Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Владимир ГОРБУЛИН: «Мне импонирует наивный цинизм молодежи»
15 мая, 2002 - 00:00

— В нашем молодом государстве, по идее, молодым должно быть абсолютно все, в том числе и политики. На деле же оказывается, что политическая возрастная шкала весьма разнообразна. Согласно Конституции, народным депутатом может стать гражданин, достигший на момент выборов двадцати одного года. Президентский возрастной минимум установлен в тридцать пять лет. В этой связи возникает интересный вопрос: кого же считать молодым политиком, а кого — старым, и чем, в конце концов, отличается старый политик от политика молодого? Конечно, можно отделаться от этого коварного вопроса, припомнив, что слово «политика» — женского рода. Недаром всем политикам присуще чисто женское стремление нравиться и очаровывать. И чисто по-женски каждый политик не хочет стареть и вздрагивает, когда его впервые всерьез называют старым политиком. Вот почему не будет преувеличением утверждать, что «каждому политику столько лет, на сколько он выглядит».

Если принять за истину утверждение, что человек остается молодым до тех пор, пока способен делать глупости, то многие представители украинского политического бомонда могут претендовать на вечную молодость. Конечно, совершать глупости способны и старые политики, но, как правило, пользуются они этой способностью с большей осторожностью.

Сказанное вовсе не означает, что я являюсь тайным сторонником геронтократии — ее «прелести» мы имели возможность сполна ощутить в годы застоя. Крайности сходятся, поэтому меня абсолютно не прельщает и возможность педократии, хотя я всегда был искренним поклонником молодежи. Мне, например, всегда импонировал какой- то, я бы сказал, ее наивный цинизм. В конце концов, циник — это тот человек, который вслух говорит то, о чем думают все остальные, а ведь именно это обстоятельство является одним из признаков общественного лидера.

Главная «возрастная» проблема украинской политики, на мой взгляд, заключается не в том, что у нас мало молодых политиков, а в том, что крайне мало настоящих политиков, или, как модно сегодня говорить, политиков по определению. В чем заключается работа политика? В том, чтобы задумываться, насколько экономика страны окажется и конкурентоспособной, и обращенной к потребностям и нуждам людей? Удастся ли нам сохранить и развить свою, а не заимствованную культуру? Как обеспечить достойную жизнь не только нашим детям, но и их родителям? Согласитесь, таких людей явно недостаточно, зато с избытком людей, занимающихся политической деятельностью. И руководствуются они не объективными общественно-политическими, а частными — карьерными, финансовыми, предпринимательскими, охранительными и тому подобными интересами. Такая ситуация будет сохраняться до тех пор, пока политика будет оставаться эскалатором к престижному креслу или разновидностью бизнеса. В этих условиях говорить о какой-либо ощутимой положительной значимости молодых политиков, увы, не приходится.

Наше общество очень нуждается не только в профессиональных, но и в честных политиках. Увы, молодость, как, впрочем, и старость, не является абсолютным индикатором ни моральности, ни профессионализма.

Я уверен, что какие-либо попытки искусственного омоложения украинской политики желаемого результата не принесут. Первоочередной предпосылкой успешной политической карьеры, даже в наших условиях, является все-таки естественный отбор будущих политиков, а не выпавший на них административный выбор. Именно поэтому не стоит слишком серьезно относиться к особенно модным в последнее время разного рода «молодежным парламентам» и «студенческим кабминам»: политика — это прежде всего ответственность перед обществом, и только потом уже игра.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ