В шумном и переполненном туристами Львове немногие ищут какие-то следы, связанные с нашим национальным гением Тарасом Шевченко, тем более — его музей. «Музей Шевченко во Львове? В Галичине, где он никогда не был? — переспрашивает удивленный турист и рядовой львовянин также. И не верит, что таки есть. Скромный, но действительно Народный музей Тараса Шевченко спрятался в уголке второго этажа величественного Дворца искусств, что в самом центре города — на улице Коперника, 17.
Этот закоулок — настоящий оазис тишины и какого-то углубления в собственную душу, потому что как только переступаешь его порог, за ним остается все: львовские бесконечные заторы, звяканье трамваев, уличный шум и собственные хлопоты. Напрочь все. И глубоко в душу заглядывает с портрета Кобзарь, и не одного. Шевченков здесь много.
...Комната-музей Тараса Шевченко открыта 7 марта 2004 года, а через два года во время торжественных шевченковских празднований этому музею присвоено звание общественного. В его основе — оригинальные произведения львовских художников, которые на протяжении восьми экспедиций (1997 — 2003 гг.) странствовали теми путями, которыми прошел Тарас Шевченко (Украина, Вильнюс, Петербург, Казахстан). Художников вдохновляли слова Кобзаря «Свою Україну любіть...» Именно под таким названием после каждого художественного путешествия проходили выставки художественных работ во Львове и в Каневе, Минске.
В этих поездках принимали участие 26 художников. Это были еще совсем молодые художники и известные мастера кисти, например народный художник Украины Зеновий Кецало, лауреат Государственной премии им. Т. Шевченко Владимир Патык, заслуженный художник Украины Евгений Манишин, главный художник Дворца искусств Орест Скоп и другие. Лишь в Украине они преодолели девять тысяч километров, создали свыше ста полотен. Именно в таком творческом путешествии родилась идея открыть комнату-музей Тараса Шевченко во Львове. Этот замысел воплотил в жизнь директор Львовского Дворца искусств Роман Наконечный.
Участник этого путешествия, прежний министр культуры Украины и директор Шевченковского национального заповедника «Чернеча гора» Игорь Лиховой после посещений этого музея записал в книге отзывов: «Галичина и Тарас Шевченко — это особенная страница в истории перестройки украинской нации.
В Галичине творчество Шевченко изучалось и анализировалось в лучших традициях европейской науки, его образ неотделим от национального искусства — живописи, музыки, скульптуры. Издания его книг здесь всегда отличались высоким вкусом, нарядностью и научностью. Тарас Шевченко никогда физически не был во Львове. Это тоже правда, как и то, что он никогда не покидал его, поскольку его присутствие здесь органическое и естественное.
Отныне во Львове есть Музей Тараса Шевченко — маленький музей в большом дворце искусств, и это дает нам надежду, что в этом храме муз появится настоящий научно-образовательный центр...»
ЕСТЬ В МУЗЕЕ ПОДЛИННЫЕ ЦЕННОСТИ ИЗ ШЕВЧЕНКОВСКОГО КРАЯ, СРЕДИ НИХ ИКОНА «ХРИСТОС-ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО» XIX ВЕКА
А вот что писал о Тарасе Шевченко наш великий галичанин Иван Франко в своей знаменитой «Присвяті» в 1914 году: «Доля переслідувала його в житті скільки могла, та вона не зуміла перетворити золота його душі в іржу, ані його любові до людей в ненависть і погорду, а віри в Бога у зневіру і песимізм. Доля не шкодувала йому страждань, але й не пожаліла втіхи. Що били із здорового джерела життя. Найкращий і найцінніший скарб доля дала йому лише по смерті — невмирущу славу і все розквітаючу радість, яку в мільйонах людських сердець, все наново збуджуватимуть його твори. Отакий був і є для нас, українців, Тарас Шевченко».
Он вдохновил во время этих экспедиций художников В. Патіка, З. Кецала, Е. Манишина, П. Сипняка, О. Скопа, Ю. Лесюка, М. Лукив, О. Косаря, О. Крохмалюка, В. Стогнута, О. Коровая, М. Демцю, С. Михновского, В. Яцкива, Л. Яцкив, Д. Паруту, М.Грималюка, И. Гавришкевича, Е. Щербу, которые подарили свои произведения музею. Также здесь есть картины других художников, которые не принимали участия в этих экспозициях, но которых вдохновлял и вдохновляет бессмертный Кобзарь: В. Островского, И. Крислача, Б. Мусиевского, В.Стадничука, Г. Трояна, А. Сидоренко, И. Яремы, Е. Безниска, М. Кристопчука, И. Копчика, Г.Безпалкива, Я. Мацелюха, Г. Ковальчука, Н.Петрук, И. Прохорович, М. Старовойт, О. Шаткивсекго, Й. Бобенчика из России, С.Добровольского из Австралии, произведения скульпторов Г. Романовича, Я. Мотыги, Б.Романца, А. Сухорского, Я. Чайки, а также вышитые картины О. Зробок, графика И. Остафийчука, гобелен И.Винницкой.
Есть в музее настоящие ценности из родины Шевченко: икона «Христос — Недреманное око» и оригинальный кролевецкий рушник ХІХ века. Эти экспонаты подарены художником Т. Лозинским.
Отдельную экспозицию составляют разнообразные издания «Кобзаря», подаренные львовянами и жителями других городов и сел Украины, гостями из-за границы. Господин из Германии Ю. Наконечный прислал музею большую библиотеку с уникальными изданиями произведений Шевченко в диаспоре, а также многочисленные книги художественной и исторической тематики.
В Музее есть ценные издания: Богдан Лепкий «Про Шевченків «Кобзар», 1914; Тарас Шевченко «Гайдамаки» — издание, иллюстрированное О. Сластеном, Киев — Ляйпциг, 1919; каталоги ръдкостей. Коллекции В. Тарновскаго, Киевъ,1893; «Полное издание произведений Шевченко» в 16-ти тт., какое осуществил в Варшаве-Львове 1934—1938 гг. прежний киевский ученый Павел Зайцев, а переиздал в 1959-1961 гг. в Чикаго М. Денисюк.
Отдельную экспозицию музея составляют медали, значки, марки, в частности те, что изданы подпольной почтой Украины в 1961 году. К открытию музея художник Всеволод Волощак изготовил сувенирный нагрудный знак с изображением Тараса Шевченко. Есть здесь и ценные подарки из тех мест, где странствовали львовские художники. На основе этих поездок по Шевченковским местам создана фототека и видеофильм. Часть музея составляет библиотека.
...И идут сюда люди — старшие и молодые, львовяне и гости, приводят детей учителя, потому что где же лучше провести школьный урок о творчестве Тараса Шевченко? И они, самые молодые, говорят: нужно осовременить стенды, разместить какие-то экспонаты, которые можно было бы взять в руки, разглядеть внимательно, создать комфортный уголок в музее, где были бы кресла-мешки, потому что им так хочется, потому что подрастает поколение комфорта. И нужно к ним прислушиваться.