Снова сознание обжигает мысль: вот очередное село исчезает с карты Украины. Чубовка. Автобус останавливается, выхожу. Зеленый ковер свежей травы, невысокие деревянные заборы, нарядные хатки — большинство под шифером, а некоторые — под камышом. Из-за заборов цветы улыбаются. Вполне приличный вид имеет и сельский клуб. Однако село уже записали в депрессивные — нет школы, детсада, средний возраст жителей — за шестьдесят.
БОРЩ
«Меня зовут баба Федора. Я родилась в двадцать седьмом году. Живу в селе Чубовка всю жизнь.У меня двое свиней, собака здоровенная, кот, куры. Я топлю печь, варю щи, на грядке работаю. Вы верите мне, что я колю дрова! Отца звали Анистрат, работал на земле, мамка Параска. Рассказывала мамка: стояла церковь в лесу. Святили паски в тот день. И провалилась церковь — пошла под землю — с пасками, со всем, что там было. И выступило озеро. И теперь, по эту пору называется Великоднее озеро.
Борщ? А как же! Готовлю. И рисовую молочную кашу: на литр молока полстаканчика риса и немножко пшена — а уже как доварилась, то желточек с молочком и сахарьком — разболтать и заделувать — очень хорошо будет!
На борщ — наперед заливаю я воду. Мясо, если есть, то вымочить — если соленое. А если нет — помыть, бросить — пусть кипит. Фасоль — если замочена была с вечера. Тогда и фасольки бросить — с мясом пусть она кипит. Кладете картошку. Только не много картошки, потому что борщ, как густой — то не хороший. Уже покипело хорошо мясо — если оно солененькое, не надо соли, если оно несоленое, подсолить, и пусть кипит вместе — мясо, фасоль и картошка. Покипело — а тогда — давайте зажарку, и капусты покрошите. И добавляйте туда — пусть и капуста покипит. Зажарка: сало или смалец, лук хорошенько так покрошите и немножко муки с ложку столовую кинуть, пусть пережарится, и помидор большой или томат. Залить тот борщ. Петрушечка или укроп, и перчику вкинуть, листок лавровый вкинуть, можно сырой цибульки — пусть прокипит на маленьком огне, чтобы не сбежало. Покипело — и выключайте, чтобы капуста не переварилась. Если кислый борщ, немножечко сахарьку, чтобы был вкусный».
Село Чубовку на Черкасщине основывает в первые годы ХVIIІ века богатый казак Чуб. Он поселяется на берегу реки Тясмин, недалеко от Свято-Онуфриевского монастыря, послушником которого был в 1767—1768 годы будущий руководитель гайдамацкого восстания Максим Зализняк. Вскоре монастырь перебирается выше, на Ветряную гору. Строится деревянный трехпрестольный соборный храм в честь Успения Богоматери с двумя алтарями — Святителя Николая и Святой великомученицы Варвары. В 1929 году храм разбирают «победители». Онуфриевская церковь, которая была возведена в стенах монастыря 1810 года, стоит доныне. Она находится в прекрасном состоянии и также является трехпрестольной. Центральный престол — в честь Онуфрия Великого, по одну сторону которого размещена церковь Покровы Божьей Матери с фресками, которые чудом сохранились с древних времен, по другую — Серафима Саровского.
Село не обошла Колиивщина, а во время Освободительной войны 1918—1922 гг. Чубовка становится одним из форпостов Холодноярской республики. Местные жители ведут бои с красными отрядами. От села до Холодного яра каких-то двадцать километров. Говорят, в свое время холодноярский Мотронинский монастырь со Свято-Онуфриевским соединял подземный ход, остатки которого еще не исследованы. Ход служил для спасения от грабителей в неспокойные времена. Пользовались им также холодноярцы.
Недалеко от Чубовки живописный Водяной яр с источниками целебной воды, лекарственными растениями, полями медоносов.
ЖАРКОЕ
«Действительно, такое хорошее! Да еще если его в духовке сделать. Мы раньше в печи делали — так хорошо было! Пережарю на сковороде картошечку. Она румяненькая, мясца немножечко прижарить, а можно даже отварить наперед. А тогда к картошке петрушки, перца — положила, кипятком залила и зажарку туда с цибульки, морковки, томата красненького, еще и мучицы немножко туда — она же прилипает к картошечке, потому что так чистая она, а так — хорошее жаркое! Только воды лить — чтобы утопилась картошка. А она же когда покипит — то ее не видно той воды. Тогда брать ее ложкой, только не мешать ее. Хорошая картошечка».
Федора Анистратьевна — самая старшая участница фольклорной группы «Чубівчани». Помнит старинные песни, которые пела еще ее прабабушка. Группу приглашают на праздники, свадьбы. Репертуар широкий: поют и обрядовые песни.
Руководит группой заведующий Дома культуры Владимир Иванович Дружина. Родился в Кривом Роге почти 40 лет назад, с детства мечтал перебраться в Чубовку, из которой родом отец, в которой жили предки. Последняя, бабушка Палажка, дедова сестра, ушла в Вечность восемь лет назад. Сначала намерениям сына мать не придавала значения. Но в 1990 году, получив образование кондитера-кулинара, поработав на заводе фотоприборов, Владимир обратился к Митрополиту Софронию с просьбой: «Благословите восстанавливать монастырь в нашем селе». Владыка удивился, ведь раньше поручал дело другим, и напрасно, а здесь восемнадцатилетний юноша, к тому же городской житель... однако благословение дал. А ведь Владимир еще ребенком ходил к заброшенному храму, а впоследствии, став активным прихожанином криворожской церкви — посещал руины монастырские, читал молитвы, уединившись. Так родилась мечта возродить монастырь: «Таким почувствовал свое призвание, поэтому и переселился в село. Исследуя историю собственного рода, узнал, что прадед был диаконом, что в окружающей местности немало священников также носило фамилию Дружина. Пишу книгу — историю села Чубовки», — рассказывает Владимир. Чубовчане поддержали благое дело, добросовестно работали: «Иногда до тридцати людей приходило помогать». 29 декабря 1993 года Свято-Онуфриевский монастырь официально открывают. Строительство обители продолжается: Архимандрит Эразм и монахи с помощью прихожан отремонтировали главный храм, возвели подсобные и жилищные помещения, держат пчел и обрабатывают землю.
МАННИКИ
«Тринадцать ложек манки и литр молока кипящего — чтобы манка закипела в том молоке. Немножко подсолить. Горячая она, густая сделается. На доску ложкой все выложила. Она немножко остыла. А сыр отдельно с яйцами выбитый, сольки, сахарьку туда. И тогда брать те лепешки, макать в мучицу или в манку и сыр туда. Сковороду разогреть с маслом и жарить. Перевернуть их на второй бочок — они же румяные, красивые! На тарелочку выложил, они остыли немножко — и ешь. У меня невестка печет. Сын на работу едет: «Ма, а идите сюда! Вот Наташа передала Вам манники — свежие, харошие!».
Такой он — местный диалект чубовский, такие они — чубовские блюда.
Наташа с мужем смолоду жила в Черкассах. Вышли на пенсию — вернулись домой. Теперь ведет хозяйство, пишет стихи, из них некоторые становятся песнями, которые вместе поют «Чубівчани». Вы также хотите услышать? Посетите Чубовку на День села 28 сентября или на календарный праздник. Остановитесь в агроусадьбе «Добра хата» и у гостеприимных жителей — Натальи Тихоновны, Екатерины Владимировны, Федоры Анистратьевны — почувствуете гармонию и мудрость, чудесный вкус настоящей жизни.