Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Образование – ... домашнее

В профильном министерстве подготовили концепцию будущих изменений в школе и дошкольных учреждения
11 ноября, 2014 - 11:40
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

За время независимой Украины не было такого поколения школьников, на котором не делали бы экспериментов: то меняли систему оценивания, то продолжительность обучения, то программы, но единого целостного виденья — что хотим получить на выходе и каким образом это сделать — почему-то не было. Теперь же Министерство образования и науки надеется, что удастся провести реформы не только в высшей школе, но и в звене дошкольного и среднего образования. Концепцию будущих изменений на период с 2015 по 2025 годы недавно министерство презентовало совместно с общественными организациями, которые, собственно, и работали над разработкой этого документа. Теперь ожидают отзывов учителей и родителей.

ЧАСТНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ САДИКИ УЗАКОНЯТ

Итак, изменения планируются с первого звена — детского садика — и до профессиональных школ. На уровне дошкольного образования узаконят домашнее воспитание, ведь, действительно, есть родители, которые, исходя из собственных соображений, не отдают детей в детсады, а учат их всему необходимому дома. А еще с 2017 года будут открывать корпоративные дошкольные учебные заведения и группы семейного типа, в том числе в жилых помещениях. Это своеобразное узаконивание частных садиков, когда одна мама берет к себе домой еще нескольких детей и целый день занимается с ними так, как это было бы в обычном садике.

Изменятся и требования к воспитателям. Детей до трех лет имеют право обучать педагоги, как минимум со степенью бакалавра, а няни и технический персонал — при наличии среднего образования. С детками от трех до шести лет будут работать воспитатели со степенью магистра. А сам процесс обучения будет упрощен: свободная игра станет основой. И это плюс, поскольку некоторые родители, чьи детки посещают подготовительную перед школой группу, жалуются, что детям не дают возможности играть, нужно постоянно что-то учить, писать, считать и тому подобное.

Пока это кажется лишь мечтой, но в министерстве хотят строить новые садики, а в течение ближайших трех лет выселить из дошкольных учреждений всевозможные фирмы и компании, которые арендуют их помещения.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА — ШЕСТИЛЕТНЯЯ

Больше всего новаций ожидает среднюю школу. В первую очередь вернут 12-летнюю продолжительность обучения, из них на начальную школу предлагают выделить шесть лет, три года на базовую и еще три — на старшую. И все эти уровни образования ребенок будет получать в разных помещениях. Учебные программы планируют разгрузить, а заодно уменьшить нагрузку на учителей.

Внешнее независимое оценивание остается, его результаты являются основой для перехода к профессиональному образованию, соответственно — и к более высокому. Для старшей школы планируют создать несколько типов учебных заведений: профессиональные школы, сразу после которых можно идти на работу; профессиональные лицеи, академические лицеи и гимназии.

Хорошая идея, которая усилила бы интерес к предметам у школьников, это новейшие лаборатории по физике, химии, биологии и географии. Конечно, дело дорогое, но, видимо, того стоит. И еще определенный плюс касается нормированного количества учеников, при котором школа имеет право на существование. В проекте концепции речь идет о том, что шестилетняя школа функционирует при любом количестве учеников, базовая — не менее чем 100, старшая — не менее чем 200 учеников. При этом гарантируется работа школы даже тогда, когда количество детей будет меньшим, если невозможно обеспечить их обучение в других учебных заведениях. Для сельских школ, которые часто оказываются на грани закрытия, это может стать спасением.

А вот выпускникам с 2018 года придется проходить обязательную сертификацию по иностранным языкам и компьютерным наукам. Что касается учителей, которые должны эти изменения освоить и адаптировать, эксперты говорят, что половина педагогов уже высказываются против, хотя проект реформ еще только обсуждается. Морально к такому сопротивлению готовы. Обещают поднять заработные платы — на 2020 год годовая зарплата педагога должна быть не меньше, чем годовой ВВП на душу населения.

ДОРОЖНАЯ КАРТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Высшие учебные заведения должны работать в направлении автономии, в том числе и финансовой. Закон о «Высшем образовании» принят, теперь эксперты будут определять этапы, что, когда и как будет изменяться. В течение 2014-2016 годов состоится переход на трехступенчатую систему высшего образования, должен появиться новый перечень специальностей подготовки специалистов, максимально приближенный к международным нормам. Преподавателей будут поощрять к академической мобильности, творческим отпускам и стажировке, в частности и заграницей. А к учебному процессу планируют привлекать иностранных педагогов.

Теперь все эти тезисы — повод для широкого обсуждения. Многие вопросы требуют уточнений и разъяснений. И авторы концепции обещают провести соцопрос учителей, директоров, родителей, чтобы учесть их мнения. Все это будет внедряться постепенно, и отказываться от образовательных реформ мы не имеем права, тем более, когда берем курс на Европу. Георгий Касьянов, директор БФ «Институт развития образования», руководитель стратегически совещательной группы «Образование» (которая и занималась разработкой концепции), замечает, что следующим шагом будет создание так называемой дорожной карты развития образования, то есть поэтапное внедрение изменений. На все это эксперты дают себе два месяца, чтобы с начала нового года уже продвигать готовые законопроекты в парламенте.

КОММЕНТАРИИ

«НУЖНО МАКСИМАЛЬНО РАСКРЕПОСТИТЬ УЧИТЕЛЯ»

 Павел ПОЛЯНСКИЙ, заместитель министра образования и науки:

— Школы, садики и ПТУ — это огромная сеть, и там существуют запущенные проблемы. Мы точно знаем, чего не хотим: очередей в детсады, злоупотреблений, чтобы в детском садике было то, что напоминает подготовительное отделение к школе, не хотим перегруженных программ, задерганных учителей, сложных учебников, потому нужно закладывать другие способы получения образования. Нужно максимально раскрепостить учителя. Сейчас возникают другие формы детских садиков, поэтому подходить шаблонно к альтернативным дошкольным заведениям нельзя. Мы хотим облачить в правовые нормы то, что есть в жизни, имеет спрос и оправдывает свое существование. В настоящий момент рабочие группы завершают работу над разгрузкой программ для начальной школы, причем они часто не сбалансированы, особенно первый и четвертый класс перегружены. Нужно ли нам столько и именно таких предметов, обычно одночасовых в начальных школе, нужно критически на это посмотреть и дать ответ: что это дает ребенку для его дальнейшей жизни.

«НУЖНО ПРОВЕСТИ ПЕРЕЗАГРУЗКУ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

 Виктор ГРОМОВОЙ, директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования:

— Пока не изменены разные виды избыточности в школе, развиваться эта система не будет. Относительно финансового механизма, то здесь целый комплекс проблем. Относительно зарплаты — мы должны отойти от оплаты поурочной и оплачивать полный рабочий день, нужно провести перезагрузку содержания образования. Если будет свобода выбора учеником образовательного меню, а мы будем это сопровождать, тогда реально произойдут изменения. Нужно возвращаться к принятой в Европе 12-летней системе образования, когда все три степени среднего образования будут существовать отдельно — начальная, неполная средняя и полная средняя. Следует вернуться к тому, чтобы на месяц продлить срок обучения, хотя школьники и будут против, но в Европе дети учатся дольше, чем у нас. И еще одно направление — реформировать систему профессионального развития, монополию институтов последипломного образования нужно снять, должна быть конкурентная среда, чтобы учитель сам мог выбирать, как ему развиваться и какие формы переквалификации ему подходят.

«ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СТАТЬ СОЦИАЛЬНЫМ ЛИФТОМ МЕЖДУ РАССЛОЕННЫМ ОБЩЕСТВОМ»

 Лилия ГРИНЕВИЧ, председатель Комитета ВР по вопросам образования и науки:

— Важно определять три приоритетных задания реформы образования: соглашение об Ассоциации с ЕС означает вхождение в европейское образовательное и исследовательское пространство; образование должно стать социальным лифтом между расслоенным обществом, еще один вызов — война и внутренний раскол страны, который постоянно будет провоцироваться со стороны агрессора. Система образования должна на это отвечать и системой воспитания, и практически — как интегрировать детей вынужденных переселенцев, реагировать на огромную миграцию. Структура образования, которая предлагается в концепции, предусматривает увеличение срока обучения в начальной школе до шести лет, и это имеет смысл не только из-за возрастных особенностей, когда наши дети совсем маленькими сталкиваются с большими группами учителей, а это имеет также положительные экономические последствия. Шестилетняя школа позволяет сохранить инфраструктуру села. Также стандарт начальной школы нужно пересматривать, потому что сегодня он воспитывает комплекс неполноценности у детей и их родителей, которые вместе с ними выполняют домашние задания. Также речь идет о профильном обучении, обговаривается вопрос, будет ли это двух— или трехлетняя старшая школа. И проблема не в сроках, а в том, чему мы хотим научить наших детей. Если мы ставим задачу, чтобы они знали хотя бы один европейский язык, владели информационными технологиями, полноценно чувствовали себя в европейском пространстве как конкурентоспособные граждане, тогда мы должны дать им соответствующий уровень образования.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ