Промышленная зона недалеко от станции метро «Выдубичи» в Киеве кажется малопригодной для жизни. Но именно здесь, среди офисов, компаний, в частности строительного профиля, работает хостел для бойцов АТО. В нем они могут остановиться, если во время ротации некуда вернуться; если лечатся днем в госпитале, а ночевать негде; ожидают реабилитации, оформляют документы в столице — вариантов множество. Едут сюда и те, кому нужен отдых от войны, а дальше — снова на фронт.
Работает хостел с ноября прошлого года. Его вдохновители — Общество ветеранов АТО. Бывшие бойцы, вернувшиеся в мирную жизнь, задались целью создать для побратимов общежитие с краткосрочным пребыванием. Долго искали помещение, но как-то владелец одного из промышленных объектов сам откликнулся и предложил переделать бывший склад под жилье.
БОЕЦ ПО ВЕРОИСПОВЕДАНИЮ — ЯЗЫЧНИК, А ЭТОТ НЕОБЫЧНЫЙ ТРИЗУБ ОН СОЗДАЛ ВМЕСТЕ С 9-ЛЕТНЕЙ ДЕВОЧКОЙ, С КОТОРОЙ ПОЗНАКОМИЛА ВОЙНА
— Когда нам сказали, что здесь можно сделать жилое помещение, не поверили. На кухне стояли в ряд коробки, чтобы определить площадь комнаты, мне говорили: «Видишь, там между коробками виднеется стена, это конец комнаты». Не было ни пола, ни мебели — ничего. Большинство работ взяли на себя владельцы помещения. До осени живем бесплатно, а дальше будем договариваться, — вспоминает Кирилл Сергеев, руководитель общества ветеранов АТО, а ранее — боец «Айдара».
«ДЕД» ВИТАЛИЙ И ЕГО СЧАСТЛИВАЯ ШАПКА
Сейчас же бывший склад одновременно напоминает волонтерский склад и студенческое общежитие. В длинном узком коридоре сразу при входе сложены коробки с привезенными продуктами, над ними — национальный флаг. Немного дальше стоит сушилка для белья, напротив — небольшой диванчик, рядом с сушилкой — детская машинка. Это Машина вещь, девочки трех-четырех лет, она живет здесь с мамой Аленой и папой. Мама охотно соглашается на разговор, но фотографироваться — не хочет, семья переехала сюда из Донецкой области, так как других вариантов не нашли. Муж Алены в начале апреля снова отправляется на фронт.
ПСА ТАЙСОНА ЗА СМИРНЫЙ И ДОБРЫЙ НРАВ БОЙЦЫ СРАВНИВАЮТ С КОТОМ. ПОЗАДИ У СОБАКИ СЛОЖНЫЕ ДНИ В ДОНЕЦКОМ АЭРОПОРТУ, УЖАСЫ ВОЙНЫ
Семья живет в отдельной комнате, а бойцы — в другой. В ней рядами стоят кровати, как в больничных палатах, есть телевизор, столик для игры в шахматы. Но все равно вмесить всех, кто просится на ночлег, не получается. Максимум — 18 человек. Сейчас в хостеле 12 бойцов. Когда с фотографом зашли в спальню-гостиную, воины разбежались, словно мыши, увидев фотокамеру. Остался Виталий Конюхов (с позывным «Дед», потому что уже немолодой). Сам из Житомирщины, в настоящий момент ожидает отправления либо в Счастье, чтобы опять готовить еду для бойцов, либо в Тернополь, где вскоре должен заработать такой же хостел, как и в Киеве.
— Не стрелял, два раза на блокпосту был, начал еще с самого Майдана, а затем с «Айдаром» пошел на войну. В конце ноября приехал домой, потому что устал, потом попал в Счастье, уже места повара не было, был его помощником. Второй год дома почти не живу, — рассказывает боец, а нашему фотографу показывает изрядно потрепанную кепку, говорит, что возит ее всюду с собой, она для него счастливая.
К нашему разговору присоединилась Алена. Она здесь за коменданта. С чашкой чая в руках, рассказывает, что двое бойцов уже нашли работу в Киеве. У тех, кто остался, истории разные. У одного сломана нога в пяти местах, из больницы выписали, а ехать некуда. У другого еще есть необходимость в лечении, после чего вернется обратно в АТО.
У «ЗОЛОТОГО» — 54 ОСКОЛКА
В комнату наконец заходит еще несколько бойцов, чувствуется, что ребятам хочется выговориться. Алена показывает на Алексея, говорит, его зовут «Золотой» или «Врач». Прямо с Майдана он пошел в военкомат, его направили в батальон «Донбасс» при Нацгвардии. Кстати, родина бойца — Донецкая область. Прошел два месяца подготовки и отправился на войну. Получил ранение под Иловайском: 54 осколка в ногах, осколок в глазу, к сожалению, зрение уже нельзя восстановить. Ходить научился. Алексей провел четыре месяца в больнице Днепропетровска, потом в Киеве, дальше — реабилитация в Луцке, а недавно был на восстановлении в Карпатах.
БЫТ В ХОСТЕЛЕ СВОЕОБРАЗНЫЙ. СОЛНЕЧНАЯ ПОГОДА ПОЗВОЛИЛА ВЫНЕСТИ НА УЛИЦУ СУШИЛКУ ДЛЯ ОДЕЖДЫ, ОБУВЬ РАСПОЛОЖИЛАСЬ НА ПОДОКОННИКЕ, ДА И САМИ ВОЯКИ ВСЕ ЧАЩЕ УСТРАИВАЮТ МУЖСКИЕ ПОСИДЕЛКИ НЕ В КОРИДОРЕ, А НА ЛАВОЧКЕ ПЕРЕД ДОМОМ
Статус участника АТО боец получил только сейчас. «Дню» Алексей показывает свеженькое удостоверение, ждал его полтора месяца. Его побратимы комментируют, якобы повезло: получил ранение в том месте, где нужно, заинтересовались нужные люди и все оформили. Конечно, «повезло» — звучит иронически. Но в разговорах военных чувствуется разочарование, неверие. Жалуются, что статус участников АТО получают те, кто и не воевал по-настоящему. Много вопросов к власти: почему взяли перемирие в июне, как раз когда можно было полностью освободить Луганщину. На все эти вопросы, вероятно, найдем ответы со временем. А пока можем лишь фиксировать историю, которая создается руками этих ребят.
Сосед по комнате Алексея — Владимир Черный — из Хмельнитчины. О ранении и где находился до него, не хочет говорить. Показал раненую ногу, которая в данный момент — в самодельном стремени вместо гипса. Владимир с радостью сообщает, что такую опору для ноги делают киевляне где-то на Левом берегу. Сделали и для него.
— А вот все, что я заработал от государства, — Владимир достает из кармана удостоверение и орден «За оборону рідної держави». Дата выдачи — октябрь прошлого года, но к бойцу награда дошла только после новогодних праздников. Этот знак отличия дает возможность бесплатного проезда в общественном транспорте.
«НАШИ ФОТОГРАФИИ ЕСТЬ НА СЕПАРАТИСТСКИХ САЙТАХ»
Присоединяется к разговору один из самых молодых обитателей общежития Дмитрий. Он в настоящий момент ожидает отправления на войну, переоформляет военный билет, потому что старый сгорел. Пока общаемся, ищет в ноутбуке фото своего «Айдара», чтобы объяснить, почему многие побратимы прячутся от камер.
— Просто есть группы сепаратистов, которые вылавливают нас по фотографиям. Вот фото со мной и «Айдаром» после захвата Красного Яра, фото мы нашли в соцсети, то есть не я выкладывал его. Сепаратисты находят наши телефоны, когда выстраиваемся, сразу их беспилотники фиксируют количество человек, есть «крысы», которые проникают в батальоны, их же никто не проверяет, — говорит Дмитрий.
— Наши фотографии есть на сайте «Кибер-Беркут», сепаратистском, с идентификационными кодами, наших фамилий там хватает, это вина и нашего командования, что имеет место такая утечка информации, — добавляет Алексей.
ПЕС ТАЙСОН ТЕПЕРЬ БЕЗ ХОЗЯИНА
Дмитрий провел нам мини-экскурсию по общежитию, в котором оборудовали кухню, санузел, душевую. В коридоре встретили пса Тайсона, зовут его и Киборгом. Пес был вместе с хозяином под Донецким аэропортом, а теперь в общежитии, ласкается ко всем, по словам Дмитрия, по характеру стал как кот. А хозяин Тайсона в психиатрической больнице...
Во время экскурсии Дмитрий рассказывает, что будет дальше. Не в хостеле, а там, на войне. У кого лучше или хуже оружие, с кем приходится воевать, тревожные ожидания после появления «зеленки». Об этом Дмитрий готов рассказывать часами. Точно так же, как Кирилл Сергеев любит рассказывать о потребностях хостела и его сообщества. Создается впечатление, что все эти проблемы, кроме простых небезразличных граждан, никто не собирается решать.
В ПРОЕКТЕ — ЕЩЕ ТРИ ОБЩЕЖИТИЯ И ФЕРМЕРСКИЕ КИБУЦЫ
Кирилл делился, что с началом демобилизации работы у общественности прибавилось. Ребята из разных регионов звонят и просят создать региональные центры. В настоящий момент таких уже 16, входит в их состав 1400 человек. Будут открывать общежития в Тернополе, Днепропетровске и Овруче. Продукты питания, бытовая химия — все, что нужно для жизни в хостеле, лежит на волонтерских плечах. А человеческие ресурсы постепенно исчерпываются. Одного из волонтеров общежития мы увидели мельком: Инна Ткачева прибежала с новостями о том, что нашла лазейку, где можно доставать бесплатную форму для бойцов, через друзей передала маленькой Маше конструктор и побежала дальше.
— Сейчас прорабатываем проект фермерских хозяйств в формате израильских кибуц. Для бойцов с контузиями — это лучший вариант. У меня есть парень, который был менеджером в банке, вернулся с войны на работу. Он выдержал месяц, потому что начинаются внутренние интриги, конфликты с начальством. Идеальные варианты для них — пасеки, растениеводство. Мы почти ежедневно ведем переговоры по этому поводу, — рассказывает Кирилл и верит, что все удастся.
Напоследок присоединился к разговору Святозар из Черниговщины. Его диверсионно-разведывательная группа работает под Счастьем. В настоящий момент боец долечивает зубы, а затем поедет к своим. И такая позиция у большинства: залечить раны — душевные или физические — и снова за оружие, на передовую, смотреть в глаза смерти. Спасибо за это!
P.S. Помочь хостелу и Обществу ветеранов АТО можно, перечислив средства на карточку Приватбанка:
5168 7423 4715 2617 на имя Кирилла Сергеева
или на банковский счет:
ОО «Общество Ветеранов АТО»
ЕГРПОУ 39409338
ПАТ «Приватбанк», филиал «КиевСити»
МФО 380775
р/с 26007056108334
В назначении платежа обязательно указать: Добровольное пожертвование физического или юридического лица.