Традиционные ежегодные итоговые собрания Академии педагогических наук в этом году были особыми, ведь впервые после смены власти в государстве их посетил вновь назначенный куратор украинского образования — Дмитрий Табачник. Поскольку взгляды самого одиозного правительственного чиновника во многом не совпадали с идеями предшественника и направлением работы академии, встреча министра с учеными напоминала известные ассамблеи Петра I, где правитель не просто обсуждал с боярами «текущий момент», но и учил их жить по-новому и танцевать модные танцы. Поэтому есть ли точки соприкосновения во взглядах научных работников и должностных лиц?
Президент Академии педагогических наук Василий Кремень, открывая собрание, начал с поздравлений: он поздравил коллег с предоставлением академии статуса национальной, согласно указу Президента Украины от 24 февраля 2010 года. Пан Кремень сделал акцент на том, что все усилия научных сотрудников были направлены на модернизацию отечественного образования в контексте европейского выбора. Исследования, по результатам которых за год опубликованы почти три тысячи трудов, охватили весь спектр важных для общества вопросов: инновационные технологии, система контроля и оценивания знаний, структура профильной школы, реформирование высшей школы, развитие инклюзивного, последипломного и дистанционного образования. Но, анализируя сделанное, научные сотрудники пришли к выводу: проблем остается много.
Первая и важнейшая — доработка содержания образования, ведь именно оно влияет на его качество. По мнению вице- президента АПН Александры Савченко, важнейшим шагом здесь должно стать усовершенствование государственных стандартов: «Стандарт определяет планку требований государства к образованию. И до сих пор степень ответственности за качество общего среднего образования остается размытой. Нужно определить, кто отвечает за нее». Необходимо также определить, что является целью общего среднего образования, как оно соотносится с внешней системой оценивания. Пани Савченко отметила: хотя тестирование и остается темой для дискуссий в обществе, академия, безусловно, поддерживает его. Но она считает, что тестовые задания стоит усовершенствовать и соотнести их требования (репродуктивные, в сущности) с идеями развивающей учебы и детоцентризма, на основе которых перестраивается сегодня общее среднее образование.
Совершенствование содержания образования невозможно без качественных учебников, создание и печать которых остаются проблемой. Среди недостатков — перегрузка содержания, устарелость (в начальной школе они не переиздаются с 2002 года, это притом, что средний срок «жизни» пособия — четыре года), нехватка средств на издание новых, апробированных. Предметом острых дискуссий в обществе стали учебники по истории. Виктор Огневьюк, ректор Педагогического университета им. Б. Гринченко и член редколлегии журнала «Історія у школі», акцентирует внимание на том, что украинская историческая наука находится сегодня в состоянии перестройки, содержит политический сегмент и много оценочных вещей. И это не может не влиять на качество учебников. Следовательно, задача авторов — не давать оценки, а побуждать ученика думать и самому делать выводы.
Не обошли вниманием участники собрания и профильную школу. Заявления о том, что 12-летняя система образования себя не оправдала, по мнению Василия Кременя, являются безосновательными, ведь профильной школы в Украине пока нет, она начнется в новом учебном году, когда первое ее поколение перейдет в 10 класс. Однако уже сегодня есть причины для волнений: «Если 1 сентября этого года не будет обеспечено качественное профилирование десятого класса, мы будем рисковать реформой нашего образования вообще», — обеспокоен пан Кремень.
Поэтому заданий, которые сформулировали для себя члены Академии педагогических наук, много.
И главное условие их успешного решения — системность и последовательность. Председатель парламентского комитета по вопросам образования и науки Владимир Полохало обратился к министру с предупреждением «не делать резких движений» и просьбой не превращать просветительские проблемы в плохие политические... «Вся страна и образование, в частности, стоит сегодня перед необходимостью проведения целенаправленных и последовательных (с учетом определенного опыта) изменений, не всегда популярных. Необходимо, чтобы руководство отрасли было способно на это, а общество и средства массовой информации не слепо кричали: «Прочь! Позор!», а пытались разобраться, что хорошо, а что плохо, и как сделать лучше», — подчеркивает Василий Кремень.
К сожалению, этот призыв не услышал присутствующий на собрании Министр образования и науки Дмитрий Табачник. И пообещал: «В этом году не успеем многого сломать, но в следующем сможем это сделать». Что ж, ломать — не строить. Чиновник упрекнул научных сотрудников в том, что они допустили некоторые нововведения: «Почему педагогическая общественность тогда молчала? Где были люди, защищенные титулом академика?»
Из перечисленных ученых проблем пан министр сосредоточил свое внимание на трех: издание учебников, создание Кодекса об образовании и модернизация независимого тестирования. Справедливый гнев пана Табачника вызвал тот факт, что за последние восемь лет в бюджет не закладывались средства на переиздание, а за прошлый год не выпущен ни один из 24 запланированных учебников для учреждений профессионального образования. Вероятно, министр забыл, что за эти восемь лет у руля государства были разные правительства, и сегодняшнее вместе с Дмитрием Владимировичем тоже.
Предложения министра относительно модернизации тестирования свелись к введению тестов на языках национальных меньшинств: «Тестирование должно осуществляться на том языке, на котором ребенок получал образование. И здесь не может быть дискуссий». Между тем эксперты считают, что составление тестов на языке нацменьшинств ставит абитуриентов в неравные с остальными условия во время учебы в вузе, ведь им придется овладевать науками на украинском языке. Те, кто едут учиться за границу, без проблем изучают иностранный и сдают обязательный экзамен на его знание. Так неужели те, кто живет в Украине, не могут выучить украинский?
Относительно необходимости образовательного законотворчества, то и здесь не лишним будет вспомнить, что когда в Верховной Раде дважды не прошел законопроект о независимом тестировании, фракция Партии регионов не была замечена среди тех, кто отстаивал его. Хотя профильный парламентский комитет, членом которого был и Дмитрий Табачник, законопроект поддержал.
Не обошлось без популизма. Министр пообещал освободить школьников от «бесконечной писанины», поддержать студенческое самоуправление, отойти от «распределений» в начислении стипендий (тем, кто ездит на «ламборджине» и пьет дорогой кофе, стипендия не будет светить), усовершенствовать правила поступления в вузы (сократить перечень льгот и увеличить значение школьного аттестата, особенно для выпускников советских времен). «Я обязуюсь сделать все от меня зависящее для развития украинского образования, его конкурентоспособности, а также для того, чтобы оно отвечало мировым критериям», — пообещал пан Табачник.
Завершилось собрание награждением лучших научных сотрудников. Но Василий Кремень вручал грамоты, ордена и цветы в гордом одиночестве, а в это время пан министр, повернувшись спиной к залу, оживленно общался в углу с кем-то из собравшихся.