Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Окутанная легендами Петрикивка

Что украинцы сохранили и совершенствуют
1 июля, 2009 - 20:29
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Побывав в знаменитой Петрикивке, что на Днипропетровщине, нельзя не задуматься: а была бы Украина без петрикивской росписи? Была бы, но какой... Основание Петрикивки связывают с жизнью последнего кошевого атамана Петра Калнышевского. В 1772 году он перенес из разрушенной Куриливки в небольшой хутор деревянную церковь, которая была построена без единого гвоздя. С ее появлением хутор разросся, превратившись в село. Поэтому крестьяне и связывают этот год с основанием Петрикивки.

— Сюда стекалось очень много беглецов из крепостных земель. А так как земель не хватало и Петрикивка была перенаселена, то люди занимались у нас различными ремеслами, — рассказывает заслуженный мастер петрикивской росписи Валентина Панко. — Тут развивалась и художественная ковка, и гончарство, и лозоплетение, и вышивка, и ковроткачество — все, на что способна человеческая фантазия.

Но почему крестьяне сохранили и «исповедывают» именно художественную роспись, а не, скажем, вышивку или гончарство? И когда именно зародилась эта уникальная техника?

— Трудно сказать. Это народный рисунок. Но то, что такие традиции были в хатах, конечно, нигде не денешь. И если хата в Петрикивце была не расписана, то это значило, что или невестка из другого села — которая не умела рисовать, или свекровь уже не могла рисовать. И, как говорят люди, с такими даже и не здоровались. Хата петрикивца должна обязательно быть расписанной, — говорит Валентина Федоровна.

Сами мастера выделяют среди других два особых инструмента — кисточка из кошачьей шерсти и палец. Если такой кисточкой вырисовываются мельчайшие детали (ворсинки, стебельки, колосочки), то пальцем рисуют калину. Поэтому, когда вы где-то увидите нарисованные красные гроздья — знайте, это работали пальцы мастера. Все работы настолько необычны и неповторимы, что хочется забрать их с собой. Так, на первом этаже Центра народного искусства «Петрикивка» зрителей ожидает большая галерея. Большинство работ связаны с какими-то легендами, которые касаются самого поселка. Одна из них — о Яреме и Оксане: как молодые любили друг друга, но не суждено им жить вместе. Влюбленные умерли от рук врагов. Но добрые люди похоронили их вместе, соединив их таким образом навсегда. На месте могилы выросла чудо-вишня: такая же требовательная к жизни, как Ярема, и такая же прекрасная, как Оксана. Тогда петрикивцы взяли по веточке с этого дерева и рассадили по всему селу. И с тех пор Петрикивка просто утопает в вишневом цвету весной.

А на втором этаже, где расположились мастерские, — глаза разбегаются от увиденного. Чего тут только нет: и ручки, и сопилки, и амулеты, и тарелки, и лошадки, и даже башни! Стоимость сувенира зависит от объема выполненной художником работы. Но, как признаются сами мастера, дороже всего стоят выставочные экземпляры — рисовать их сложнее всего. Одна из таких работ — большая скрыня. Поверить трудно, что раньше такая была в каждой украинской хате! Нынче желающие могут приобрести ее за 10 тысяч гривен.

В Петрикивке также функционирует и детская художественная школа имени Татьяны Паты — известного петрикивского мастера. Одна из выпускниц школы — Яна Захарченко. На вопрос, можно ли научиться рисованию, девушка ответила, что можно: «Кто захочет, тот научится — так же, как ребенок учится писать». Но позже понимаешь, что, конечно же, нужен еще и талант. Раньше петрикивская техника была значительно проще, говорят мастера. Нынче же технология настоящей росписи утрачена, как и естественные пути добывания красок (из фруктов и овощей) — художники рисуют гуашью. Но все же здесь непрестанно работают, самоусовершенствоваясь.

Игорь САМОКИШ, Запорожье — Петрикивка
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ