В своей книге «От двух до пяти» Корней Чуковский пишет о том, насколько важным является общение родителей с ребенком для его последующего развития и превращения в человека мыслящего. «Свои языковые и умственные навыки ребенок приобретает лишь в общении с другими людьми. Только это общение и делает его человеком, то есть существом, которое говорит и мыслит (...). Поистине ребенок является самым большим умственным тружеником нашей планеты, который, к счастью, даже не подозревает об этом...», — пишет он. О том, что сегодня родители, пытаясь обеспечить своих детей всем необходимым, не всегда имеют время на качественное общение с малышами, говорят социологи, психологи и сами родители. В этом случае теряет не только ребенок, но и папа с мамой.
Ведь общение с детьми может обогатить новыми идеями, научить воспринимать жизнь проще и помогает заметить то, что взрослые обычно не замечают. Порой это очень весело. Пример этому — записи в социальных сетях родителей, которые умеют не только слушать, но и слышать своих детей. Журналист, медиа-эксперт и преподаватель школы журналистики Украинского католического университета Отар Довженко на своей странице в Facebook время от времени выкладывает остроумные диалоги и ситуации, связанные с его сыновьями. Преимущественно с младшим — четырехлетним Кабасем, как нежно называют его родители. Это веселые, искренние, мудрые и порой парадоксальные беседы и ситуации. Иногда просто-таки буддистские.
Обозреватель изданий проекта «Телекритика» Светлана Остапа также радует читателей своей страницы в соцсети интересными историями о своих восьмилетних сыновьях-близнецах — Тарасе и Андрее. Некоторые ситуации, как кажется, написаны писателем с хорошей фантазией, но нет, это жизнь. И читать такие зарисовки полезно не только родителям, но и всем, чтобы развивать в себе умение видеть в ребенке личность и уважать его и его мнение.
«День» попросил поделиться Отара Довженко и Светлану Остапу рецептами воспитания и общения с детьми в их семьях, послав каждому из них по пять одинаковых вопросов.
1. Что в вашем понимании представляет собой процесс воспитания?
2. Общение с ребенком: что нужно делать, чего не делать и как укреплять с ним дружбу?
3. Есть ли принципиальная разница в том, как воспитывали родители вас и как вы в настоящее время воспитываете своего ребенка?
4. Есть такая поговорка, что «устами младенца глаголет истина». А Чуковский в свое время в книге «От двух до пяти» советовал внимательно слушать ребенка, ведь это время познания родного языка, что несет достаточно неожиданные результаты. Из вашего ФБ видно, что результаты действительно бывают очень неожиданными. Что можете сказать о нынешних детях, об их восприятии мира? Узнаете ли в них себя, или они абсолютно другие?
5. Говорят, что не только родители воспитывают ребенка, но и ребенок родителей, что ребенок — тот тоже учитель. Чему он вас учит и насколько успешно?
Светлана ОСТАПА: «Главное — постоянно общаться!»
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
1. Во-первых, собственный пример. Это эффективнее всего воспитывает. Могу делать выводы из собственного опыта, поскольку старший сын уже взрослый. Я ему не только рассказывала, что не нужно врать или курить, но и сама этого никогда не делала. Поэтому он вырос — весь в меня (улыбается). С младшими сыновьями — близнецами Андреем и Тарасом — мы с мужем тоже пытаемся не только проводить беседы, как правильно вести себя, но и показываем пример в повседневной жизни. Я играю в теннис — и дети тоже. Папа играет в футбол — и дети тоже. Мы любим Украину — и дети тоже!
Во-вторых, несмотря на опыт, мы с мужем все равно продолжаем учиться, то есть углубляем свои теоретические знания, читая разную литературу по воспитанию детей.
2. Главное — нужно постоянно общаться! А не только тогда, когда у тебя есть время или настроение. И это общение должно быть качественным. Это значит, что ребенка нужно выслушать, услышать и понять, что его волнует. А их столько всего волнует! И меньших, и старшего. Родителям нужно помнить, каким бы ты занятым (крутым и тому подобное) ни был, для детей ты — мама и папа, и нужно находить время для общения с ними.
Что нужно делать? По моему личному убеждению, их нужно научить: что можно делать, а что нет; защищать свои права и не нарушать право других, вести здоровый образ жизни и тому подобное. И считать личностями. Очень помогают сдружиться общие отпуска, экскурсии и семейные выходные.
Не нужно — ими пренебрегать, кричать и бить.
В общении с детьми нужно чаще улыбаться, но и быть строгой, когда нужно.
3. Принципиальной разницы нет. Меня отец тоже учил не врать, защищать свои права и не нарушать права других, любить Украину. А еще он считал меня личностью.
4. Нашим детям несколько сложнее воспринимать мир, потому что информации намного больше, чем когда росла я. Но у них есть помощник — компьютер, которого у меня не было. В детях я себя отчасти узнаю, но не полностью. Они личности!
5. Да, дети нас учат. Они пристально следят за тем, на самом ли деле ты ведешь себя так, как рассказываешь. Не дают расслабиться. А еще они учат чему-то полезному. Например, старший Саша — лучше разбирается в новых технологиях и охотно мне объясняет, если я его попрошу. А близнецы учат меня танцевать «Ча-ча-ча» (улыбается). Они в этом профи, а я в детстве посещала студию народного танца.
СЕМЕЙНЫЕ ДИАЛОГИ: «Короче говоря, БЛАГОДАРЮ ЗА ВСЕ»
Андрей нарисовал мне на день рождения котика, а Тарасик — сердце и на кусочке бумаги из школьной тетради написал: «Я поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе мира, счастья и любви. И хочу поблагодарить тебя, что ты меня такого создала. Благодарю за папочку. Короче говоря, благодарю за все».
* * *
Андрей вчера спрашивает: «Мне 8 лет, а месяцев сколько?»
— Девять.
— А дней?
— Четыре.
— А который час?
* * *
Вчера бабушка пожаловалась на Андрея, что когда они вдвоем с Тарасом играют на компьютере, то он визжит не своим голосом, если проигрывает. Андрей начал оправдываться. А я говорю: ты хотя бы раз сказал, мол, простите, что я визжал как поросенок, больше не буду. Он повторил:
— Простите, что я визжал как поросенок! Больше не буду!
А Тарас добавил:
— Простите, что у меня такой брат!
* * *
Насмотревшись о львах на National Geographic, заходят близнецы на кухню босые (а мы их просим, чтобы ходили в тапочках). И Тарас говорит: «А здесь такие два самца без тапочек».
* * *
Близнецы утром нашкодничали и закрылись в детской. Я спрашиваю: «Кто?» «Это Андрей», — быстро говорит Тарас. «Зачем?», — спрашиваю у Андрея.
— Это мне Тарас сказал, — отвечает тот.
— А если бы он тебе сказал пойти топиться, то пошел бы? У тебя своя голова на плечах есть, — ругаюсь я.
— Что-то я своей голове утром не доверяю, — вздыхает Андрей.
* * *
Андрей вечером прижался ко мне и говорит: «Мам, когда я вырасту, то заработаю много денег и тебе дам. А если у тебя будут долги, то я их уплачу». А через минуту добавил: «А еще воду принесу».
Короче, деньги и вода мне на склоне лет обеспечены.
* * *
Андрей возмущается новой зубной пастой, которая не пахнет, как жвачка. «Она вредит моему здоровью», — говорит он. Я ему объясняю, что эта паста не может вредить его здоровью, а наоборот, заботится о его зубах. «Нет, вредит! Я нервничаю, когда чищу ею зубы, значит, она мне вредит!»
* * *
Близнецы смотрят в десятый раз, ясли не больше, «Хроники Нарнии». «А они англичане?», — спрашивает Андрей о главных героях.
— Да.
— Классно, им не нужно учить английский язык, потому что они его и так знают.
— Да.
— А они учат украинский язык?
— Скорее всего, нет.
— Почему? Мы же учим их английский? Это несправедливо!
* * *
Андрей заказал на Новый год собачку, заверяет, что будет сам ее выгуливать, кормить и даже спать с ней. Я никак не соглашаюсь. Тарас заказал на Новый год улей с пчелами. Спрашиваю, зачем тебе в квартире улей с пчелами? А он так деловито: нам же нужен мед, вот у нас и будет свой мед. Я уже думаю, может, согласиться на собачку, потому что пчел я точно не выдержу.
Отар ДОВЖЕНКО: «Благодарность — это ценность, которую можно воспитать, показывая пример»
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
1. В воспитании, условно говоря, две составляющие: во-первых, попытка родителей передать ребёнку свои ценности и взгляды на жизнь на доступном ему уровне; во-вторых, подготовка ребёнка к жизни в социуме — коррекция его поведения в соответствии с базовыми общественными нормами. Например, благодарность — это ценность, которую можно воспитать, показывая пример; привычка говорить «благодарю» — социальный рефлекс, который можно навязать. Поэтому воспитание — это не всегда конструктивный процесс: родители — «рагули» будут передавать своим детям рагульские ценности, а учить ребенка быть честным в обществе притворщиков значит, возможно, ломать ему жизнь. К тому же, процесс воспитания имеет очень небольшой КПД на выходе из-за естественного стремления детей делать всё наоборот.
2. Я не уверен, что мой модус общения с обоими детьми может быть образцом для наследования, и не хотел бы кого-то поучать. Также я стараюсь не слушать чужие установки (особенно категорические) и не беспокоится, что ведёш себя с детьми не так, как заведено. В этом деле слушаться своего сердца — самое важное. Совет банальный и простой: любите, как вам любится.
3. Разница достаточно большая. Мои родители были намного либеральнее. Мне было разрешено практически всё, а худшее, что угрожало в случае неадекватных действий — воспитательный разговор. Из-за этого, начав самостоятельную жизнь в студенческие годы, я плохо ощущал габариты и набил много шишек. Я немного жестче корректирую поведение детей, беря на себя ответственность за то, что я действительно знаю, что такое хорошо и что такое плохо. Возможно, это и не очень правильно, но я чувствую, что должен вести себя именно так.
4. Восторг взрослых детскими перлами неотделим от восторженности детьми — тем, как они растут, изменяются, как они приобретают взрослые признаки, несоответствующие их возрасту. Когда мой четырехлетний сын, сидя на горшке, говорит «заклийте двери, мне дискомфолтно», меня охватывает восторг, но в самой фразе нет ничего особенного. Пока у меня не появились собственные дети, я был полностью безразличен к чужим. Думаю, значительная часть моего нынешнего восторга чужими детьми тоже представляет собой проекцию любви к собственным. Одним словом, не думаю, что в наше время дети стали высказываться афористичнее, чем тридцать лет назад. Они употребляют больше заимствованных модерных словечек, они более медиатизированы, но это только отображение изменений у нас и в нашем мире.
5. Учусь любить, извинять, забывать плохое и доверять. К сожалению, не удаётся взять это полностью, но иногда напоминание об этих вещах очень помогает. Также учусь упрощать, потому что дети видят всё проще.
СЕМЕЙНЫЕ ДИАЛОГИ: «ЭТО НЕ Я. ЭТО — ЖИЗНЬ...»
По дороге из садика мы видим мальчика лет восьми, который, продвигаясь тем самым курсом, скачет по кучам снега, кое-где проваливаясь в него по колено. Кабася восторженно выкрикивает:
— Папа, гляди, как круто прыгает этот мальчик! (пацан недоверчиво оглядывается и улыбается)
— Как он высоко прыгает, класс! Я никогда такого не видел! (пацан расцветает и удваивает высоту и грациозность прыжков)
— Папа, он прыгает лучше моего братика! (пацан явно на седьмом небе от гордости)
— Он прыгает, как козёл! Пацан от неожиданности чуть ли не падает в снег.
— Ну чего ты, — говорю, — Кабася, разве так можно говорить?
— А что, разве козёл плохо прыгает?
* * *
— Папа, — спрашивает Кабася утром на остановке. — Чего людей в маршрутках становится всё время больше и больше?
— Ну, — говорю, — все хотят ехать. Кроме того, все хотят жить во Львове.
— Все? И русские?
— Разве что некоторые, — говорю, — большинство русских хотят жить в России.
— А если их сюда перевезут?
* * *
Кабася подцепил в маршрутке очаровательный панковский выкрутас. Использует нечасто, потому каждый раз смешно, как впервые. Ну, например, нужно куда-то идти, а он сидит. Ты подходишь и говоришь: Кабася, вставай, нам пора!
А он на тебя так саркастически смотрит и говорит:
— Удостоверение!
* * *
Над головой печально крякнул то ли грач, то ли ворона. Кабася шокировано смотрит вверх:
— Папа, это лягушка-крякушка???
* * *
— Папа, гляди! Дырочка!
— Угу, вижу. Ты порвал колготки.
— Это не я. Эта жизнь порвала.
* * *
В маршрутке:
— Папа, какая это улица?
— Зелёная. (без паузы)
— А это?
— Зелёная. (без паузы)
— А это?
— Зеленая.
(без паузы) — А это?
— З е л ё н а я !
— А чего так много Зеленой? Папа, а?
— Ну-у.
— Скажи: это сложный вопрос!
* * *
— Папа, а что, Янукович теперь стал хорошим?
— Ммммм. Нет, боюсь, что нет.
— А чего он такой злой?
— Ой, Кабася, трудно сказать. Бывают люди просто злые.
— Но все они украинцы!