Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Образование по адресу

Плюсы и минусы новых правил приема в школу, которые заработают в этом году
14 марта, 2018 - 11:31
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Какую школу выбрать, к какому учителю попасть, есть ли еще время записаться на собеседование и пройдет ли ребенок тестирование? Это классические заботы родителей, готовящихся отдавать детей в первый класс. По крайней мере, так было до последнего времени.

В этом году начинают действовать новые правила приема детей в школу, когда роль директора, конкурсы, престижность школы и успеваемость учеников не будут иметь никакого значения. В Министерстве образования и науки предлагают зачислять детей в школу по принципу территориальной доступности. То есть каждая школа обязана принять ребенка в первый, пятый или 10—11-й классы, если он живет на территории обслуживания заведения. С такими предложениями согласны не все. «День» выяснял — почему.

БЕЗ КОНКУРСОВ

Новые правила приема школьников теперь вынесены на публичное обсуждение. Замечания и предложения можно присылать в адрес Минобразования до 25 марта. Как отмечают на сайте ведомства, над этим проектом работала рабочая группа при участии представителей местных органов власти, администраций школ, общественных организаций, которые представляют интересы родительского сообщества.

Сейчас местные органы власти определяют, какая школа и какую именно территорию обслуживает. А до 31 мая родители должны принести в выбранное заведение пакет документов для зачисления школьников. Среди них тот, который подтверждает проживание рядом со школой. Школа и местные органы власти должны сделать все, чтобы зачислить детей со своей территории обслуживания, например, открыть дополнительные классы, в частности инклюзивные, или организовать обучения в две смены.

Родители могут подать документы на зачисление ребенка и в другие заведения, не по месту жительства, но следует понимать, что попасть туда смогут только при наличии свободных мест. И вот на эти свободные места может быть конкурс. Раньше собеседования и тестирования ожидали первоклассников практически в каждой школе, особенно если речь шла о заведениях со статусом специализированных.

«БУДУ ДУМАТЬ НЕ О ЗНАНИЯХ, А ОБ УЛИЧНОМ ТУАЛЕТЕ»

Образовательное сообщество и родители не заставили ждать с ответами на такие новации. На сайте Освіта.ua за первые дни обсуждения новых правил поступления в школы появилось несколько десятков критических отзывов.

«Школы не одинаковые! Материально слабые теперь не будут ничего делать для детей, ведь все идут по прописке, зачем напрягаться, — возмущалась мама Лариса. — Наша школа по прописке в приспособленном помещении без столовой, туалета и спортзала, а через три остановки — современная школа. Чем мой ребенок провинился, что будет иметь эти ужасные условия? Я буду думать не о знаниях, а о том, чтобы он не простудился в уличном туалете или чтобы ей на голову не упал потолок. Реформы в действии!».

Другая мама описывала ситуацию, когда ее ребенок прописан в сельской местности, а сама семья живет в городе. Так в какую школу отправлять ребенка? Возможно, на все эти вопросы получат ответы после завершения обсуждения.

Из собственного опыта знаю, что выбирать школу для первоклассников нелегко. Кто-то советует искать хорошего учителя или обращать внимание на результаты ВНО учеников определенного заведения. В нашем случае сработали оба фактора. Но школа, которая обслуживает нашу улицу, в которую должны были отдавать ребенка по принципу территориальной доступности, не устраивала ни по качеству обучения, ни по квалификации педагогов, которые набирали первый класс. Школа, в которую попали, имеет статус специализированной, с углубленным изучением информационных технологий, учительница — замечательная. Заведение развивается, работают кружки робототехники, математики, у детей с первого класса занятия по логике. Но по новым правилам дорога сюда была бы закрыта. Только при наличии свободных мест. Для этой школы это — фантастика.

«МЫ УВИДИМ РЕАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ»

С другой стороны, конкурсный отбор, который отменяет МОН, дает школе возможность манипулировать на благотворительных взносах от родителей. Хотите попасть в наше заведение — нужно расщедриться. Вместе с тем специализация заведения предполагает несправедливую «сортировку» учеников при переходе в пятый или десятый классы, когда более слабые ученики оказываются за бортом.

«Для классических академических лицеев не изменится ничего: как был конкурс, так он и остался. А вот псевдолицеи, которые создавали себе «матрешки», учебно-производственные комплексы, лицеи, где учат с первого класса, вынуждены будут всех своих учеников девятого класса забирать в десятый. И ничего странного в этом нет. Раз посоздавали матрешки, так пусть работают с детьми своего района, — комментирует Марк Бобровский, заместитель директора лицея «Универсум». — Да, они хотят отбирать детей в десятый класс, хотят хорошие показатели ВНО, отсеять детей с плохими оценками. Теперь так не будет».

По мнению экспертов, новая система приема школьников покажет, как на самом деле образовательные заведения учат детей без тщательного отбора. «По новому закону об образовании статус специализированных школ будут иметь школы творческого и спортивного направления. Начальная школа должна быть одинаковая, какая может быть специализация в первом классе? — рассуждает Елена Бондаренко, сопредседатель общественного объединения «Родители SOS». — Конкурсы привлекали тем, что с детьми подготовленными, которыми родители занимались, легче работать. Если детей так сортировать в первый, пятый и десятый класс, а затем говорить, что у нас классные показатели ВНО, то это не заслуга школы — они просто отобрали тех, кто лучше учится. А потом ставят это как пример: видите, как дети у нас учатся. То есть теперь мы увидим реальный уровень того, как учат школы. Это будет требовать большего подхода учителей к детям. Но весь мир так работает».

Кое-кто советует сделать начальную школу действительно одинаковой для всех, без профильных специализаций. А вот после завершения начальной школы можно учить отдельно математиков, языковедов, физиков, химиков или программистов. В принципе, к этому медленно двигается украинская система образования. Нужно только проторять путь грамотно.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ