Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Объединение пространства

Дети с нарушениями в развитии идут в обычную школу
22 сентября, 2004 - 19:59

«Развитие модельных центров инклюзивного образования для детей с особенными потребностями» — так называется проект партнерской программы Таcиc. Его целью было обеспечение реализации прав детей с особенными потребностями на равный доступ к качественному образованию. Во время презентации программы речь шла об экспериментальном включении в общую систему образования (так называемые массовые школы) детей с особенными потребностями. На уровне эксперимента получились замечательные результаты. 78 детей с нарушениями в психофизическом развитии в возрасте от 5 до 12 лет смогли хорошо адаптироваться в 27-ми учебных заведениях, расположенных в семи областях Украины. Над достижением такого эффекта потрудилось немало специалистов, прошедших специальное обучение. Это педагоги, руководители учебных заведений, представители общественных организаций. Основными же действующими лицами эксперимента выступали дети, — 712 обычных ребятишек приняли в свое ученическое сообщество 78 детей с довольно серьезными проблемами в здоровье. Эксперты отмечают, что после года совместного обучения «особенные» дети стали на 30% чаще инициировать общение со сверстниками, а обычные — на 45%. Обе категории детей овладели искусством самовыражения, и эксперты отметили у них позитивные изменения в социально-эмоциональной сфере. Здоровые школьники в результате данного эксперимента стали более терпеливыми, дружелюбными, стали чаще проявлять взаимоуважение и сочувствие. Их же ровесники с отклонениями в психофизическом развитии существенно продвинулись в раскрытии своего творческого потенциала, в освоении учебных дисциплин, а также в физическом развитии.

Однако такие высокие результаты вовсе не означают молниеносное внедрение данной программы в практику всех общеобразовательных школ страны. Программа не может быть принята ни как альтернативная, ни как вариативная в масштабах государства. Главная проблема — обеспечение детей с отклонениями в развитии коррекционным блоком, без которого пребывание их в так называемых «массовых» школах становится абсолютно бессмысленным. Именно в обеспечении коррекционным блоком и заключается суть интеграции.

Существует несколько форм интеграции: полная, частичная, комбинированная, когда ребенок с особенными потребностями находится в школе весь учебный день, посещает занятия выборочно или приходит только на внеклассные мероприятия. Заместитель директора Института специальной педагогики Вячеслав Засенко считает, что нужно экспериментальным путем выяснить, в какой форме каждой категории детей с проблемами в развитии будет легче воспринимать учебный материал при условии обеспечения им коррекционного блока. Обеспечить же этот блок вовсе непросто. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нужно менять привычную архитектуру общеобразовательных школ — пандусы, туалеты... Для тех, кто не слышит, на уроке нужны переводчики, а для тех, кто не видит — учебники со специальным шрифтом, которые под общеобразовательные программы никто еще не создавал, так как в интернатах дети всегда учились по специальным программам. При всем этом нужно не забывать, что пока еще почти каждый десятый родитель здорового ребенка возражает против обучения в одном классе с его чадом ребенка с нарушениями в развитии. А также то, что в «массовых» школах нет дополнительных ставок для дефектологов, социальных работников...

На сегодня в Украине насчитывается более четырехсот специальных школ-интернатов, в числе которых 239 интернатов для детей с нарушениями в умственном развитии, шесть — для слепых, 22 — для глухих, 29 — для ребят с пониженным зрением и 27 — для слабослышащих. В этих специальных учебных заведениях обучаются около 70 тысяч детей. А около 60 тысяч детей с нарушениями в развитии сегодня стихийно оказались по воле родителей в школах для обычных детей. А ведь далеко не каждого такого «особенного» ребенка можно безболезненно интегрировать в среду общеобразовательной школы. Одних — не позволит психофизическое развитие, других — индивидуальные особенности, а третьи могут оказаться социально небезопасными в окружении здоровых сверстников.

Специалисты единогласно утверждают, что модель интегрированного образования необходимо продолжать разрабатывать и активно внедрять в жизнь. Сеть же школ, готовых принимать в коллектив здоровых ребятишек и детей с непростыми отклонениями в здоровье, постепенно будет расширяться. Последующей целью проекта, по мнению участников презентации, должно стать создание ресурсно- тренинговых центров. Их роль будет заключаться в распространении лучшего опыта по всем областям Украины.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ