Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ода или некролог киевским каштанам?

Что в действительности угрожает цветущему символу столицы
16 июня, 2011 - 21:09
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Репортаж Инны Лиховид «Ода каштанам» заставил меня немедленно отреагировать на него.

Каштаны достаточно распространены в европейских городах, где они растут преимущественно в парках. Прошлым летом очень обрадовалась, увидев их на улицах Валенсии, где все парки и зеленые насаждения на улицах находятся в идеальном состоянии, причем присматривают за ними украинские заработчане. В настоящий момент на востоке Европы каштаны стали страдать от распространения каштановой моли, которая вызывает засыхание листков в середине лета, хотя деревья от этого не погибают. Каштановая моль быстро продвигается в восточном направлении: так, несколько лет назад, я впервые увидела ее проявления в Кракове, через год — уже во Львове, а теперь желтые пятна появились и на киевских каштанах. Однако в Киеве об этой моли заговорили намного раньше, с целью оправдания гибели каштанов, которую ранее объясняли загрязнением воздуха выхлопными газами.

Через СМИ киевлян убеждают, что якобы вылечить пострадавшее от моли дерево можно только путем 20 инъекций в него какого-то препарата, каждая из которых стоит 7 долл. В качестве альтернативы этому выдвигается идея замены каштанов на другие древесные породы, в частности экзотические, такие как магнолия и даже гинкго билоба (Ginkgo biloba), являющееся голосеменным листопадным двудомным растением. Это реликтовое дерево родом из Китая, которое у нас можно увидеть в ботанических садах, растет очень медленно, и только в 20-летнем возрасте его женские экземпляры образуют похожие на сливу желтые плоды, мягкая оболочка которых сильно воняет. Саженцы этих экзотов стоят очень дорого, и все это вместе доказывает абсурдность данной идеи.

Вместо расходования времени и средств на фантастические «прожекты», нужно сконцентрировать внимание на проблеме усиления стойкости к воздействию негативных факторов именно конских каштанов. При этом следует понять, что основную опасность для сохранения растительности на киевских улицах представляет искусственное засоление почвы, к которому каштаны оказались исключительно чувствительными, что приводит к безвозвратному засыханию деревьев. Появление моли, воздействие которой для них не является смертельным, только усугубило эту проблему. Киевская администрация ежегодно закупает огромное количество соли, которую зимой еженощно щедро разбрасывают на улицах вместо безопасного и более дешевого песка. Во вредности соли легко убедиться, увидев, что состояние каштанов во дворах, палисадниках и на холмах намного лучше, чем на тротуарах, невзирая на одинаковое качество воздуха и доступность для моли.

Как биохимик, исследующий растительные объекты, я должна объяснить, что растения страдают от высоких концентраций любых солей, поскольку высокая концентрация любых ионов нарушает в них ионный баланс. При этом натрий, который является главным катионом обычной кухонной соли, а также солей, засаливающих почвы, токсичен для всех растительных организмов в отличие от животных, для которых он — жизненно необходимый элемент. Только небольшая группа растений достаточно непривлекательного вида приспособилась к существованию на солончаках, ограничивая его транспортировку в клетки молодых тканей. Усиление солеустойчивости растений сегодня является одной из главных проблем мирового агропроизводства.

К сожалению, каштаны оказались очень солечувствительными среди древесных пород. Причем замена натриевых солей на соли с другим катионом не может существенно улучшить их состояние. Радикально решить проблему стойкости каштанов к засолению почвы, укусам моли или другим стрессовым факторам можно лишь с помощью их генетически модифицированных форм, которые содержат соответствующие инородные гены. Однако их создание нуждается в значительных научных изысканиях, требует времени, а также затраты больших средств, которые мог бы спонсировать разве что какой-нибудь миллиардер-каштанолюб. Однако существует намного более простой и более дешевый выход из этой ситуации — с помощью использования препаратов со свойствами инсектицидов (или адаптогенов), которые уничтожают вредителей и усиливают стойкость растений к воздействию негативных факторов.

Еще не так давно в теплую пору деревья на киевских улицах несколько раз в сезон окропляли ночью инсектицидами, предварительно предупреждая жильцов домов, которые закрывали окна, но от этого почему-то отказались. В моем научном коллективе, работающем в Институте ботаники им. Н. Г. Холодного НАНУ, разработан способ выращивания на засоленных почвах зерен кукурузы, которая является наиболее солечувствительным злаком. Этого удалось достичь, в частности, с помощью дешевого и практически нетоксичного препарата «Метиур», синтезированного в Институте биоорганической химии НАНУ. К сожалению, мое предложение, испытать этот препарат на каштанах, почему-то не заинтересовало соответствующие структуры Киевской администрации, возможно, потому что постоянная закупка саженцев для замены засохших каштанов кому-то выгодна. Необходимо также заняться разработкой других безвредных способов для борьбы с обледенением поверхности дорог.

Если несчастные каштаны продолжат погибать, то следующие поколения киевлян будут знать о них лишь из песен и старых фотоснимков. Пока они еще маскируют изъяны киевской застройки, где исчезают последние достопримечательности архитектуры. А их потеря лишит Киев обворожительности, которая до сих пор привлекает тысячи туристов. Киеву угрожает превращение в неинтересный провинциальный город, в чем будут виноваты также его жители, не способные объединиться для его защиты.

Татьяна ПАЛЛАДИНА, профессор, доктор биологических наук, почетный член Украинского биохимического общества
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ