Петербург встретил нас на удивление солнечной погодой. Лишь прохладное дыхание Невы и золото листвы напомнили об осени, да еще необычная тишина в Петропавловской крепости — малолюдной в эту пору. Именно там, в Невской куртине (неподалеку от странноватого памятника Петру I, созданного скульптором Михаилом Шемякиным), состоялся семинар «Охрана историко-культурного и природного наследия Соловецкого архипелага».
Впервые к общественному обсуждению вопросов, связанных с судьбой беломорских островов, были привлечены представители Украины. Мы приехали по приглашению организаторов Дней Соловков — Международного благотворительного фонда имени Д.С.Лихачева, Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Один из авторов этих строк (а именно руководитель Центра исторической политологии Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины доктор исторических наук профессор Юрий Шаповал) выступил с докладом «Соловецкая память Украины. Издание «Остання адреса» и его значение для сохранения памяти об украинцах — узниках Соловков в 1920—1939 годах». В презентации книжных новинок, изданных на основе документов Государственного архива Службы безопасности Украины, принял участие другой соавтор этих строк (а именно журналист Сергей Шевченко). Надо сказать, что и само наше присутствие и сказанное нами вызвало неформальный интерес участников семинара, множество вопросов. Нам, в свою очередь, было интересно побывать на форуме такого уровня, понять, почему россиянам так важна соловецкая проблематика.
СОЛОВКИ В САНКТ ПЕТЕРБУРГЕ
Программа Дней Соловков была весьма насыщенной. Заседал Ученый совет Научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской академии наук (РАН). Затем — семинар, митинг на Троицкой площади у Соловецкого камня (30 октября), презентация в музее С.М.Кирова альбома «Соловецкие лагеря особого назначения. Фотолетопись» и наконец — встреча Общества друзей Соловков в Доме ученых Санкт-Петербургского научного центра РАН. Реализацию Стратегического плана Соловецкого музея-заповедника заинтересованные лица обсудили 1 ноября в Северо-Западной академии государственной службы.
В 2003 году архангельская газета «Правда Севера» с горечью описала проблемы Святого острова: «Такое впечатление складывается, что музей, местная администрация и монастырь тянут воз каждый в свою сторону. Того и гляди, он треснет, и поклажа канет в придорожной грязи навсегда... Все хотят жить дружно, но не складывается. Закавыка во взгляде на собственность».
Похоже, ничего с тех пор не изменилось. На семинаре в Санкт-Петербурге посланец соловецкой братии Дмитрий Солодков зачитал сообщение, в котором наглядно представил две «несовместимые» модели развития Соловков: «коммерциализации и политизации» с одной стороны и «духовного возрождения» — с другой. Была озвучена весьма резкая позиция монастыря по отношению к деятельности музея-заповедника, который якобы «подрывает сами основы православного вероисповедания и угрожает существованию Соловецкой святыни». Монастырь в этих условиях, как сказано в сообщении, «выступал и будет выступать за полное возвращение всех земель, зданий и иного церковного имущества, насильственно, глубоко аморально и незаконно конфискованного коммунистической властью».
Свою точку зрения на это заявление во время дискуссии (на подведении итогов семинара) представил директор Соловецкого музея-заповедника Михаил Лопаткин. Естественно, точку зрения критическую и — следует особо подчеркнуть — аргументированную. Усомнившись в том, что озвученное Солодковым сообщение исходит от наместника Соловецкого монастыря, Михаил Васильевич пригрозил: если публично заявленная бескомпромиссная позиция монахов найдет официальное подтверждение, это может закончиться разрывом Генерального договора, заключенного сторонами в октябре 2001 года. А на семинаре спорить по вопросам, решаемым на высшем уровне, — занятие пустое. Совершенно очевидно, что привести стороны к общему знаменателю (о чем шла речь и в прошлые годы) можно лишь федеральным законом, в котором следует четко оговорить, кому, что именно и на каких условиях должно принадлежать.
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК: ИЗ ОТЧЕТА-2003
Бюджетное финансирование ремонтно-реставрационных работ на Соловках в 2003 году — самое крупное за последние 15 лет (свыше 28 млн. рублей).
Один из приоритетов — создание музейного комплекса по истории Соловецких лагерей особого назначения: открыта планшетная экспозиция «Хотелось бы всех поименно назвать...»; изготовлена передвижная выставка «Кремлевский заговор»; разработаны электронные тематические презентации. Имеется проект реставрации исторического лагерного барака, в котором разместится экспозиция об истории СЛОНа (2007 год).
Количество посетителей архипелага превышает 20 тыс. в год. Для них открыт Информационно-сервисный центр, на базе которого создается общеостровной Центр гостеприимства.
Самый значимый визит на Соловки — приезд принца Уэльского Чарльза (16 июля)...
СОЛОВЕЦКАЯ ПАМЯТЬ УКРАИНЫ
Дни Соловков в Северной Пальмире, были организованы при участии Санкт-Петербургского общества «Мемориал». И, разумеется, не случайно они прошли в период, когда поминают жертв соловецкой трагедии. В октябре-ноябре 1937 года, как известно, состоялась массовая казнь узников островной тюрьмы — 1111 заключенных расстреляны в карельском урочище Сандармох по решению особой тройки УНКВД Ленинградской области. В том этапе погибли многие видные деятели национального украинского «расстрелянного возрождения». Лесь Курбас, Николай Кулиш, Николай Зеров, Антон Крушельницкий, Степан Рудницкий, Матвей Яворский — достаточно назвать хотя бы эти имена, чтобы оценить масштабы трагедии, жертвой которой пали украинские интеллектуалы, писатели, художники, политики…
В активе ученых, исследовавших путь наших земляков в приполярный Кремль (лагерный пункт на Соловках), — уникальный научно-документальный труд «Остання адреса. Розстріли соловецьких в’язнів з України у 1937—1938 роках». Эта книга вышла в киевском издательстве «Сфера» и это, пожалуй, на сегодняшний день самое полное и всеохватывающее исследование указанной проблемы. Мы убедились в этом и во время семинара в Петербурге. Его участники не только внимательно выслушали доклад, но и поставили массу вопросов. Кое- кто даже писал фамилии своих родственников из Украины (в свое время попавших на Соловки не по своей воле) и просил помочь информацией о них, просил раздобыть представленное издание, которое, увы, нельзя просто приобрести, поскольку издательство «Сфера» является не коммерческой, а благотворительной структурой.
Неподдельный интерес вызвал также привезенный нами спецвыпуск журнала «З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ» по материалам сфабрикованного ОГПУ дела «Всесоюзной военно-офицерской контрреволюционной организации» «Весна» (1930- 1931). Десятки фигурантов этого дела в свое время пополнили лагерное население в Беломорье, а в годы «большого террора» некоторые из них были повторно репрессированы в Карелии.
В рамках доклада в Санкт- Петербурге мы провели первую презентацию научно-документального двухтомника «Остання адреса». Как-то даже неудобно в этом признаваться, но это правда. Не нашлось в Киеве ни времени, ни, видимо, особо заинтересованных лиц, которые поняли бы важность подготовленного издания для формирования подлинно демократического общества, помнящего уроки из своего прошлого.
«Остання адреса» рождалась в тесном сотрудничестве с российскими исследователями (питерским «Мемориалом»). От них в 1997 году пришла подробная информация о месте расстрела в 1937-м многих известных деятелей украинской культуры, науки, политики. Отыскав часть следственных дел в фондах Госархива Службы безопасности Украины и архивах ФСБ РФ, инициаторы проекта выпустили в свет вначале 3-томник, а в 2003-м — 2-томное дополненное издание. Хотелось бы увидеть эту книгу и на английском языке, но без серьезной материальной поддержки идеи здесь не обойтись.
Соловецкая тема — тема лагерей, тоталитаризма, преступлений против человека — одна из тех, которые не должны уходить из историографии принципиально. И наше, и мнение участников семинара было единым — нельзя терять и без того скудные крупицы памяти, пока еще сохранившиеся следы, документальные свидетельства, собранные исследователями с большим трудом. Очень важно и в дальнейшем объединять усилия в изучении этой проблематики.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ «МЕМОРИАЛА»
О сохранении исторической памяти, объективном исследовании «белых пятен» прошлого вели речь на семинаре в Невской куртине представители не только Киева, но и Санкт-Петербурга, Москвы. В контексте «духовного возрождения Соловков» лагерную историю представила на семинаре директор Научно-информационного центра «Мемориал» в Санкт-Петербурге Ирина Флиге (Резникова).
Осмысление ГУЛАГа, память о прошлом, понимание трудной, трагической истории страны — это суть культуры отечественной памяти ХХ века, считает Ирина Анатольевна. Традиция памяти сохранилась на протяжении всей советской истории и оказалась одной из самых эффективных форм сопротивления масс политическому террору, направленному не только на физическое уничтожение личности и ее изъятие из социума, но и на стирание имени человека как такового.
В 1987 году вышел на экраны документальный фильм Марины Голдовской «Власть соловецкая», как бы открывший новую эпоху. За ним хлынули многочисленные публикации, а в 1989-м впервые прошли на Соловках Дни памяти как совместная акция общества «Мемориал», музея-заповедника и администрации поселка Соловецкий. В тот год открылась первая в СССР выставка «Соловецкие лагеря особого назначения», существующая до сих пор. Тогда же установлен первый мемориальный камень на месте бывшего поселкового кладбища, положивший традицию установки соловецких камней в Архангельске, Москве, Петербурге и других городах. В 1999 году рядом с валуном на острове появился крест, что, по мнению докладчицы, можно считать актом идеологического насилия. Памятники, связанные с людьми, погибшими на Соловках, не должны иметь конфессиональных признаков, поскольку это общие памятники людям всех национальностей, всех конфессий.
Одна из острых проблем сегодня на островах — сохранение следов лагеря. Предлагается маркировать специальными знаками места, связанные с историей СЛОНа. За последние 15 лет, увы, стерты практически все его следы. В процессе реставрации памятников архитектуры и культуры уничтожаются надписи заключенных на стенах, окнах строений. Надписи были естественными, индивидуальными, личностными, а ныне речь идет об унификации — установке знаков, которые всего лишь напоминали бы, что здесь что-то такое было...
Смывание лагерных следов и «проблемы идеологии» (установка православного креста на месте расстрела политзаключенных в Савватьеве, надругательство над местами поклонения католиков) — явления тревожные. В то же время, отмечают мемориальцы, наблюдаются и положительные сдвиги: в этом году, например, на Днях памяти в поселке состоялась первая разрешенная католическая служба.
Цитата в тему. В историко- литературном альманахе «Соловецкое море» (2004, выпуск 3) россиянин Дмитрий Лебедев поделился впечатлениями о прошлогоднем симпозиуме «Соловки: взгляд в будущее»:«Удручает патологическая неспособность российской интеллигенции делать выводы из уроков истории, слышать другого, предполагать возможность компромисса и смирения собственных амбиций, преодолевать «фанатение» от собственной правоты. Замечательный интеллектуальный потенциал людей, собранных в зале, не привел к синергическому эффекту. Идея (или форма ее обсуждения) «сохранения и развития Соловецкого историко-культурного и природного комплекса» оказалась недостаточно вдохновляющей, чтобы люди забыли о противоречиях, их разъединяющих, и сообща пришли к общему решению»...
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Да, в споре рождается истина. Но не в споре слепых с глухими. Весьма опасными для обеих сторон бывают и яростные «схватки бульдогов под ковром». Не зря участники семинара не раз повторяли, что жизнь ведь не раз подтверждала правильность изречения: «Сегодня что-то произошло на Соловках, завтра в России»...
И все же оптимизм и надежду на приход сторон к согласию и взаимопониманию вселяет общая благородная цель, объединяющая носителей разных истин и выразителей разных мнений. Это настойчивый поиск оптимальных решений, которые надо принять, чтобы сберечь и защитить историко-культурное наследие и уникальную природу Соловецкого архипелага.
…Мы улетали из Петербурга утренним рейсом. Ну, а пока ехали в аэропорт Пулково, все пытались вспомнить, есть ли у нас в Украине такие структуры как Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева, способные так же ставить вопросы сохранения наших национальных памятников и символических мест. Скажем, сохранения Чигирина или Батурина. И не просто ставить вопросы, скорбеть над тем, что что-то рушится, а способные реально влиять на сохранение того, что делает нацию нацией. Вспоминали, вспоминали, пока не прилетели в Киев.