Как уже сообщал «День», на прошлой неделе в Острожской Академии прошла совместная акция этого высшего учебного заведения, нашей газеты и Каменец-Подольского университета, во время которой состоялась публичная лекция профессора из Каменца-Подольского Валерия Степанкова об Украинской национальной освободительной революции 1648 — 1676 гг. (с ее текстом можно будет ознакомиться в одном из ближайших номеров «Дня»). Таким образом, можно говорить о возрождении традиций публичных лекций. Во время акции также было объявлено об учреждении именной стипендии от главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной и о конкурсе на эту стипендию. Это решение поддержали и журналисты нашей газеты. А одно из условий получения стипендии — умение выражать свои взгляды и отстаивать их — в частности, и в прессе. И именно в Острожской Академии мы увидели молодежь, способную это делать. И хотя студенты Академии имеют возможность бороться и за другие гранты и стипендии, учреждение стипендии от главного редактора «Дня» — это прецедент (что отмечает и ректор Острожской Академии Игорь ПАСИЧНИК).
Ведь впервые речь идет о стипендии не только за высокие показатели в учебе, но и, в первую очередь, за публичную деятельность. После лекции воспитанники Академии сполна использовали возможность пообщаться как с известным историком, так и с главным редактором «Дня». Казалось, в этот раз вопросов было еще больше: ведь студенты уже успели подробно ознакомиться с книгами из библиотеки нашей газеты — «Україна Incognita» и «Дві Русі». И если бы ректор Академии Игорь Пасичник предоставил возможность высказаться всем присутствующим (а на встречу пришло несколько сотен студентов), делегации «Дня», возможно бы, пришлось остаться в Остроге еще надолго... Но и заданных вопросов хватило, чтобы еще раз убедиться — студенты Острожской Академии свою страну уже давно выбрали, и главная их забота — перевод знаний о ней (как исторических, так и современных) из статуса «частной собственности» отдельных лиц в статус национального достояния. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты разговора главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной со студентами Академии.
ОБ ИДЕАЛИЗМЕ
Олег ФУРМАНЧУК, студент третьего курса, юридический факультет:
— В книге «Україна Incognita» деятели Центральной Рады называются идеалистами. Но не считаете ли вы, что определение их как идеалистов может уменьшить позитивную оценку современниками их вклада в процесс украинского государственного строительства? Поскольку существует опасность, что сработают определенные стереотипы: дескать, идеалисты — люди, которые во многое верят, но мало что делают, и, таким образом, деятели Центральной Рады будут восприниматься несколько негативно...
— Желание «приукрасить» что-то свое всегда отражает определенные страхи молодой страны. Сейчас нам хочется натянуть на всех «своих» наилучший вид. И на инстинктивном уровне это, возможно, неплохо. Но, с другой стороны, нужно повзрослеть, чтобы абсолютно спокойно, реалистично воспринимать факты, — такими, какими они были. И очень важно, я думаю, на примере тех же деятелей Центральной Рады предостеречь от определенных поступков и современных политиков. Нужно, чтобы современные люди оценивали поступки исторических персонажей и с точки зрения сегодняшних нужд и сегодняшнего строительства государства. Ведь мы видим столько прекрасных политических «соловьев», деятельность которых наносит непоправимый вред... Можно их называть идеалистами, можно их называть последователями народников. Но факты свидетельствуют: то, о чем сказал Виктор Черномырдин, — хотели как лучше, а получилось как всегда, — бывает не только у соседей. У нас это повторяется с определенной цикличностью. Я слушала некоторые моменты лекции профессора Валерия Степанкова об Украинской национальной освободительной революции 1648 — 1676 гг. и иногда просто не могла сдержать свою реакцию. Потому что чувствовала: это — абсолютно точное определение ошибок сегодняшних политиков. Только, возможно, сегодня речь идет даже уже не об идеализме. Ведь, если есть у кого учиться, и люди не учатся — это немножко иначе называется. Поэтому я думаю, что то, что было в истории идеалистического от чистоты души, — таковым и останется. А то, что бывало временами просто от невежества, должно быть переоценено, и все выводы должны быть сделаны — бояться этого не стоит.
ШВЕЙЦАРСКИЕ КОРОВЫ И «ДЕВИЧЬИ СЛЕЗЫ»
Галина КОХАН, студентка, специальность «Политология»:
— Как вы считаете, каковы истоки духовного кризиса в Украине на современном этапе?
— Я думаю, эту тему следовало бы для себя очень серьезно осмыслить. Вот, например, в Украине есть элита и есть люди в разных сферах деятельности, которые достигли самых высоких вершин, которые могут быть образцом, которые могут быть вос требованы в средствах массовой информации. Они сейчас очень нужны. Но почему мы их не видим? Почему, скажем, философа Сергея Борисовича Крымского (хотя в последние годы он иногда появляется в каких-то шоу или в других программах) никто никогда не слышал полноценно — так, как он того заслуживает? Как и многих других, очень мощных интеллектуалов, которые могли бы наставить, разъяснить, просветить и предостеречь.
Я склоняюсь к мнению, что в Украине есть элита, но нет инфраструктуры выведения ее на должные места. В частности, и на политические уровни. В Украине разбалансирован общественный организм. Это, я убеждена, и является следствием (и в то же время свидетельством) определенного кризиса духовности. Один простой пример. Недавно я вернулась из Швейцарии, где увидела такую картину. На одном из центральных телеканалов Швейцарии (эдакой аграрной страны, в которой, кажется, просто некуда девать деньги) идет программа... о коровах. С большим уважением к людям, которые за ними смотрят, с показом, как этих коров кормят, чем кормят и тому подобное. И завершается эта программа аукционом коров. И хорошая племенная корова стоит, как нормальный автомобиль. И жители эдакой аграрной страны Швейцарии вместо того, чтобы смотреть «Девичьи слезы», почему-то вдруг смотрят программу о коровах. Я думаю, возможно, потому, что они понимают, что это — то, с чего живет страна, как она живет. Не только швейцарские, знаменитые в поколениях сыры, но и другая продукция, которая связана с коровами. Не только банкиры (хотя, безусловно, и они), но и другие люди, которые держат экономику, — в частности, те, кто выращивает коров. И внимание к этим вопросам свидетельствует о наличии приоритетов — это также духовность.
Я, конечно, понимаю, если кто-то у нас не увидит «Девичьи слезы» или какую-то другую программу подобного сорта, если страна этого не увидит, она не будет знать, что ей завтра утром делать... Создается именно такое впечатление. Создан параллельный мир. И очень много лет коммуникационные потребности украинца не удовлетворяются, он не находит ответов на свои насущные вопросы. И — я уже об этом говорила раньше — складывается парадоксальная картина: во времена наибольшего расцвета информационных технологий все более затребованным для донесения правды, донесения взглядов, идей становится метод «от хаты к хате». И этот разрыв в системе коммуникаций, на мой взгляд, свидетельствует также о нарушении духовной сферы общества. А полноценная коммуникация очень важна. И когда эти «тромбы» создаются в общественном организме, когда нет обмена идей, когда, например, для того, чтобы узнать, что в Острожской Академии работают преподаватели такого высокого уровня, нужно непосредственно ехать в Острог, то нормально ли это? Может ли молодая страна позволить себе такую роскошь — оставлять во тьме неизвестности своих самых просвещенных, самых умных людей? И это — только самая маленькая частичка той проблемы, о которой можно говорить и дальше: мы сегодня коснулись только того, что мне более наиболее близко, — сферы массовых коммуникаций. АРХИТЕКТУРА И СУПЕРЦИНИЗМ
Татьяна ПОПОВА, студентка четвертого курса, «Иностранная филология»:
— Почему вы в своем двухтомнике исторических очерков уделяете такое большое внимание архитектурным сооружениям?
— Это для нас очень важный вопрос. Когда-то, побывав в Петербурге (тогда он еще назывался Ленинград), я ощутила важную вещь, которую один известный социолог мне подтвердил. Он сказал, что когда проводили исследование по изучению зависимости развития городских детей от того места, в котором они рождаются и живут до зрелого возраста, то выявили резкие отклонения в развитии между детьми, которые растут в кварталах исторической застройки, и теми, которые растут в районах стандартных застроек. (Я не говорю о селе, потому что там совсем другая ситуация.) Так вот, оказалось, что первые значительно лучше воспринимают информацию и более эстетически развиты. Разумеется, это не означает, что этот разрыв нельзя преодолеть, но он был очень четко зафиксирован. Кроме того, я убеждена, что все понимают: то, что осталось в Украине из архитектуры, для нас — бесценное свидетельство нашей «застывшей музыки» и нашей духовности и в то же время большое предостережение. Когда-то, когда еще не было и речи о реконструкции майдана Незалежности — главной площади столицы, я написала для нашей газеты небольшую статью, которая называлась «Без пафоса». Я имела в виду, что пока не отстоялось в головах, ничего в историческом центре Киева строить не нужно. Все-таки, все исторические потрясения, через которые прошла страна, чем-то похожи на тяжелую контузию. И из нее мало кто выходит совсем неповрежденный, с ясными мыслями, ощущениями, с готовностью генерировать новые идеи. Нужно сначала этот разбитый организм как-то привести в порядок. В такие времена очень редко появляются новые прекрасные строения. Но ведь архитектура — это мировоззренческая вещь! И то, что происходило в последние годы в Киеве, не случайно мы воспринимали как духовную катастрофу. Если бы когда-то можно было представить себе, что под Софией Киевской будут строить фитнесс-центр и бассейны... И если мы не будем чувствовать боль от этого, если это нас не будет затрагивать, значит, мы уже просто омертвели. И потому нужно было дать какой-то толчок, протестировать, живы мы или уже нет... Это касалось не только Софии. Я, например, знаю, что Лариса Павловна Скорик дала поручение своим студентам по архитектуре, чтобы они наметили — на будущее, на когда- нибудь — каким бы они хотели увидеть майдан Незалежности. Я понимаю, что это может кому-то не понравиться. Скажут: зачем, дескать, только поставили, что ж там опять строить? Нет. Речь не о том. Но, понимаете, есть цинизм чрезвычайный, а есть суперцинизм. Речь шла о создании Музея государственности на Майдане, а создали магазины. То есть уже заранее было сказано нечто такое, чтобы наивные и легковерные покивали головами и сказали: ну хорошо, какой-никакой, а Музей государственности, все-таки мы на это согласимся. Не нужно соглашаться на минимум. Нужно всегда требовать максимум. Особенно в своем государстве. И тогда не будет таких ситуаций. Конечно, с одной стороны, можно сказать: дети приезжают, смотрят на эти магазины в центре Киева: «Ой, і ми, Химко, люди... От є в нас такі магазини. Ми вже мало не за кордоном...» На самом деле, по- моему, это — большая пощечина не только всем киевлянам, но многим украинцам, которые считали, что эта застройка (которая велась без проекта), — будущий Музей государственности, как им обещали... Открыли торговый центр... Понимаете, это катастрофическое время больших денег, которые давят на голову, нужно пережить, возможно — с минимальными потерями. Я думаю, что сейчас с приходом нового архитектора Киева, эти процессы, возможно, остановятся. Ведь вырубали парки, разбирали Владимирскую горку! А киевский ландшафт сам по себе — большая ценность. Кстати, во многих странах таких пейзажей и близко нет. Но их нужно уметь рассмотреть! И именно поэтому мы в своих публикациях, книгах много говорим об архитектуре. И вместе с тем — о мировоззрении и духовности.
ПОСТФАКТУМ
Руслана КАЛАМАЖ , помощник ректора «Острожской Академии»:
— Пока в нашем обществе много говорят о пассивности молодежи, ее безразличии к политике, несформированности ее гражданской позиции, Лариса Алексеевна Ившина, основав именную стипендию, показала пример, как можно конкретным делом побуждать молодых людей интересоваться различными аспектами жизни государства, высказывать свое мнение, получать дополнительный бонус для реализации своих социогенных потребностей, осознавая, что твое мнение услышано и принято.
Объявление конкурса на стипендию главного редактора газеты «День» вызвало весьма широкий резонанс в кругу студентов Острожской Академии. Откликнулись даже те, кто сейчас находится за рубежом, участвуя в международных студенческих обменных проектах. Приятно, что одна из таких участников Алина Захарчук, проходящая девятимесячную стажировку в США на журналистских студиях, написала, что ни за что не пропустит такую уникальную возможность опубликоваться в своей любимой газете.
Поэтому нужно только поблагодарить Ларису Алексеевну за то, что она, обладая незаурядным журналистским талантом и имея уникальный опыт работы, умеет находить и признавать незаурядность других. Я почему-то уверена, что для многих студентов Острожской Академии этап своего самоопределения в жизни разделится на две части: до и после встречи с Ларисой Ившиной.
Лина ОСТАПЧУК, студентка четвертого курса, «Филология»:
— Идея проведения конкурса на стипендию от главного редактора «Дня» — очень хорошая. Поскольку нас интересует журналистика, мы пишем для нашей газеты — газеты Острожской Академии. Хотелось бы сотрудничать и с вашим изданием.
Галина КОХАН, студентка, специальность «Политология»:
— Мне очень понравилась как лекция господина Валерия Степанкова, так и выступление пани Ларисы. Что касается лекции, то это была не сухая история, это была позиция человека, живые впечатления, подкрепленные историческими фактами. А во время выступления главного редактора «Дня» чувствовалось, что человек разбирается не только в политической жизни, но и вообще в жизни страны, как говорится, — держит руку на пульсе страны. Что касается стипендии, то я попытаюсь подавать работы, писать для «Дня» — увидим, что получится. Конечно, стипендия — это стимул. Деньги всегда стимулируют, особенно студентов.
Наталья ДУБАСЮК, студентка пятого курса гуманитарного факультета:
— Так непринужденно, как на встрече с пани Ларисой Ившиной, я не чувствовала себя даже на вечеринке со своими друзьями. Мы очень благодарны, что она вернулась в Острожскую Академию, и надеемся, что в будущем снова увидим ее у нас. Также хочу поблагодарить за встречу с профессором из Каменца-Подольского Валерием Степанковым, которую устроила главный редактор «Дня». В нашей истории действительно еще очень много «белых пятен», и такие люди в современной Украине — на вес золота. А наши студенты, и, в частности я, стремимся к таким знаниям и надеемся, что благодаря таким публичным лекциям «белые пятна» будут исчезать. Благодарим заранее за следующий объявленный визит — когда мы узнаем, кто станет победителем конкурса на стипендию от главного редактора «Дня».
Елена ГАВРИЛЕВИЧ, студентка правоведческого факультета, второй курс:
— Радует, что в Украине появляются средства массовой информации, которым хочется верить, которые направляют — в известной степени — твою жизнь. Хочется верить, что таких творческих коллективов, как коллектив «Дня», будет все больше, потому что газета делает очень большой вклад в формирование и продуцирование украинской элиты, сознательной украинской политической мысли, в строительство и развитие информационных технологий в Украине. Честно, я в восторге.