Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Образовательная изоляция

Возврат к десятилетке закроет украинцам двери в европейские вузы
17 февраля, 2010 - 20:05
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Двенадцатилетний срок обучения, как и некоторые другие новшества, еще трудно оценить объективно. Кажется, небольшая разница, так себе, формальность. Но она бьет по правам наших граждан, фактически закрывая им двери в учебные заведения Европы. В странах Европы либо уже внедрен, либо внедряется именно такой срок обучения. Документ о сроке учебы не менее 12 лет является условием поступления в высшие учебные заведения. Недавно я был в Праге и убедился: уже сегодня украинские выпускники вынуждены пересдавать квалификационный экзамен за среднюю школу из-за несоответствия сроков учебы. И пересдавать уже нужно на чешском. Подобные проблемы и в облюбованной нашими гражданами Италии. Так стоит ли вместе с водой выплескивать рациональное зерно и то, что сближает с Европой?

Наверное, это должно быть непрерывное образование с нарастанием учебной составляющей. Не так, как сейчас, когда сразу с шести лет школа, а такая себе школа-садик-игра, с выработкой навыков коллектива, учебы и дисциплины. Серьезные претензии к нашим учебным программам, особенно по естественным наукам. Сплошное нагромождение терминологии, сложное изложение материала, просто ненужные знания академического характера. Когда-то эту же географию или биологию дети любили, а теперь боятся. Не странно ли, в 6-м классе уже гетеротрофные органы, медь — купрум, а кислород — оксидент. Перепрыгивание с темы на тему и ежемесячные контрольные, итоговые, семестровые. Не учеба с общением, а селекционное сито отбора — тех, кто выдержит.

Но те, кто не выдержал отбора, тоже довольно способные и умные дети. Для них нужны другие подходы, возможно, даже задержки на одной-двух темах. Но этого школа не видит и не может. Формализм в образовании доминирует. Отчеты, формуляры и бланки стали в школе такими же привычными, как в нормальной бухгалтерии или канцелярии. Вдумайтесь, в период эпидемии гриппа учителям — классным руководителям было приказано вести журнал температуры тела учеников! А возврата к десятилетке, кстати, как и к восьмилетке или еще более ранней семилетке, уже не должно быть.

Юрий ГУБЕНИ, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ