Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Обратно в интернат

6 июля, 2010 - 18:56

Общественные организации возмущены и обеспокоены новым решением премьер-министра Украины Николая Азарова о расширении сети школ-интернатов. Дело в том, что после посещения детского дома «Малятко» в Киевской области он поручил министерствам и областным администрациям направлять детей из малообеспеченных семей на учебу в заведения для сирот (вместо того, чтобы поддержать семью финансово), открыть при них дошкольные отделения, создать учебное заведение нового типа для сирот Киевщины и интернаты для одаренных сирот. Другими словами — создать новые интернаты и модернизировать существующие. Такое решение противоречит государственной программе, принятой, кстати, правительством Виктора Януковича в 2007 году, о реформировании интернатных заведений и введении альтернативных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Теперь же получается, что Украина должна сделать шаг назад в воспитании детей-сирот и вернуться к старой советской системе.

Чем обусловлено решение Азарова о расширении сети детских домов — общественные организации не понимают. Если предположить, что это сделано ради экономии бюджетных средств, то аргументов в пользу этого тезиса у специалистов нет. Ведь содержание школ-интернатов, подчиненных только Министерству образования и науки (а есть еще те, которые относятся к Министерству здравоохранения и Министерству труда и социальной политики), обходится государству в 117 миллионов гривен в год. Тогда как содержание ребенка в семейной форме воспитания обходится государству в четыре, а и то и в шесть раз дешевле. Да и результаты воспитания в приемной семье и интернате существенно отличаются. Так, по данным исследования Государственного института развития семьи и молодежи о проблемах выпускников интернатов, больше всего их беспокоит неадекватная самооценка, отсутствие жилья, спекуляция статусом сироты, проблемы адаптации в обществе и неумение тратить деньги.

— Пребывание ребенка в интернатном заведении вредно для его развития, и это доказано не одним международным исследованием. Так, по данным одного из них, только 5% детей, воспитывавшихся в интернатном заведении, получают работу и создают собственную семью, 10% детей совершают самоубийства, 30% из них становятся на криминальный путь. Я склонна верить, что так оно и есть, потому что 50% семей, с которыми работает наша организация, пребывают в группе риска, то есть родителей могут лишить опеки над их детьми. И большинство родителей в таких семьях — это бывшие выпускники интернатов, — отметила директор представительства благотворительной организации «Надежда и жилье для детей» в Украине Галина Постолюк. — Украина в результате советского прошлого получила разветвленную систему интернатных заведений, за годы независимости она не уменьшилась, а наоборот, — расширилась. И это при том, что динамика детей в этих заведениях идет на спад. Например, в 2000 году существовало 44 школы-интерната, подчиненных МОН, в них было более 12 тысяч детей, в 2008 году этих заведений стало 51, а детей — чуть больше семи тысяч. Так же по детским домам и домам ребенка.

Отказаться в один день от детских домов и прекратить их работу — невозможно и не нужно, убеждены общественные организации. Но и расширять их сеть — тоже нецелесообразно. Можно воспользоваться опытом Великобритании, где бывшие интернаты используются в той же социальной сфере — для социальных общежитий или для тренинговых центров социальных работников. Поэтому несколько украинских неправительственных организаций подготовили открытое письмо Николаю Азарову с просьбой пересмотреть свою позицию и отменить поручение, а также создать рабочую группу, которая бы разработала долгосрочную стратегию в системе опеки и защиты детей. И, как считают представители общественных организаций, эта стратегия не должна предусматривать устройства детей в интернаты, и не потому что эти заведения плохие, а потому что есть намного лучшие формы воспитания — приемные семьи, патронатное устройство, опекунство и усыновление.

КОММЕНТАРИИ

Лариса ГУРКОВСКАЯ, руководитель Всеукраинской общественной организации «Служба защиты детей»:

— Наша организация предлагает приостановить это поручение и продолжать государственную политику, направленную на защиту прав детей, то есть направить все усилия, как и обещала команда, пришедшая сегодня к власти, на то, чтобы каждый ребенок-сирота имел семью. В этом направлении и нужно работать, чтобы действовать в интересах детей: каждый ребенок должен жить в семье. Конечно, будет небольшое количество детей, которые выберут для себя проживание в интернатных заведениях, это практика всего мира, но эти заведения должны быть небольшими, рассчитанными максимум на 10 человек. Если говорить о классической интернатной системе, то она нивелирует личность ребенка и невероятно усложняет его интеграцию в общество. В поручении есть чрезвычайно тревожные симптомы, прежде всего то, что нужно устраивать в школы-интернаты детей из малообеспеченных семей. В Украине таких семей очень много, и здесь есть большие риски, потому что ребенок в малообеспеченной семье — это уже нарушение его прав. Если он будет воспитываться в интернате и оторвется от семьи — это еще одно нарушение его прав. Дети в малообеспеченных семьях имеют признаки социальной депривации, и при прохождении социальных или психологических консультаций такие дети могут признаваться психически отсталыми. Также нас обеспокоил факт открытия дошкольных отделений в школах-интернатах. Та работа, которая ведется в Украине по вопросам усыновления детей, в частности национального, устройства детей в дома семейного типа или приемные семьи, привела к тому, что эти дошкольные отделения фактически самоликвидировались, в них стало мало детей, и они постепенно закрылись. Поэтому возрождать их — значит идти наперекор интересам детей.

Надежда КАБАЧЕНКО, заведующая кафедрой «Школа социальной работы» Национального университета «Киево-Могилянская академия», кандидат философских наук:

— Если проанализировать документы, принятые украинским правительством на тему сиротства, то все они предусматривают интеграцию ребенка в общество. Когда мы думаем о потребностях детей-сирот, то их основная проблема в том, что они лишены ухода (в плане питания, одежды, лечения). Если говорить о системе учебы, то в Украине существует замечательная система школ, которые способны обслуживать потребности всех детей. Но нельзя совмещать учебу и уход в одном заведении, потому что это противоречит концепции интеграции и ограничивает возможности детей. Школа, общество и семья — это те вещи, которые выступают основным фактором интеграции ребенка и помогают ему понять, как нужно жить, как общаться с другими людьми, как строить отношения и как поддерживать друг друга. Поэтому предложенные правительством изменения напоминают переход к стигматизации. Сначала мы классифицируем, что ребенок — сирота, помещаем его в соответствующий центр, где будет висеть соответствующая вывеска — интернат для детей-сирот. И эти дети с раннего детства будут понимать, что они не такие, как все, они не часть этого общества. Еще удивляет, что это поручение вынесено по результатам посещения одного интернатного заведения, а касается оно всех местных и областных приютов.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ