Батальоны территориальной обороны сейчас формируются во всех областях Украины, ведь призваны защищать важные административные объекты, бороться с диверсантами и незаконными военными формированиями, а также охранять украинскую границу. Такие спецотряды в первую очередь появляются в тех областях, которые граничат с горячими точками. На Днепропетровщине уже формируется четвертый батальон. Киевщина тоже имеет собственный батальон территориальной обороны, на стадии формирования — еще один. В настоящий момент бойцы проходят обучение в военной части «Десна», на границе Киевской и Черниговской областей. Их командиры говорят, что на подготовку воинам дали еще дополнительно неделю, но где будут солдаты уже завтра — неизвестно. В любой момент их могут направить на выполнение боевых заданий. «Дню» удалось пообщаться с солдатами батальона, пока они еще находились на территории «Десны».
«БЕЗ ПОМОЩИ ВОЛОНТЕРОВ И СПОНСОРОВ, НЕ ИМЕЛИ БЫ СОЛДАТЫ НИ БЕРЦЕВ, НИ ФОРМЫ, НИ БОЕСПОСОБНОЙ ТЕХНИКИ»
Автора взяла с собой группа волонтеров, которая поддерживает и помогает солдатам. У Юрия Герасимчука здесь в данный момент проходит службу его товарищ. Юрий работает преподавателем в Национальном университете биоресурсов и природопользования. Ночью патрулирует на блокпостах, а в свободное время привозит необходимые вещи воинам. На этот раз его товарищ попросил привезти инструменты, потому что нечем ремонтировать военную технику, также разные жидкости для автомобилей и запчасти. В прицепе машины, которая принадлежит другу Юрия и которой ехали к солдатам, были еще и колеса к «Уралам». Покупали все это добро за средства, собранные среди друзей и знакомых. В этот раз отоварились на 15 тысяч гривен. Компанию нам составили еще несколько мужчин, работающих механиками. Потому что собирались не просто отдать гостинцы, а еще и помочь с ремонтом военной техники.
По дороге к «Десне» Юрий рассказывал, что уже нашел спонсоров, которые готовы выложить 20-25 тысяч гривен, чтобы закупить тепловизоры, устройства ночного виденья и другие спецсредства. Такие люди, действительно, вызывают восхищение и гордость, что взяли на свои плечи те обязательства, которыми должно было бы заниматься государство. Себя же они называют «дедами морозами». Конечно, шутя.
Валентина Охлопкова, которая в обычной жизни занималась организацией выставок и других художественных акций, еще осенью отказалась от поездки в Амстердам, где должна была открывать художественный проект. Прошла Майдан, была в военных частях Крыма, теперь помогает солдатам батальона территориальной обороны. Валя говорит, что когда бойцы показали миноискатель 1982 года выпуска, заплесневелый и полностью недееспособный, была шокирована. Сидеть сложа руки не может, поэтому среди друзей ищет людей, готовых спонсировать такую покупку. Девушка уже знает, где и у кого лучше покупать военную форму и инвентарь для военных.
ПРИДЕТСЯ ЛИ СТРЕЛЯТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ, А НЕ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ УЧЕНИЙ? КОМАНДИРЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ У БОЛЬШИНСТВА БОЙЦОВ УЖЕ ПРОШЕЛ И К РЕАЛЬНОМУ БОЮ ОНИ ГОТОВЫ / ФОТО КОНСТАНТИНА СОВЫ
По дороге к солдатам волонтеры уже составляли план действий на следующую поездку. Такую поддержку солдаты очень ценят. Начальник штаба, первый заместитель командира батальона «Военная часть «Полевая хата» В2262» Алексей Савич рассказал, что без помощи волонтеров и спонсоров не имели бы солдаты ни берцев, ни формы, ни боеспособной техники.
«ЦЕНОЙ БЕССОННЫХ НОЧЕЙ И МОЗОЛЕЙ МЫ СОЗДАЛИ ТАКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ С НУЛЯ»
На момент нашего пребывания в части большинство солдат было на занятиях. У них были стрельбы на полигоне. Кстати, полигоном сейчас пользуются и представители «Правого сектора». Бойцы рассказывают, что по закону никто не имеет права пользоваться им, кроме военных. Каким образом и с чьего благословения эти люди очутились в «Десне», можно лишь догадываться.
В обязанности батальонов территориальной обороны входит, в частности, и борьба с незаконными военными формированиями. В мирное время они выполняют функции и МЧС, и милиции, ведь могут помочь в эвакуации населения во время техногенных или природных катастроф, контролировать эти территории от мародерства и тому подобное.
— Идея территориальной обороны возникла давно, по сути это трансформация гражданской обороны, созданной при СССР, — рассказывает Алексей Савич. — Но в Украине об этом забыли, как будто у нас все и так хорошо. А перед Новым годом эту тему возобновили. Буквально на бумаге части родились в марте. Создание военной части предусматривает длительную подготовку, накопление в местах хранения техники, оружия, боеприпасов, материальных средств, а также наработки очень большого перечня документов. Руководители таких частей должны получить все на руки в готовом виде. Сейчас этого не было. Части формировались в очень короткие сроки. В них пришло очень много добровольцев, и ценой бессонных ночей и мозолей мы создали такие формирования с нуля.
Военные жалуются, что обеспечиваются батальоны по остаточному принципу. За два месяца существования бойцы киевского батальона не получили от государства ни одной пары берцев, ни комплекта формы, а полученная спецтехника была в ужасном состоянии. Только благодаря помощникам-волонтерам эта техника была обновлена, нашлись и запчасти, и одежда для солдат. Офицер рассказывал, что батальон укомплектовали и одели за счет спонсоров. Шьют одежду солдатам в мастерской, которую воины нашли себе сами, и по мере накопления денег закупают по 20-30 костюмов, иногда по 100.
Невзирая на трудности, настроение у солдат достаточно позитивное. На наш вопрос, почему заявили о своем желании идти в армию, мужчина в возрасте далеко за 50, с седым оселедцем-чубом, ответил коротко: «Нужно Родину защищать». И таких мужчин, у которых уже не только дети есть, но и внуки, в батальоне Киевской области — большинство. Алексей Савич рассказывает, что во время присяги приходилось слышать не привычное обращение «Сынок», а «Отец» или «Дед».
ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВА: ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ БАТАЛЬОНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ БУДУТ НЕ НУЖНЫ
Сейчас солдаты больше всего нуждаются в средствах личной защиты — касках и бронежилетах. Но того, чего не хватает по мелочам, значительно больше. Единственное, чего хватает, — это боевой дух. Их командир говорит, что только от слаженности коллектива зависит успех выполнения боевых задач. И с этим у них все в порядке.
В данный момент на территории «Десны» формируется еще и Донецкий батальон. Военные честно признаются, что не понимают целесообразности его образования на территории Киевщины, когда солдаты все равно будут работать на территории другого региона и должны были бы знать его, как свои пять пальцев. Но, вероятно, самая основная проблема — не место их дислокации, а то, что в будущей системе обороны страны таким формированиям нет места. По крайней мере, нынешнее военное руководство не видит необходимости в их сохранении по окончании боевых действий.
— Мировая военная структура отталкивается от того, какие задания должны выполняться и что для этого нужно, например, нужны два авиационных полка, 10 армейских кораблей, столько-то десантных и танковых частей. А у нас исходят из количества, дают сто тысяч бойцов на армию, и лепите из этого, что хотите, — объясняет Савич. — Потому и получается, что наши батальоны не попадают в эту численность. Мы предлагали сократить наше количество, сохранить минимальное организационное ядро, и при необходимости формирования разворачивать. Нам некоторые военные чины сказали, если хотим сохранить эти формирования и их задачи, то нужно переходить в другое ведомство, в какое — думайте сами. А мы ведь пришли сюда не за лампасами или погонами, а делать свое дело нормально, используя свой опыт.
А если бы такие формирования существовали хотя бы в сокращенном варианте, состояли из резервистов, то при необходимости они могли бы собраться всего за несколько часов и сразу приступить к работе. Вот опять объявляют призыв в Вооруженные силы Украины, но это молодые ребята, которых еще всему нужно научить. И уговаривать их матерей отпустить сыновей на войну. А здесь добровольцы, имеющие военный опыт, кое-кто побывал в горячих точках, соответственно, имеет другое отношение и гарантирует другие результаты военных операций. Неужели военные чины так и не сделали выводов из нынешней войны?