В минувшем году из жизни ушло много людей, которые делали наш мир добрее и лучше. Сегодня мы хотим вспомнить некоторые из важных для нас имен...
Василий АКСЕНОВ
(20.08.1932 — 06.07.2009)
Легендарные шестидесятые так и остались бы в истории ХХ столетия как ошеломляюще робкий глоток свободы, неведомой, да и невозможной в большой тоталитарной стране Советов, не будь у нее верного флагмана, талантливого миннезингера — Василия Аксенова. И опустела земля с тех пор, как ее покинул знаменитый стиляга, замечательный писатель и удивительный человек, оставивший нам свой талант, свои размышления и страдания, свою любовь. Он автор знаменитых произведений: «Коллеги», «Звездный билет», — ставшие библией для нескольких поколений; «Апельсины из Марокко» и «Затоваренная бочкотара» — их не уставали цитировать; «Ожог» и «Остров Крым», написанные еще в Союзе, но обреченные на вечное поселение в столе. Более поздние — «Московская сага», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Москва-Ква-Ква» и «Редкие земли». Это далеко не полный список его великолепных опусов. В 1980 году писатель был лишен советского гражданства, в 1990 году оно было ему возвращено. Лауреат престижнейших литературных премий. Исследователи творчества Аксенова отмечали, что, несмотря на опыт репрессированных родителей, он не стал диссидентом, а его сопротивление больше всего выражалось на уровне стилистики и свободы поведения. Об Аксенове писали, что это он в 60-х годах «первый ввел слово «джинсы» в русский язык и сделал их своей униформой». «Он шел, такой джинсовый и такой джазовый», — вспоминала Белла Ахмадулина. А писатель Евгений Попов, поздравляя писателя с юбилеем, заявил: «Из джинсовой куртки Аксенова, как из «Шинели» Гоголя, вышла вся современная русская литература».
Анастасия БАБУРОВА
(30.11.1983 — 19.01.2009)
Настя с золотой медалью окончила севастопольскую школу, училась в Черноморском филиале МГУ, в МГИМО, на факультете журналистики в МГУ. Свободно владела английским и французским языками. Печаталась во многих изданиях Севастополя и Москвы, работала в «Новой газете» (Москва), сохранила гражданство Украины. В журналистике выходила на самые опасные темы, в частности, занималась темой борьбы с возрождением фашизма в России. Была убита вместе с адвокатом Станиславом Маркеловым, ведущим дела по защите антифашистов, после пресс-конференции о недопустимости освобождения российского офицера Буданова, осужденного за жестокое изнасилование и убийство чеченской девушки. Убийство Стаса Маркелова и Насти Бабуровой всколыхнуло мировую журналистскую общественность. По инициативе главы МИДа Франции Бернара Кушнера имя Насти Бабуровой присвоено одному из студенческих курсов французского Института прессы в Сорбонне.
Майкл ДЖЕКСОН
(29.08.1958 — 25.06.2009)
Многие зарубежные СМИ назвали смерть короля поп-музыки главным событием года. Майкл Джексон умер за несколько дней до начала своего мирового турне. По заключению медиков, в теле 50-летнего певца были обнаружены сильнодействующие лекарства в количестве, несовместимом с жизнью. Полиция квалифицировала смерть Джексона как убийство. Главным подозреваемым по этому делу проходит личный врач поп-короля Конрад Мюррей. 7 июля на арене Staples Center в Лос-Анджелесе прошла церемония прощания с певцом. В наследство фанам своего творчества Джексон оставил 10 альбомов, разошедшихся тиражом 750 миллионов экземпляров, он был обладателем 13 премий Grammy, его называли «самый успешный артист всех времен и народов».
Морис ДРЮОН
(23.04.1918 — 14.04.2009)
Дрюон — псевдоним писателя (в юности Морис Кессель взял фамилию своего отчима, его отец умер в 20 лет, их род с Урала имел русские, бразильские и эквадорские корни; семья после Октябрьской революции эмигрировала из Оренбурга). Именно под ним он вошел сначала во французскую, а затем и в мировую литературу. Известность пришла, когда Морис Дрюон, участник антифашистского сопротивления, написал в соавторстве «Песню французских партизан». Мировую славу писателю принесли трилогия «Сильные мира сего» (за первую часть ее он получил Гонкуровскую премию), а также цикл остросюжетных исторических романов «Проклятые короли». В бывшем СССР его книги издавались миллионными тиражами. В 1973—1974 гг. Морис Дрюон занимал пост министра культуры Франции в правительстве Жоржа Помпиду, а с 1978 по 1981 работал депутатом в городском собрании Парижа. Несколько раз писатель приезжал в бывший СССР, бывал он и в Украине. Последний раз Дрюон был в Киеве в ноябре 2005 года как почетный гость Международного кинофестиваля «Молодость» на презентации документального фильма «Русские корни, или Однажды в Оренбурге», снятом украинской студией «Интерфильм» режиссером Еленой Фетисовой.
Павло ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ
(25.08.1924 — 3.02.2009)
Его называли патриархом украинской литературы. Первой заметной писательской работой Загребельного стала «Дума о бессмертном» — повесть о молодом советском солдате, погибшем в немецком концлагере. Первый сборник рассказов «Учитель» он издал в 32 года, а первый роман «Европа 45» — в 35. Самыми известными произведениями Загребельного стали романы «Роксолана», «Евпраксия», «Диво». Павла Архиповича дважды удостоили Шевченковской премии — за романы «Первом іст» та «Смерть в Киеве». Его последний роман «Думки нарозхрист» вышел в печати в 1998-м. Произведения Павла Загребельного переведены на 23 языка. Он автор 40 романов! Павел Архипович писал об украинцах ХІV—ХХ веков. Друзья называли Загребельного «ходячей энциклопедией». Он знал историю, мировую литературу, хорошо ориентировался в разных областях науки. Несколько лет Павел Архипович не вставал с кровати и почти не говорил. Умирал в страшных муках. Последние три года общался с родными только через записки. Потому что, если говорил хоть слово, у него начинался страшный кашель, который трудно было остановить. Загребельный скончался от туберкулеза.
Николай КАСЬЯН
(10.04.1937 — 28.10.2009)
Знаменитый врач-остеопат, родоначальник мануальной терапии, академик, народный целитель лечил многих знаменитостей, в частности, советских космонавтов, за что был награжден Золотой медалью имени Юрия Гагарина. В Книге рекордов Гиннесса в 1993 году была приведена такая статистика: «Украина. Наибольшее число костоправных операций провел народный врач Николай Касьян. В течение 1990 года он осуществил вправление позвоночных дисков 41 тыс. 251 больному, среди них — 19 тыс. 359 детей». В 2005 г. в Кобеляках был открыт Центр мануальной терапии, в который приезжали больные не только из Украины, но и зарубежья. Управляющим этого центра стал сын известного доктора — Ян Касьян, т.к. в последнее время из-за болезни Николай Алексеевич перестал принимать пациентов. Гениальный мануальщик вылечил десятки тысяч людей, а себя не смог... Нелегкую судьбу выбрал Николай Касьян. Не побоялся заниматься делом отца и деда, которые были гонимы за свои уникальные способности. Да и его самого не раз называли шарлатаном и постоянно устраивали проверки. Прием он проводил очень быстро, больному уделял максимум минуту, а то и 15-30 секунд. Все делал пальцами, чтобы лишний раз не ударить, не сделать человеку плохо, и добивался чуда (к нему приходили скрюченные страждущие, а выходили — здоровые и без боли). Касьян написал книги «Тернистые пути костоправа», «Думы мои, думы мои...», «Что было, то было», а лирические стихи посвящал своей жене Адриане... На родине Николая Касьяна — в Кобеляках, собираются установить памятник своему знаменитому земляку, торжества приурочат ко дню его рождения.
Богодар КОТОРОВИЧ
(3.07.1941 — 4.07.2009)
Он был одним из основателей современной украинской скрипичной школы, единственным в мире скрипачом, удостоенным чести дать два концерта на легендарной скрипке Никколо Паганини за пределами Италии. Возглавлял жюри Международного конкурса скрипачей им. Н. Лысенко, был артистическим директором Britten Kyiv Festival (Великобритания —Украина), членом жюри многочисленных художественных фестивалей и конкурсов. Богодар Антонович всегда подчеркивал, что является представителем украинской скрипичной школы. Музыкальное образование получил в Львове и Москве. Как солист Киевской филармонии, гастролировал во многих странах. В 1971-м завоевал гран-при Конкурса им. Паганини в Генуе. В 1984 году Которович создал инструментальный ансамбль «Киевские солисты». Сначала выступал как солист-скрипач, а затем как дирижер и худрук. Преподавал в Национальной музыкальной академии Украины, в консерватории г. Сидней (Австралия). Это был очень талантливый и энергичный человек. Он умер от инфаркта (всего лишь за день до этого принимал поздравления с 68-летием). Музыкальную династию Которовичей продолжает дочь Богодара Антоновича Мирослава, скрипачка ансамбля «Киевские солисты». В Харькове проходит Международный конкурс юных скрипачей, который носит имя Б. Которовича.
Сергей КУЗЬМИНСКИЙ
(3.10.1962 — 3.08.2009)
В этом году не стало Сергея Кузьминского. Того самого — основателя, вокалиста и неизменного руководителя едва ли не лучшей украинской рок-группы «Брати Гадюкіни». Собственно, творческая биография «Кeзьмы» — это биография «Гадюкиных», поэтому они и закончились одновременно. А впрочем, именно рокерами, если придерживаться требований чистоты жанра, их не назовешь: скорее все ими сделанное — это первоклассные блюзы в самом широком спектре современных вариаций. Второй парадокс заключается в том, что наследие «Братів» не так уж и богато: песен, по большому счету, собралось на два полноценных альбома. Но хватило даже и этого, чтобы их полюбили массово и очень надолго. Потому что почти каждая песня Кузьминского — это целый рассказ, рассказанный-пропетый-сыгранный максимально выразительно. Это саркастические портреты современников, тех типичных украинцев, которые составляют общество и чувствуют на себе всю тяжесть Истории как всеобщего процесса; это, опять-таки, типичные ситуации, в которых оказываются эти персонажи; в конечном счете, песни Сергея — это весь абсурд, щемящая боль, смех и грех нашей жизни. Именно за это «Гадюкіних» слушали и будут слушать в дальнейшем. Возможно даже, когда-нибудь украинский рок родит не менее интересную группу. Но таких, как «Гадюкіни», больше не будет.
Евгения МИРОШНИЧЕНКО
(12.06.1931 — 27.04.2009)
Выдающаяся оперная певица и педагог по вокалу НМАУ. Ее лирико-колоратурное сопрано обожали вожди: Сталин, Хрущев и Щербицкий, она растопила сердце кубинца Фиделя Кастро... Мирошниченко прославили партии Виолетты в «Травиате» Верди и Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти... Сорок лет она была примадонной Киевской оперы. Певицу назвали «украинской Калласс» и считали «достоянием страны», а голос сравнивали с хрусталем. А когда наступило время попрощаться со сценой, то она ушла, как королева: непобежденной, отдавая силы и здоровье своим ученикам (на протяжении многих лет преподавала в Национальной музыкальной академии, вырастив прекрасных студентов, которые ныне выступают на самых престижных сценах мира). Евгения Семеновна мечтала, чтобы в Киеве появился камерный театр — Малая опера, но при ее жизни эта мечта так и не осуществилась...
Вячеслав ТИХОНОВ
(08.02.1928 — 04.12.2009)
Его называли «главным киноразведчиком СССР». Вячеслав Васильевич сыграл почти в 70 кинофильмах! Самые известные: «Молодая гвардия», «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «Доживем до понедельника», «Белый Бим черное ухо», «Они сражались за Родину», «ТАСС уполномочен заявить» и др. В ленте Одесской киностудии «Жажда» Тихонов впервые сыграл роль разведчика Олега Безбородько (и, можно сказать, в Южной Пальмире родился прообраз его легендарного Штирлица-Исаева). Вячеслава Васильевича называли артистом, победившим фактуру: сын машиниста с внешностью аристократа стал самым убедительным трактористом советского кино, но все-таки главная победа Тихонова — это образ Штирлица, который полюбили зрители нескольких поколений... В 1973 году, когда «Семнадцать мгновений весны» транслировали по ТВ, пустели улицы городов и сел. Этот нестареющий фильм стал сенсацией, войдя в анналы советского кино и народного фольклора, стал источником литературных и музыкальных произведений, карикатур, компьютерных программ и т.д. Бесконечное количество анекдотов про Штирлица вообще поставило его в один ряд с известнейшими личностями прошлого... Одной из последних работ Вячеслава Тихонова стал фильм «Андерсен. Жизнь без любви», в котором актер сыграл роль... Бога.
Олег ЯНКОВСКИЙ
(23.02.1941 — 20.05.2009)
Ворвавшись на советские экраны в роли ослепительно привлекательного Генриха Шварцкопфа, никому не известный артист из Саратова Олег Янковский в один миг завоевал сердца девчонок-сорванцов и сосредоточенных на учебе девушек, прелестных молодых женщин и умудренных жизненным опытом дам. В Саратовский театр стали ходить «на Янковского», хотя до того времени он не был там первым героем-любовником. Кинодебют помог стать премьером. А потом была Москва и бессменный руководитель ЛЕНКОМА Марк Захаров, который не только подарил актеру череду знаменитых, разнообразнейших театральных ролей, не только «свел» его с Григорием Гориным, но они вместе создали для Янковского еще и незабываемые экранные образы. Чего стоит один только безрассудный Мюнхгаузен с незабываемой репликой: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!».
— Москва — очень жестокий город, и нужно быть осторожным, можно голову потерять — это происходило и происходит вчера и сегодня, — говорил Олег Иванович в одном из своих интервью. — Я не потерял. Может, воспитание, хорошая генетика семьи помогли — извините за хамство, воспринял все как должное. Вернулось то, что несправедливо было отнято. Наши фамилии и со стороны матери, и со стороны отца — дворянские. Выпрямился и стараюсь (хоть в жизни и сутулюсь) с прямым позвоночником существовать. Роли Олега Янковского в кино можно перечислять довольно долго, а стать «героем нашего времени» помог ему Сергей Макаров, главный персонаж фильма Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Именно оттуда Янковский начал свой полет в историю мирового кино, пытаясь вырваться из обыденности соцбудней, оторваться от своей нереализованности. И в балаяновских же «Райских птицах», перед своим вечным вознесением, он научил летать тех, кого считал достойным этого дара. Последняя роль актера в кино — митрополит Филипп в фильме Павла Лунгина «Царь».
— Я делал кино, — говорит режиссер, — не про политику. Ведь она — всего лишь расстановка сил. Фильм мой — о природе власти и людях, их глубоких человеческих чувствах. Митрополит Филипп сопротивлялся власти и совершил потрясающе благородный поступок — принес себя в жертву, чтобы остановить кровь. Я искал на эту роль человека с ЛИЦОМ. А Янковский был и внешне благороден, и внутренне. Работать с ним было наслаждение, а он себя не щадил...