Участники проекта попытались создать коллективный образ своих наций. Результат — выставка «Наше национальное тело», в прошлом году показанная в галерее «Арсенал» в польском Белостоке (которая и инициировала проект), а теперь привезенная в Украину. В Киеве проект представили — при поддержке министра культуры и национального наследия Польши — в Национальном музее Тараса Шевченко, довольно необычном месте для выставки современного искусства. «Это этапная выставка. Нужно говорить о наших проблемах и делать это современным языком», — комментирует генеральный директор музея Дмитрий Стус.
ТЯЖЕЛЫЙ ПОИСК СЕБЯ
Видео, картины, документации перформансов, фото, собранные в экспозиции, затрагивают больные вопросы, которые иногда так соблазнительно проигнорировать — слишком сложные для обсуждений. Могучая толпа, на самом деле бессильная перед манипуляциями, показная религиозность, категорическое неприятие другого — в Польше, Украине и России эти темы проявляются по-разному, но понятны во всех трех странах.
Проект «Наше национальное тело» ценен не столько представленными работами, сколько дискуссией, которая может вестись вокруг затронутых вопросов. «Во время работы над выставкой мы много чего проговаривали с художниками. В частности, что очень важно дискутировать о вещах, которые являются болезненными и ранят нас, — отмечает куратор проекта Моника Шевчик. — Надеюсь, что вокруг выставки образуется пространство разговоров, и она будет простой для восприятия».
Для Моники Шевчик было важно, чтобы участники проекта показывали наглядно проблемы через собственный опыт. В этом плане примечательна картина польской художницы, белоруски по происхождению Александры Чернявской — «Убийство Стефана (1)». Через личную историю автор затрагивает сложный вопрос послевоенных отношений между людьми разных национальностей.
Персональный опыт, налагающийся на коллективный, — в серии рисунков украинской художницы Влады Ралко. Ее «Киевский дневник», начатый во время столкновений на Майдане в 2013 году, передает личные страхи и переживания в ситуации новой реальности, в которой оказалось национальное тело.
ЮМОР КАК АНЕСТЕЗИЯ
«Когда я решала, приглашать ли к участию российских художников, обдумывала, насколько это будет политкорректным в ситуации открытого военного конфликта Украины и России, — признается Моника Шевчик. — Успокоила себя тем, что эти художники имеют четко выраженные взгляды, направленные против политики Путина, и вообще их можно назвать художниками мира, а не только представителями России». В частности, на выставке представлены документации перформансов Петра Павленского, противопоставляющего себя молчаливой общественности. Зашитые губы («Шов») или отрезанная мочка уха («Отделение») — этими действиями художник выражает несогласие с коллективной пассивностью перед репрессивной системой.
Об образе толпы — картины поляка Адама Адаха «Трибуна (1)» и «Трибуна (2)». Толпа, изображенная на работах, может быть сбором футбольных болельщиков, а может — политической демонстрацией. Восхищение и ощущение силы блокируют критическую оценку происходящего. Но толпой, которой, кажется, можно все, часто управляют единицы. «Меня очень интересует, как можно представлять толпу, — признается Адам Адах. — Нередко ее используют разные политические системы, так натравливают одних людей против других».
«Анестезия», помогающая проговорить сложные вопросы, — это юмор. В этом плане интересна серия рисунков поляка Марека Рачковского. В своих иронических рисунках он передает стереотипные образы поляков. То, что кажется привычным и нормальным, на самом деле оказывается абсурдным. Тексты к рисункам разоблачают это. «Помолимся, чтобы во время траурных мероприятий в честь жертв катастрофы, произошедшей в годовщину убийств, не дошло до какой-нибудь трагедии», — это знакомо и украинцам, и это очень смешно и печально одновременно.
Проект «Наше национальное тело» непростой. О вещах, которые он затрагивает, иногда больно даже думать. Но боль — признак того, что организм жив. Сигнал травмы, которую нужно преодолеть. Поэтому обзор национального тела необходим, чтобы обнаружить наши раны и болезни и подобрать лечение.
Выставка продлится в Национальном музее Тараса Шевченко до 22 июня.