достойную работу, уже не говоря о самореализации, — то есть все то, что и 10, и 20 лет назад. Эти тенденции практически одинаковы приведенным Центром Разумкова: две трети опрашиваемых (66%) считают, что в течение 2011 года ситуация в целом в стране изменилась к худшему. Среди прочего причиной этого является и политическая ситуация: украинцам не добавляет оптимизма холодное отношение Европы к Украине и такое же — России.
Тревогу вселяет и то, что все чаще из уст политологов и самих политиков мы слышим слова «тоталитаризм», «диктатура» и тому подобное. Вырождение общества — основное условие для прихода тоталитарной власти. Это когда граждан менее всего интересуют культура, образование и духовность, а потребности выживания становятся доминантными. К тому же когда люди перестают критически оценивать то, что происходит. Украина — посттоталитарная и постгеноцидная страна, у нас много нерешенных моральных и духовных проблем, и это значит, что нам еще тщательнее нужно искать и потенциал для развития, а развитие — основное сопротивление всякому вырождению. Об этом «День» общался с заведующим кафедрой социальной психологии Прикарпатского национального университета, доктором психологических наук, профессором Еленой ЛИЩИНСКОЙ.
— Елена Альбертовна, хотя, по данным исследований, украинцы менее всего доверяют власти, а больше всего — церкви (более 70%), все же у всех на устах — темы политические.
— Жизнь за последние годы изменилась. У нас информационная эпоха. Информация уже не оторвана от нас, ведь ныне мы живем еще и в эпоху интерактивной информации: люди могут комментировать все что угодно в Интернете, и это создает иллюзию влияния на события. Телевидение тоже пытается быть интерактивным — передачи предлагают варианты дозванивания, смс-голосования. У меня это вызывает впечатление, которое было от советских времен, когда господствовала коммунистическая партия: каждое постановление пленума или съезда обязательно было нужно утвердить всем коллективом на партийных собраниях. Это вызывало у людей ощущение, что они что-то решают. Ныне тоже людям дают возможность думать, что они что-то решают и что они являются участниками этих событий — и катастрофических, и политических, и шоу. К тому же сложилась такая ситуация, что люди смотрят одни и те же передачи, одни и те же новости — и в курсе происходящих событий. Ясное дело, что собственники медиа вкладывают в это деньги, и не нужно отбрасывать, что таким образом происходит целенаправленное влияние на массовое сознание. Векторы — разнонаправленные, но они все эмоционально заряжены, очень часто — негативными эмоциями. И это все влияет на людей: провоцирует тревожность, неуверенность в завтрашнем дне, сознанием таких людей легче манипулировать. Потому что когда человек тревожен, неуверен, когда ощущение целостности жизни разрывается, он склонен к неадекватным поступкам (конечно, он сможет потом восстановить равновесие, но будет потеряно время, ресурсы, деньги и тому подобное). И что мы видим? Ежедневно на человека обрушивается огромное количество негатива: то запасайтесь консервами, то — мы замерзнем, то еще что-то. Даются именно такие посылы, которые трогают людей в их потребностях биовыживания.
— В Украине все чаще говорят о тоталитаризме, о диктатуре. По вашему мнению, у нас есть предпосылки для возвращения?
— К сожалению, у ваших коллег есть тенденции ставить именно такие вопросы: будет социальный взрыв или нет, будет социальная революция или нет, что выведет людей на улицы... Еженедельно журналисты задают эти вопросы политикам и политологам на телеканалах, на газетных страницах. И еще такая тенденция: если в какой-то стране произошел террористический акт, то у нас две недели обсуждают, есть ли в Украине основания для терроризма. Наконец, кому-то это может прийти в голову.
Если говорить о тоталитаризме, а это — страшная вещь, то хочу отметить, что тоталитаризм — это вырождение самого общества. Такой режим создается, когда есть харизматичный психопат-лидер и общество, в котором сильно деградированы моральные ценности (это предпосылки начала тоталитаризма). Возьмем Германию, когда к власти пришел Гитлер легальным путем. Германия после двух войн хотела реванша. Тогда в Немецкой Республике было очень много либеральных свобод, но само население не было личностно достаточно зрелым, оно чувствовало себя обиженным. Поэтому идеи Гитлера легли на «подготовленную» почву. Когда возникают такие предпосылки, то появляется еще такая соблазнительная вещь: мы же люди порядочные, но, мол, ради большой цели мы можем пожертвовать нашими моральными принципами. Но что опаснее и важнее — установление тоталитаризма происходит там, где есть вырождение сферы образования и деградация морали. Если большинство людей не имеет образования, не напрягает свой ум и душу и живет в рамках рецептов, которые подает масс-медиа, то это — перспектива нового тоталитаризма. То, что происходит в нашей стране, как минимум, вызывает удивление. Но это нельзя связывать с тем, что у нас развивается тоталитаризм в полноценном понимании этого слова. Конечно, мы живем в поле масс-медиа, а масс-медиа дают не знания, а информацию, которая имеет очень большой манипулятивный потенциал.
— Если взять национальный характер и историю, то, хотя мы и терпеливы, все же терпение лопается...
— Да, украинцам не свойственно все жестко и грубо упорядочивать в жизни. Если взять нашу историю, например, от сталинских времен, то украинцы больше всего и сопротивлялись, и их было труднее «заразить» идеями, которые несет в себе тоталитарный вождь. Если взять типологию украинцев, которую представил этнопсихолог Николай Шлемкевич, то у нас достаточно большая часть людей имеет гоголевскую натуру (есть еще сковородинский тип, шевченковский и тип старосветского помещика). Эти типы Шлемкевич сформулировал, изучая характеры Сковороды, Шевченко, Гоголя и такую прослойку населения, которая жила столетие назад, — помещиков. Сковородинский тип — это философствование от пасеки до пасеки (это свойственно тесному интеллектуальному полю), шевченковский тип — это люди, которые самоотверженно придерживаются национальной идеи, не считаясь ни с чем. А гоголевский тип представляют люди, которые, понимая, что невозможно сделать что-то у себя в стране, садятся на поезд и в другой стране прекрасно себя реализовывают. Ну и тип старосветских помещиков, прослойка которых у нас расширяется (основная их ценность — капитал).
— Можете ли вы дать рецепты, как наращивать в себе иммунитет от влияния негативной информации?
— Ныне я пишу книгу «Психологическая концепция социокультурного иммунитета». Я говорила раньше об информационных вирусах, как они влияют на человека, как происходит заражение и как люди теряют на определенное время критичность мышления. Роль СМИ в этом трудно переоценить. Я стою на той позиции, что интеллигенция должна выполнять свою роль: она не должна опускаться к примитивным явлениям и не работать на уровне «любая прихоть — за ваши деньги». И очень важно пропагандировать ценность культуры, ее смысл. Я наблюдаю, что молодежь, которой 20 лет и которая живет в этих условиях, нормально может разбираться в деструктивных влияниях. Но вместе с тем я думаю, что для всех взрослых, которые чувствуют какую-то ответственность и имеют власть, очень важно придерживаться принципа справедливости. Потому что разочарование в справедливости порождает циничное отношение к жизни и приводит к принятию аморальных идей, таких, которые, например, создают новое рабовладение. Потому что тоталитаризм — это все-таки форма рабовладения. Это тоже нужно понимать.
— Вы сказали, что молодежь разбирается в том, что происходит в Украине. Но, согласно опросам, среди молодежи — немало тех, кто не прочь выехать работать и жить за границу. Следовательно, у них тоже — гоголевский тип?
— Получается, что молодежь у нас больше настроена на то, чтобы поехать куда-то, чем что-то изменять. Это признаки современного мира. Но опять же — не вся молодежь. У нас достаточно патриотически настроенной молодежи, также достаточно таких людей, которые уже побывали за рубежом, пожили там и понимают, что и в Европе есть свои проблемы. Очень важно, чтобы было развитие многообразия в обществе. Ведь что такое тоталитаризм? Это однообразие: одна идеология, одинаковые взгляды. Важно, чтобы развивались разные виды искусства, культуры, чтобы имело место идеологическое, мировоззренческое разнообразие. Чтобы было разнообразие знания. И когда человек получает разную информацию и может ее анализировать самостоятельно, то у него формируется собственное представление о жизни. За счет чего образуется тоталитарная личность? Самое главное — замкнутое пространство. Во-вторых — контроль эмоций, контроль информации, контроль поведения. В конечном счете человек превращается в куклу. Мы с вами видели репортажи из Северной Кореи, когда умер их лидер, как люди реагировали на смерть. Это пример поведения людей, которые живут в тоталитарном обществе.
Вообще движущей силой человеческого развития является творческий импульс. Потому что все, что есть в мире, создано именно им. Он не подвластен никому и появляется там, где он появляется. Ныне в мире выигрывает та страна, которая дает возможность реализации творческих импульсов, человеческого креативного потенциала. А если есть ограничение, недоступность, например, профессии и самореализации творческих людей, которые могут принести прорывные идеи для данной страны и культуры, плюс есть манипуляция сознанием, то это формирует основания для вырождения. Даже в царской России была система льгот — бесплатного образования для талантливых бедняков. Даже в такой стране, как царская Россия, — с достаточно жестким режимом — создавали условия для пополнения общества качественным творческим потенциалом. И сейчас это очень важно для Украины.
— Глядя на то, что происходит ныне в стране, вы чувствуете себя оптимисткой?
— У меня есть элементы Кассандры — предвидеть негативные общественные события (к сожалению, когда ты это говоришь, то тебя никто не хочет слышать). Но то, что должно было бы быть негативным, оно уже происходит. В этом вижу большой смысл. Потому что у нас очень слабенькая связь между нравственностью человека и сообщества и благополучием и безопасностью... Позитив вижу в том, что когда происходят негативные явления, и эти явления люди анализируют, то это наталкивает на собственные выводы.
Ныне в мире все происходит очень быстро. Украина — не исключение. Нам не нужны десятилетия и века, как когда-то: изменения могут прийти и через год-два, потому что есть много информации. И если кто-то выдаст правильную идею, она будет гулять в Интернете, о ней узнают, наконец, ей заинтересуются массы. Поэтому я думаю, что у нашего народа есть потенциал.