Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Оксана БИЛОЗИР: «Сегодня авангардом считают то, что когда-то мы называли самодеятельностью»

12 мая, 2000 - 00:00

Сегодня, 12 мая, певица приглашает во Дворец «Украина»
на свой творческий вечер «Чарівна бойківчанка». Почти шесть лет она не
выступала с сольными программами на главной сцене нашей страны. О настоящем
и будущем шоу-бизнеса наш разговор с народной артисткой Украины, заведующей
кафедрой эстрадного пения Университета культуры и искусств, профессором
Оксаной Владимировной Билозир.

— Как правило, женщины слова «юбилей» стараются избегать,
потому что всегда начинается подсчет лет. А вы, наоборот, на всех афишах
подчеркиваете, что «Чарівна бойківчанка» посвящена 20-летию творческой
деятельности. Чего ждать зрителям? Это антология лучшего из созданного
вами или совсем новые произведения?

— В программе будут песни, с которых я начинала свои первые
шаги на профессиональной сцене, любимые композиции, проверенные временем,
но в современных обработках, и совсем новые произведения. Песня «Чарівна
бойківчанка» дала название всей программе. Именно она принесла успех. Мне
очень приятно, что это произведение позже включили в свой репертуар артисты
из группы «Самоцветы».

К себе на юбилей пригласила много гостей. Мой друг и меценат
Василий Дума предложил разнообразить программу, украсить ее дефиле из последней
коллекции российского кутюрье Валентина Юдашкина и выступлением артиста-пародиста
Владимира Винокура, которых он тоже поддерживает. Юдашкин приедет вместе
со своими моделями. Это очень красивое шоу. Мне предлагали одеться в его
костюмы, но я предпочитаю совсем иной стиль жизни. Мои наряды для концерта
сделаны Оксаной Караванской, которую я считаю ведущим модельером Украины.
Наша программа пройдет в двух отделениях по полтора часа. Вместе со мной
выступит балет под руководством Светланы Шумской.

Я не скрываю, что уже 20 лет пою, поскольку горжусь этим.
Не хочу преуменьшить значение сделанного за это время. И вместе с тем,
этот концерт не какой-то итог, а просто небольшой результат и начало нового.
У меня много планов, которые надеюсь осуществить.

— Чтобы получилась хорошая песня, необходимо соединение
трех компонентов: мелодии, текста и мастерского исполнения. Вы работаете
со многими авторами. Кого из них вы называете своими единомышленниками?

— У меня очень ограниченный круг друзей-соавторов, с которыми
на протяжении многих лет работаю. В первую очередь, это композиторы — Александр
Злотник, Геннадий Татарченко, Анатолий Говорадло. Начинала свою работу
с песнями Игоря Билозира. Из поэтов это — Вадим Крищенко, Андрей Демиденко
и Михаил Ткач. Они всегда создают интересные глубокие образы. Их песни
легко петь, потому что у них есть что сказать слушателям.

— С чем был связан ваш тайм-аут в концертной деятельности?

— На протяжении моего творческого пути на эстраде у меня
было несколько моментов, повлиявших на дальнейшую судьбу. Честно признаюсь,
что когда начались коренные изменения в структуре шоу-бизнеса, то сначала
не находила свое место. Не хотела приспосабливаться к тем условиям, которые
мне предлагали. Начала искать свой путь. Некоторое время работала сама
по себе. Совсем не участвовала в тусовках, фестивалях. Телевидение мои
выступления не показывало. Поэтому у многих людей сложилось впечатление,
что я перестала петь. А в действительности я продолжала ездить на гастроли.
Могу похвастаться, что даже без большой рекламной кампании, а только с
расклеенными накануне концерта афишами собирала большую аудиторию. С новыми
функционерами шоу-бизнеса у нас были разные взгляды на творчество. Именно
в этот период произошли перемены и в моей личной жизни. Во второй раз вышла
замуж. Родился младший сын. Мы переехали в Киев. Начала учиться в Дипломатической
академии при Министерстве иностранных дел Украины. Мне кажется, что за
время небольшой паузы я другими глазами посмотрела вокруг. Сумела найти
свое место не только на эстраде, но и в дальнейшей жизни.

— Скептики утверждают, что у нас на эстраде есть шоу
и вовсе нет бизнеса. А как вы считаете?

— Сегодня в Украине шоу- бизнес есть. Другое дело, какие
суммы тут крутятся. Не секрет, что наши соседи-россияне получают за свои
выступления в десять раз больше, чем украинские артисты. Кто- то может
себе цену не сложить, заломить $5 тысяч и тогда бизнес не получится. А
если ставить реальные цели, то можно жить нормально.

В нашем шоу-бизнесе зеркально отражается весь наш сегодняшний
день. Экономическое состояние страны. Говорят, что у нас экономика не работает.
Но ведь она работает! Вопрос только — как? Так и с бизнесом. Он тоже есть
— ровно настолько, насколько государство экономически способно его продуцировать.
Другое дело, что должны быть приоритеты. Нужно разработать закон о меценатстве,
о гастрольно-концертной деятельности артистов. Например, на моих афишах
стоит одна фамилия: Василия Михайловича Думы — как мецената. Если таких
людей будет больше, то наша жизнь быстрее улучшится. Он украинец по происхождению.
Живет в России. Мы знакомы много лет. Благодаря господину Думе выходят
мои компакт-диски, клипы. Я довольно часто бываю в Москве, вижу там сдвиги
в бизнесе. Богатые люди поддерживают искусство. Очень хочу, чтобы и у нас
как можно скорее легализировались капиталы, и бизнесмены и политики начали
вкладывать средства в наших исполнителей. Пока у нас не выработаны понятия
«национальная культура» и «национальные приоритеты», поэтому и имеем анархию.
Сегодня ситуация с зарубежными гастролерами напоминает сквозняк. Они вывозят
с Украины деньги. Мы должны создать условия для национального исполнителя.
Например, ввести билеты единого образца. Тогда не будет лазеек для неучтенных
средств. И за аренду с гостей нужно брать максимальные суммы, а для своих
установить льготы.

— Но ведь сегодня эстрада вовсе не Золушка, а золотая
кукла. Включаешь радио или телевизор, а там, кроме информационных программ,
сплошная дискотека. Из всех искусств эстрада стала самым главным. Как вы
относитесь к тому потоку пустоцветов, который заполонил эстраду? Когда
много шума, но как только прекращается финансирование, как «грандиозный
проект» лопается, словно мыльный пузырь?

— Наша беда в том, что мало профессионалов в шоу-бизнесе.
Именно поэтому лучшее и интересное не всегда поддерживается. Я не участвую
в хит-парадах, потому что за 20 лет творчества выработала собственную философию.
Мы разных групп крови. Для меня сцена — это святилище! Каждую песню я очень
придирчиво выбираю. Считаю, что должны быть определенные эталоны, уровень
качества. Сейчас у нас на эстраде проводятся «эксперименты». Это когда
многие певцы не только не имеют специального музыкального образования,
но даже ноты не знают. Когда-то такие выступления мы называли самодеятельностью,
а сейчас это уже оригинальность, авангард и экспериментаторство. Поэтому
у нас так много проектов, которые через год-два исчезают. Мне жаль этих
молодых людей и публику, которой навязывается плохой вкус. Кстати, я пошла
преподавать в Университет культуры и искусств именно поэтому, хочу поднять
профессиональный уровень нашей эстрады.

— А кого из молодых певцов вы считаете перспективными,
будущими звездами?

— Мне очень нравится Марина Одольская. По ней видно, что
она независимый, гордый человек и ей очень непросто сейчас живется. У нее
есть голосовой и артистический потенциал. Если она будет продолжать учиться,
расти интеллектуально, тогда станет хорошей певицей. Интересно работает
Женя Власова. Думаю, что у этих двух певиц большое будущее.

— Сейчас у нас многие артисты получают звания, и поэтому
все нивелируется. В своей юбилейной афише вы написали только свое имя и
фамилию, не указав звание народной артистки Украины.

— Потому что на сегодня ряд народных артистов Украины стал
для меня дискомфортным. Творческую элиту избирает общество, оно ее формирует,
вкладывает в нее деньги, когда идет на концерты исполнителя, покупает альбомы
и кассеты с записями артиста. Сейчас у нас популярен тот, кого транслируют
по радио и телевидению. Поэтому публика слушает тех исполнителей, которые
заплатили за эфир. Нет натурального отбора, нам продюсеры навязывают свое.
Имеем искусственные звания, дутых суперзвезд. В жизни все взаимосвязано.
Пока в нашем обществе не появится средний класс и не будет сам делать свой
выбор, нам будут навязывать музыкальную жевачку, а не высокопрофессиональное
эстрадное произведение.

— На каком этапе сейчас находится ваша идея создания
Центра украинского зарубежья в Киеве?

— Сейчас эта идея затормозилась, потому что все силы и
время отдаю на организацию концерта и подготовку летнего гастрольного турне.
Темой моей магистерской работы была интеграция Польши в европейские структуры
и влияние тех процессов на Украину. По статистике, 20 миллионов украинцев
проживают за пределами нашей страны. Многие из них хотят помогать не только
финансово, но и интеллектуально, принимать участие в государственно-созидательном
процессе в Украине. В первые годы независимости они ринулись на Родину,
но их обманывали, иллюзии разбивали наши бюрократы. Поэтому нужна инициатива
с Украины. Нужно создать структуру, которая бы стала частью политической,
государственной программы. Мы должны сказать: «Мы нуждаемся в вашей помощи»,
и тогда станет возможен их интерес.

— Ваши занятия в Дипломатической академии — это поиски
своего второго «я»?

— Еще до занятий в Дипломатической академии я выступала
на всех континентах мира как певица. Но за границей после каждого концерта
во время общения со зрителями меня спрашивали не только о творчестве, но
и о жизни в Украине. Тут хочешь или нет, а станешь дипломатом. Занятия
в академии научили меня разбираться в разнообразных сложных политических
ситуациях, уметь анализировать события, аргументировать свою точку зрения.
Я никогда не ставила цель стать профессиональным дипломатом, а хотела расширить
свое мировоззрение. Чем больше учишься, больше знаешь, тем интереснее жить.

— У вас напряженная жизнь. Где вы берете силы?

— Вдохновение нахожу в своей семье. Мой тыл — это старший
сын Андрей. Он студент I курса Национального университета им. Шевченко,
Института международных отношений, кафедра международного права. Хорошо
танцует брейк. Хотел пойти в артисты, но я отговорила. Сцена — соблазнительный
и сложный путь, не каждый его проходит, и не всем он приносит моральное
удовлетворение. Поэтому хочу дать ему твердый кусок хлеба. Младшему сыну
Ярчику восемь лет. Он школьник. Также мой муж Роман Недзельский (генеральный
продюсер центра «Украина — «Мир») и его мама Миля, которая живет вместе
с нами. У меня нет иллюзорных мечтаний. Встаю и радуюсь, что сегодня все
хорошо.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ