В начале прошлого учебного года на Донбассе действовало 107 высших учебных заведений III—IV уровней аккредитации. По словам председателя парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, по состоянию на первое июня 2015 года из зоны АТО вывезли 16 высших учебных заведений. Теперь в перемещенных учебных заведениях получают образование более 39,5 тысячи студентов. Учебный процесс обеспечивают 2844 научно-педагогических работника. Хотя большинство университетов уже смогли начать обучение, их адаптация к новым условиям продолжается до сих пор.
УНИВЕРСИТЕТ — ЭТО ЛЮДИ
Проблемы в перемещенных учебных заведениях возникают на каждом шагу. По словам представителей эвакуированных учебных заведений, максимум, который смогло дать государство за последний год — это рабочие помещения. Благодаря ним часть университетов смогли возобновить обучение на дневной форме.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского в настоящее время находится в Кривом Роге. По словам исполняющей обязанности ректора Оксаны Черненко, им в пользование предоставили законсервированные учебные площади. Тем не менее для осуществления учебного процесса их часто не хватало.
«Временами наш университет напоминал сельскую школу, — рассказывает пани Черненко. — В одной аудитории могли учиться четыре разные группы из разных курсов. У нас очень хорошие преподаватели истории, поэтому часто случалось так, что все четыре группы слушали историков, вместо того чтобы работать со своим преподавателем».
Кроме площади, для работы университета необходима и материальная база, а также правовое поле, в котором институт сможет выполнять свои функции.
«Любой университет — это, в первую очередь, люди, — говорит Лилия Гриневич. — И только потом — помещение и оборудование. Поэтому первоочередная задача — это обеспечение элементарных бытовых условий для студентов и преподавателей. В этом вопросе нам очень необходимо партнерство действующих учебных заведений и научных учреждений, которые есть на территории Украины, и которые могут посодействовать работе. Также необходима помощь местных администраций, которые могут поспособствовать поиску новых помещений. Вторая задача — сохранить институционную состоятельность вузов. Им нужно дать время на адаптацию. Это касается как лицензионных условий, вопросов аккредитации, нормативов количества студентов на одного преподавателя. Разумеется, что эти нормативы нельзя применять к эвакуированным высшим учебным заведениям так же, как ко всем другим».
Для того чтобы университеты имели возможность восстановить потерянную материальную базу, Лилия Гриневич предлагает разрешить закупить соответствующее оборудование за средства государственного бюджета, увеличить пороговую сумму государственных закупок, а также отменить пошлину для ввоза оборудования, которое поступает из-за границы.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ-2015
Одним из важных элементов, который должен поддержать жизнедеятельность эвакуированных университетов, станет нынешняя вступительная кампания. Представители вузов уже бьют тревогу, ведь понимают, что абитуриенты и их родители скорее выберут университет с худшим имиджем, который работает в стационарном режиме, чем тот, который переехал и порой не имеет даже собственной полноценной библиотеки.
«Мы хотим поддержать эти высшие учебные заведения и понимаем, что государственный заказ — это самый прямой способ дать финансирование эвакуированным заведениям, — рассказывает первый заместитель Министра образования и науки Украины Инна Совсун. — К нам обращались университеты, которые просили разрешить им принимать выпускников без внешнего оценивания. Им я хочу напомнить, что сейчас у нас есть категория людей, которые имеют право на поступление на основе экзаменов, — это люди, демобилизованные в этом году. Я думаю, что университетам стоило бы поработать с этой категорией абитуриентов».
Особое внимание пани Совсун советует обращать на поступление иностранцев. Некоторые университеты уже берут разрешения для того, чтобы приглашать их на обучение, но в таком случае Министерство просит их обращать внимание прежде всего на собственные возможности.
«К нам уже обращались некоторые посольства, которые спрашивали, стоит ли сюда ехать, — рассказывает Инна Совсун. — Мы ответили, что это вопрос университета и его готовности к работе. Однако со своей стороны просим всех брать на обучение иностранцев только в том случае, если вы можете обеспечить минимальный уровень качества обучения. Иначе это может ударить по вашему же университету и привести к тому, что уже в следующем году новых студентов не будет».
Кстати, часть иностранных студентов, которые продолжили обучение в вузах «ДНР» и «ЛНР», выражали недовольство тем, что получили дипломы самопровозглашенных республик, которые не признаются в мире. По словам Инны Совсун, последний год обучения, который они провели на оккупированный территории, Министерство образования засчитать не может, но со своей стороны предлагает повторно пройти курс в подконтрольных министерству заведениях, в частности и в эвакуированных университетах Востока.
Кроме высших учебных заведений, на протяжении года с территории Донбасса вывезли десять научных учреждений. По словам заместителя министра образования и науки по вопросам науки Максима Стрихи, эта цифра не передает ту катастрофическую ситуацию, которая сложилась на самом деле. По его утверждению, перемещение исследовательской базы Донбасса по масштабам такое же, словно переместить всю научную инфраструктуру Эстонии или Латвии. Оперативно эвакуировать материальную базу не удалось, поскольку этим вопросом, к тому же, начали заниматься слишком поздно.
«Одна из ошибок, которую допустили летом прошлого года, — не были использованы все возможности для эвакуации оборудования, — рассказывает Максим Стриха. — Никто не взял на себя политическую ответственность, а когда в конечном итоге поняли, что это нужно делать — было уже поздно. Сейчас критически важным является восстановление научной работы в этой сфере. Мы не можем говорить о полноценном университете без науки, однако все упирается в материальное обеспечение. Сегодня уже есть реальная возможность получить большое количество оборудования, но этому противоречат особенности нашего законодательства. Стоит еще отметить, что проблема включает не только эвакуированные университеты, но и те, которые сотрудничали с учреждениями, оставшимися на сегодняшний день на оккупированной территории».
«Если гуманитарным институтам удалось полностью возобновить свою работу, то технические пока находятся в состоянии ожидания», — рассказывает вице-президент Национальной академии наук Украины Сергей Пирожков.
«Дело в том, что институты гуманитарного профиля, которые переехали в Киев, требуют минимальных условий для труда: рабочий стол и компьютер. Такие же учреждения как Физико-технический институт, безусловно, не могут работать без оборудования и реактивов, соответствующих лабораторных условий. Это создает неравные возможности для работы, поэтому Академия наук пытается индивидуально подходить к каждой проблеме и ищет реальные пути для решения вопроса», — подытоживает ученый.