Хотел бы обратить внимание также на другое, созвучное ей по духу, понимание проблем.
Прогресс возможен на основе богатства. Нищий может срубить дерево, развести костер и греться возле него. Чтобы копать уголь, ставить печи, создавать техническое оборудование, требуется намного больше затрат. В древнем Львове газовое освещение появилось позже, чем в Лондоне, но не получило такого распространения, как в городе на Темзе. Это были скорее модные прихоти кучки богатых львовян. А их у нас было меньше, чем в туманном Альбионе.
А что уж говорить об основе прогресса в наше время? Новые технологии дорогие. Советские КБ при многих предприятиях над «пиратским» копированием мудрили, чтобы «догнать и перегнать». Результат известен. Сейчас многим нашим «промышленникам и предпринимателям» выгодно работать с убытками. Хорошо живут, а в годовом отчете показывают убытки. На какие же средства осуществлять техническую модернизацию, повышать конкурентоспособность?
Украинцам нужно менять некоторые свои привычки, бесперспективную «философию бедности», которая проявляется, например, в распространении на рынке различных дешевеньких «ходовых» подделок, эрзац- изделий. Мне приходилось слышать от стариков, что при Австрии в Галичине были только товары европейского качества и цены. Только такие покупали. Это также свидетельствовало, что мы были в Европе. Если теперь говорим: «Идем в Европу», «Украина определила свой европейский выбор», то с нашего рынка следует вымести дешевые подделки, утвердить другие ориентиры, другие стандарты. Это требуется для того же экономического роста. Дешевый товар, как и дешевая рабочая сила, только консервирует отсталость, тянет нас в «третий мир», делает страной, в которую модерные западные «партнеры» сбрасывают свой хлам.
... В одном из изданий недавно прочитал, что в Испании ни одним государственным законом не определяется сфера применения кредитных карточек, однако эта форма платежей широко используется физическими лицами. Ее «освятила» живая практика современных платежных отношений.
Практика использования цифровой подписи в частном бизнесе распространилась в США без государственного разрешения, цифровые подписи на документах признаются судами. Президент уже потом распорядился использовать их в подчиненных его администрации государственных структурах. В частный сектор (а им является весь американский бизнес) президент не имеет права вмешиваться.
Наша ментальность иная. Подозрительно, с недоверием относимся ко всему, что не разрешено законом, не предусмотрено им. Как будто все в жизни должно быть зарегламентировано, и никаких «художеств»! (Помните: «Нет такого закона, чтобы песни петь!»)
Бюрократизация всего, с чем сталкиваемся, часто уже и не заметна. Каждый становится, как говорится, частью этой проблемы.
... Не пишу трактат об украинской правой идее, ее духе. Лишь несколько мыслей рассеял здесь, в надежде, что заинтересую кого-то ими. Не все ведь еще отправились в летние отпуска. И никуда оно от нас не денется — то, что называется выбором.