Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Образование — стратегический ресурс развития цивилизации

10 апреля, 2001 - 00:00

На протяжении последних десяти лет развитие образования в Украине определяла принятая правительством Программа «Украина. Образование в ХХI веке». Сегодня уже начата работа над Национальной доктриной развития образования страны, которая будет рассматриваться на съезде работников образования в октябре этого года. О новом документе читателям «Дня» рассказывает координатор проекта, директор Института высшего образования АПН Украины, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент АПН Украины Виктор АНДРУЩЕНКО. Десятилетие независимости Украины дало уникальный опыт реформирования общества обществом и его отдельных подразделений. Не является исключением и столь человекоемкая общественная подсистема, как образование. В результате реформаторских шагов последнего десятилетия (каждый из которых осмысливался поэтапно и «доктринальным» образом) доля образования, которую мы получили в наследство от бывшего СССР, преобразовалась в достаточно сбалансированную национальную систему образования независимого государства, признанную в Европе и в мире, а следовательно и конкурентоспособную. Вместе с тем в ходе реформирования отрасли нам не удалось избежать ряда существенных просчетов. Отечественный и мировой опыт последнего десятилетия обнаружил дополнительные резервы развития отрасли. В свою очередь, цивилизация, вступив в новую тысячелетнюю фазу, предъявила человеку (в сфере культуры, образования) дополнительные требования. Заметным является и стремительный динамизм мировых социокультурных процессов. Сегодня информация накатывается на человека почти обвально. Знания удваиваются и утраиваются слишком быстро. Все это нужно переосмыслить, сделать выводы, откорректировать образовательную политику.

Украина всегда имела образовательную систему высокого качества. Еще со времен Острожской и Киево-Могилянской академий к нам учиться приезжали студенты со всего мира. Неплохая она и сегодня. Несмотря на кризисные процессы в экономике, обществу и государству удалось избежать разрушения системы, сохранить высокое качество образования. Наши школьники практически всегда занимают первые или призовые места в международных олимпиадах. В нашей стране есть ряд признанных университетских школ, например, Киевская, Львовская и Харьковская. У нас есть высшие технические, технологические, медицинские, строительно -архитектурные, педагогические и другие учебные заведения, возглавляющие научно-технический прогресс и подготовку кадров по своим отраслям. А Киевский шевченковский университет вообще состоит в двадцатке лучших университетов мира! Опыт этих вузов без преувеличения является национальным достоянием. Именно он должен стать тем самым основным фундаментом, от которого, собственно, и начинается модернизация высшего образования соответственно потребностям практики. Сохранение прошлого и в то же время его модернизация в соответствии с мировым опытом — именно такой должна быть общая идеология реформы системы образования, направленной на повышение его эффективности, конкурентоспособности. Вместе с тем образовательный потенциал Украины содержит и существенные противоречия. Наши выпускники все еще слишком медленно осваивают иностранные языки (образованным же по европейским меркам считается человек, владеющий как минимум 5 языками!). Они слабо владеют компьютерными технологиями, рутинно воспитывают в себе демократическое мышление, манеры поведения и уровень культуры, не говоря уже о рыночной адаптации. Обратите внимание еще на один аспект данной проблемы: американцы значительно опередили нас в отрасли освоения космических технологий, информационной и вычислительной техники, организации быта и туризма, отдыха, развлечений; мир преодолел конфронтационные формы разрешения социальных противоречий; люди наладили цивилизованное производство и потребление. Мы же по-прежнему как в производстве, так и в быту пользуемся слишком несовершенной техникой, проживаем преимущественно в неприспособленных помещениях, дышим радиацией и периодически тревожно вздрагиваем, узнав об очередном взрыве в шахте или авиакатастрофе. Наши автомобили хуже, чем на Западе; наши поля менее урожайные, чем в Европе; наши люди все еще ищут врага, который мешает им (т.е. нам) перестраивать государство и двигаться по направлению к цивилизованному обществу. Конечно, не все зависит от «интеллектуального потенциала», а тем более от образования, но реформа образования — это реальность, укрыться от которой невозможно.

Какие же противоречия сдерживают развитие отрасли? Эти противоречия, прежде всего, внутренние. Образование — система консервативная. Она слишком осторожно воспринимает различные новшества и перестраивается слишком медленно. Разве мы не видим, как болезненно реагируют педагоги, особенно старшего поколения, на переход на двенадцатилетний срок обучения, семестровую модель, новую систему оценки качества обучения? Но ведь это супернеобходимые меры, хоть и «косметические». А что будет, когда начнутся содержательные, предметные, технологические, информационные новшества?! Первое противоречие находится внутри нас самих: мы должны научиться видеть новое, понимать его смысл и воспринимать его как необходимость, обусловленную нашим временем и новыми социокультурными реалиями. К сожалению, многие из нас проявляют, мягко говоря, слишком большую уверенность (чтобы не сказать, самоуверенность) насчет прежнего и нынешнего качества нашего образования, сознательно или несознательно блокируют необходимые на сегодняшний день реформы, уклоняются от необходимости искать и находить, осваивать новейший опыт, особенно развитых стран мира. Еще одно, не менее существенное противоречие разворачивается в сфере педагогической теории. Мы гордимся Макаренко и Сухомлинским. Их теоретический и практический опыт уникален. Его нужно изучать и изучать. То же самое можно сказать и о таких выдающихся именах, как Ващенко, Русова, Стешенко. Но сегодня этого недостаточно! Жизнь движется вперед, и теория не может не развиваться. К сожалению, мы слишком «медленно думаем», многого не знаем, мало экспериментируем. Невзирая на наличие мощных педагогов и ученых, «хорошая педагогическая теория» в Украине все еще не создана. Педагогическая наука (как и образовательная практика в общем) нуждается в более весомой и разветвленной поддержке со стороны государства и общества. А это уже третье противоречие, внешнее, и оно сдерживает реформу отрасли, возможно, еще более ощутимо, чем два внутренних. Государство должно откорректировать приоритеты. Общество из кризиса выведут не «политические краснобаи» и «новые украинцы», а ученые и производственники, которые создадут новые технологии, в том числе и педагогические, и внедрят их на практике.

Практика XXI века открывается, в первую очередь, информационными технологиями, компьютерными системами, лазерной связью, биотехнологиями и рядом других новаций. Мировое лидерство, благосостояние, успех и прогресс являются достоянием тех народов и культур, которые в числе первых сориентировались в этом и обеспечили подготовку специалистов, способных его освоить и воплотить в жизнь. Если мы хотим идти в ногу со временем, быть «умными и богатыми», мы должны отдать предпочтение школе и вузу: с одной стороны, обеспечив им солидную государственную поддержку; а с другой — переориентировав содержание обучения от примитивного запоминания материала на воспитание способности к самообучению, особенно в сфере дисциплин, определяющих научный и технический прогресс цивилизации. Речь идет, таким образом, о фундаментализации образования как основном требовании начинающегося века. Специалистам хорошо известно, что в содержании образования есть много лишнего, которое отвлекает от главного, а зачастую просто дублируется. Более того, экспансивный рост объема знаний делает проблематичной модель «развития вдогонку», к которой нас подталкивает ситуация. Нам следует выйти за эти пределы и ступить на путь фундаментализации образования. К сожалению, интегрированная, фундаментальная научная картина мира, на основании которой можно было бы развернуть этот процесс, в Украине еще не создана. Школа и вуз продолжают готовить человека с довольно узким кругозором, ограниченным стратегическим технико- технологическим или же гуманитарным мышлением и творчеством. Вторым, не менее важным требованием нового века является актуализация гуманитарных приоритетов. Человечество очень болезненно пережило две мировые войны, сталинские ГУЛАГи и фашистские концлагеря. Оно содрогнулось от ряда мировых катастроф, причиненных несовершенством, казалось бы, супернадежных технико- технологических систем. Его охватил страх и трепет от развала последних империй и миллионных жертв, возложенных на алтарь мифических приоритетов. Вместе с тем человечество научилось ценить жизнь, свободу и свободный выбор духовных ценностей. И хотя на нашей планете время от времени вспыхивают локальные столкновения, человечество стремится всеми доступными средствами и способами утвердить идеологию мира и терпимости, сотрудничества и милосердия. Цивилизация стремится к демократии. И именно образование должно обеспечить этому стремлению интеллектуальную поддержку . Образование XXI века должно быть гуманистическим, т.е. личностно ориентируемым, основываться на общечеловеческих ценностях, естественно сочетающихся с ценностями национальной культурно-исторической традиции. В центре его должен стоять человек, воспитанный в демократических традициях и подготовленный к сотрудничеству с другими людьми и народами. В качестве ключевых категорий образования стоят понятия толерантности, сотрудничества, дискурса. Мы должны наполнить их конкретным смыслом. Наряду с этим образование должно формировать человека как патриота и гражданина. Демократическое мировоззрение не может быть космополитическим. Уважение к народам мира становится осмысленной ценностью только тогда, когда оно базируется на уважении к собственному народу, собственной культурно-исторической традиции, к отечественным духовным ценностям, к родной речи. Вы помните, какие дискуссии точились вокруг курса «українознавства»? Но ведь результата нет. В одних учебных заведениях этот курс изучается, в других — нет. В конечном итоге, последнее слово должны сказать учителя и ученые. Но ведь ясно и так: интегрированные знания о народе, государстве и культуре должна давать интегрированная дисциплина, равномерно пронизывающая учебный процесс в общеобразовательной школе, воспитывающая к ним любовь и уважение ученика как к чему-то родному, субстанционному, долговечному дару. Именно под этим углом зрения мы должны переосмысливать содержание и направление учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Без такого переосмысления наше вхождение в XXI век может оказаться проблематичным. То же самое касается и экологических приоритетов. Как отмечают ученые, современные производственные технологии не только в Украине, но также в значительной степени и по всему миру исчерпали свой экологический и человеческий потенциал. В слишком многом они развиваются бесконтрольно и угрожающе. От гибели «Титаника» до Чернобыльской аварии расстояние во времени не столь уж велико. Однако оно дало человечеству возможность понять главное, что мир может просто исчезнуть. Чернобыль — не просто одна из рядовых аварий одной (пусть даже сложнейшей) из технико-технологических схем; это крах всей философии технократизма, в более широком смысле — индустриальной эпохи ведения хозяйства, базировавшейся на пренебрежении к человеку, природе и технике. Как раз именно через образование и науку, школу и культуру мы должны выйти за пределы индустриального, и даже постиндустриального мышления, разработать и внедрить принципиально новые подходы, которые строились бы на гармонии человеческих, природных и технико-технологических приоритетов. Именно они, собственно, как и ряд других существенных требований нового века, должны войти в нашу образовательную Доктрину в качестве определяющих принципов или приоритетов.

К разработке Доктрины привлечены лучшие специалисты, какие только есть в Украине — ученые НАН Украины, Академии педагогических наук, прочих отраслевых академий, педагоги-практики, представители образовательной общественности, ответственные работники органов государственного управления, а также зарубежные ученые и эксперты. Бытует мнение, что наши специалисты — «дети тоталитарного прошлого» — не способны увидеть будущее, что мы должны «передоверить» это дело западным экспертам. Это порочное мнение. У нас есть собственный глубокий теоретический и практический ум, а главное — есть люди, способные не только смоделировать будущее, но и привести его в соответствии с цивилизационным опытом. Разумеется, от помощи западных экспертов также отказываться не стоит. В Институте высшего образования создан Информационный центр, имеющий выход в Интернет и ведущий разветвленную работу по сбору информации в Европе и мире. Особенно важным для нас является опыт постсоциалистических стран, уже практически завершивших образовательную реформу.

Записала Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ