Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Оранта» на вывоз?

Антиквариат в Украине: спрос есть, предложение...
16 марта, 2004 - 00:00

Украинский антиквариат становится все более привлекательным. Иначе, чем тогда объяснить тот факт, что попытки вывести его за границы страны становятся все более частыми. Например, не успели еще забыть о рекорде американца украинского происхождения, пытавшегося вывести в США 367 икон, — как опять происшествие! На днях сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД вместе с венгерскими коллегами раскрыли канал незаконного перемещения предметов антиквариата через государственную границу Украины с целью дальнейшей продажи в странах Западной Европы. При попытке пересечения венгерско-австрийской границы сотрудники правоохранительных органов задержали организатора преступной группы. У него изъяли 50 антикварных вещей, в том числе масляные лампы и пряжки готского периода. Кроме того, в квартире в Будапеште было найдено более тысячи антикварных вещей.

ВМЕСТО ИНСТРУКЦИИ СОВЕТЫ МАРГАРЕТ ТЕТЧЕР

Как сообщил «Дню» начальник информационно-аналитического отдела Бориспольской таможни Виталий Майоров, в 2003 году Государственной таможенной службой было зафиксировано 350 попыток незаконного вывоза антиквариата. А за два месяца 2004-го из 120 протоколов о нарушении таможенных правил в семи случаях предметом правонарушения стали культурные ценности. Работники таможни вспоминают, как 28 января здесь задержали картину постфутуристического авангардиста Соломона Никритина «Кругосветное путешествие» стоимостью в 272 тысячи 508 гривен. Картина «хотела» отправиться в Грецию. Отправителем произведения искусства было государственное предприятие. И хотя на вывоз работы было разрешение, как выяснилось, получено оно было без проведения экспертизы.

Среди вещей, наиболее часто задерживаемых работниками таможни — картины, монеты, табакерки, столовое серебро, медали- ордена, старые золотые часы, иконы, гравюры, старинные книги, письма. По словам уполномоченного государственной службы контроля Евгения Галушкевича, чтобы вывезти антиквариат, нужно пройти несколько этапов. Во- первых, комиссию, которая делает экспертный вывод. Во-вторых, человек должен доказать, что он законный владелец той или иной вещи. Если возникает противоречивая ситуация, то проводится химико-технологическая экспертиза. А потом уже проверяется, можно ли занести предмет в Государственный реестр национального культурного достояния. Если да, то вывоз запрещается. Если же вещь не представляет ценности для государства, то служба выдает номерное разрешение.

По утверждению одного из работников таможни, вышеупомянутый реестр составляет перечень только украденных из музеев и частных коллекций предметов, представляющих культурную, историческую ценность для Украины. Теперь этот список планируют дополнить, но пока что не спешат. Эксперты утверждают, что он настолько несовершенен, что при желании можно вывезти и Золотую Пектораль или Оранту Софийского собора. Поэтому, как говорят искусствоведы, работающие на таможне, мы руководствуемся, скорее, советами Маргарет Тетчер о здравом смысле, чем рекомендованной инструкцией.

Все изымаемое по судебному решению, как правило, находит себе новых, более надежных в плане хранения, хозяев. Если это иконы, то они могут передаваться церкви или другому религиозному учреждению. Вообще дальнейшую судьбу изымаемых предметов решает Межведомственный совет по вопросам ввоза и вывоза культурных ценностей. Вера Виноградова, директор музея западноевропейского искусства им. Б. и В. Ханенко, рассказывает, что подарки с таможни музей получает почти каждый год. А недавно экспозиция пополнилась буддистскими иконами.

«МОНА ЛИЗА» — В ПОДАРОК

Что касается, так сказать, внутреннего рынка антиквариата, то сегодня эксперты констатируют настоящий бум. По словам директора одного из украинских салонов Федора Зернецкого, в последнее время стало очень модно дарить на дни рождения предметы старины. И многие весьма известные и малоизвестные украинцы внезапно становятся страстными коллекционерами. Причину этого явления объясняет психолог Елена Гладкая. По ее мнению, стремление человека купить старые вещи объясняется его желанием вернуться в прошлое, окунуться в те обстоятельства, в которых ему когда-то было хорошо. Поэтому люди в основном увлекаются собиранием антиквариата после 40 лет, во время так называемых возрастных кризисов, когда начинают по-другому осмысливать прожитое.

К тому же антиквариат — разумное капиталовложение. Ведь с каждым годом цены на произведения искусства только растут.

Сегодня наиболее популярен российский антиквариат. На втором месте по востребованности — украинские художники ХХ века: Глущенко, Шишко, Шовкуненко, Трофименко. Западное искусство пользуется спросом не столько как коллекционные вещи, сколько как интерьерные. Весьма популярно западное серебро: большие вазы, кубки, столовые и письменные наборы; а также жанровые сцены в живописи.

— В принципе на украинском рынке антиквариата художников так называемого первого круга очень мало, — говорит Елена Живкова, заведующая отделом западноевропейского искусства Музея искусств имени Б. и В. Ханенко. — Это объясняется историей Украины, богатой войнами и конфликтами, во время которых огромное количество раритетов было разворовано, вывезено или уничтожено. Из-за того, что западного антиквариата осталось больше, стоит он иногда даже дешевле, чем отечественный.

НЕЗАВИСИМАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Сегодня в Украине имеет место тесное сотрудничество государственных музейных работников и частных антикварных контор. На это есть ряд объективных причин. Дело в том, что в Украине, как и во многих других странах, недостаточно независимых экспертов, которые бы удовлетворяли потребности антикварных салонов. В подобных обстоятельствах, эту пока что свободную нишу заняли музейные работники. В устной консультации последнего будущему владельцу произведения искусства нет ничего плохого. Это скорее приносит взаимную пользу: искусствоведу — практика, коллекционеру — более-менее точная информация. Граница легитимности такого взаимообмена проходит через выдачу искусствоведами на бланках музея письменных справок-заключений о ценности (материальной и художественной) того или иного предмета.

— Уважающие себя антикварные салоны, — рассказывает Елена Живкова, — сопровождают художественные работы экспертными сертификатами, выданными независимыми музейными специалистами. Но бывают ли музейные работники независимыми от учреждений, в которых работают — это уже другой вопрос.

Отсюда возникает еще одна, сугубо «музейная» проблема. Иногда в известные антикварные салоны попадают вещи высокого качества, которые бы могли быть выставлены рядом с экспонатами музеев. Есть два главных критерия — высокий художественный уровень и хорошее состояние. «На рынке антиквариата в Киеве есть очень много достойных работ, — уверена Елена Живкова, — однако кто приобретет их для наших музеев? Например, на Западе владельцы ценных коллекций выставляют свои сокровища в качестве экспозиции. По такому принципу устроен «Метрополитен» в Нью- Йорке. Под каждой этикеткой надпись: «Принадлежит банку такому-то». В результате народ видит шедевры, а та или другая фирма очередной раз себя рекламирует».

«КУПЛЮ ПОДДЕЛКУ. ДОРОГО»

Отечественный рынок антиквариата переполнен огромным количеством подделок. Елена Живкова говорит, что даже в коллекциях правительственных чиновников немало низкопробных работ. Эксперты утверждают, что приобрести подделку за кучу денег, а произведение искусства за бесценок, можно на «блошиных» рынках. Те раритетные вещи, которые когда-то принадлежали интеллигенции, сейчас или сданы на комиссию в антикварные салоны, или продаются той же «элитой прошлого» на «хламниках». Хотя здесь бросаются в глаза, в первую очередь, вещи заштампованные и серийные — фотоаппараты, радио, нарисованные и вылепленные атрибуты бывшего СССР. Искусствоведы говорят, удачная покупка зависит от целеустремленности и общеобразовательного уровня коллекционера.

Как они сюда попадают — не секрет. «В 70-х годах я был спортсменом-легкоатлетом, — рассказывает Валерий, один из работников «блошиного». — Ездил повсюду, покупал, коллекционировал. А сейчас у меня дочь учится в университете, обучение платное, а «блошиный» — единствнный источник доходов...»

Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ. Фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ