На прошлой неделе в Киеве Украинский институт социальных исследований проводил двухдневную конференцию «Приемная семья в Украине: опыт и перспективы». Подводились итоги двухлетнего опыта реализации проекта «Трансформация государственной системы институтов опеки ребенка», являющегося составной частью соглашения правительства Украины о сотрудничестве с Детским Фондом ООН (ЮНИСЕФ). Украинскими теоретиками и практиками социальной работы доказано, что приемная семья — очень эффективная форма государственной опеки детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, так как в приемной семье ребенок обретает семейное тепло и надежную опору в жизни. Материальное обеспечение, оплата труда, методическая подготовка и социальное сопровождение, а также контроль над содержанием ребенка остается за государством. У нас в стране уже создано 38 приемных семей, где воспитывается 49 детей, которые были лишены родительского тепла, а еще 14 семей находятся в стадии оформления документов. «День» (№180) уже писал об опыте киевской приемной семьи Соколовых, а сегодня знакомит своих читателей с наработками семьи Ляшковых из Мелитополя.
Четырнадцать лет живет в семье Ляшковых неизлечимо больной мальчик Саша. Его мать была лишена родительских прав, и прямо из зала суда двухлетний ребенок поступил в детский дом. Малыш привязался к одной из воспитательниц, и та стала иногда брать его домой. У мальчика были серьезные проблемы со здоровьем, требовалось оперативное вмешательство, которое нужно было сделать как можно быстрее. В канун назначенной операции родственница Саши увезла его в другой город, но вскоре попросила забрать его назад — ребенок все время плакал и искал свою новую маму Галю. В семье Ляшковых приняли решение — забрать Сашу в свою семью и всем вместе заботиться о нем. Тогда родные дочери Галины Константиновны Алла и Ольга были еще школьницами, и на долю девочек (им сейчас соответственно 26 и 24 года) выпали совсем недетские испытания. Борьба за здоровье Саши требовала больших усилий. В больнице за ним по очереди ухаживали Галина Константиновна и ее девочки, также по очереди они помогали Саше и в учебе. Это было очень трудно, так как у Саши нарушено временное восприятие, плохая память, отсутствует абстрактное и логическое мышление. Однако благодаря общим стараниям парень закончил восемь классов специальной школы и под руководством папы Валерия Васильевича Ляшкова освоил азы профессии каменщика. Терпению этого человека можно только позавидовать. Ведь Саша может выполнять какие-то действия только в строго стандартной ситуации, поэтому вырабатывать у него самые простые трудовые навыки вовсе непросто. Сашу учат обращаться с деньгами — он получает определенную сумму за совместно выполняемую с названным отцом работу и учится эти деньги тратить. Недавно он купил себе небольшой приемничек, сейчас собирает деньги на подписку молодежной газеты. А по вечерам пишет дневник обо всем интересном, что произошло за день. Галина Константиновна не перестает поражаться чуткости Саши, ведь он предугадывает ее желания — согреет с мороза чаем, сам догадывается, когда двор подмести, когда накормить кролей и кур. Однако этой семье очень трудно. Постоянно на лечение Саши требуется немало денег, занимает много времени оформление различных документов. Чтобы обеспечить Саше защиту в будущем, ему нужно получить посильное профессиональное образование, оформить документы на инвалидность, на что тоже нужно тратить немало времени и сил, ведь созданная недавно нормативная база законодательного характера еще недостаточно регулирует случаи пребывания в приемной семье ребенка с функциональными ограничениями.
Специалисты считают, что жизненная позиция приемных родителей говорит об особенностях их мировоззрения, четко определенных личностных черт, благодаря которым они находят силы подчинять личную жизнь улучшению судьбы приемных детей с тяжелыми функциональными ограничениями. Очевидно, этим людям присущ повышенный уровень некоторых социальных и психологических установок, а определенные социальные ценности доминируют в большей мере, чем это бывает у людей обычно.
Из созданных на Украине 38 приемных семей пять семей воспитывают шестерых детей с особенными потребностями, из них две — занимаются детьми с тяжелыми функциональными расстройствами. Три другие семьи взяли на воспитание довольно маленьких детей и практически справились с основными проблемами здоровья своих приемных ребятишек. Теперь они говорят о том, что воспитание детей с особенными потребностями не отличается от воспитания здоровых детей, только для больных нужно больше внимания, любви и терпения. Личный опыт их убедил в том, как непросто полюбить чужого ребенка. Без этой любви не сложилась бы семья, но взрослые люди постарались увидеть в трудных приемных детях себя в детстве (даже в негативных поступках) — и у них получилось.
Заведующий лабораторией Украинского института социальных исследований Роман Левин сказал корреспонденту «Дня»: «Не вызывает сомнений целесообразность создания приемных семей для детей с функциональными ограничениями не зависимо от того, позволяет ли характер их недостатков и заболеваний избавиться в перспективе от функциональных ограничений, или нет. В семье гораздо больше возможностей для создания условий преодоления отставания в развитии таких детей. Процесс же лечения, воспитания и обучения для детей с функциональными ограничениями, как правило, будет более эффективным, если объединяется семейное воспитание и обучение в специальном заведении. Приемная семья как новый социальный институт требует более совершенной юридической, финансовой и практической помощи, что может быть воплощено только путем внедрения четких законодательных инициатив и исполнительных механизмов».
Кстати, в Украине сегодня нет статистических данных относительно количества детей с особенными потребностями, которые являются сиротами, и лишенных родительской заботы. Только в интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития их насчитывается около 10 тысяч. В западных государствах большинство детей с особенными потребностями воспитываются в семьях, а в Украине в интернатных учреждениях. Следует отметить, что во многих странах Западной Европы и Америки в середине ХХ века возникло неудовлетворение учебно-воспитательными учреждениями интернатного типа. Считалось, что воспитание в закрытых учебных заведениях приводит к потере детьми индивидуальности, а жизнь детей- сирот в интернатах слишком изолирована от жизни общества, что воспитанники не имеют достаточной правовой защиты. В связи с этим в ряде государств стала проводиться политика, направленная к сведению к минимуму количества интернатных учреждений. Интересно, что одной из главных задач деинституизации опеки детей-сирот с функциональными ограничениями в западной модели является подготовка ребенка к будущей взрослой жизни, которая по возможности должна быть максимально самостоятельной.