Представляете ли вы себя сегодня посреди леса в образе маленького хоббита? А в многочисленной толпе, которая стоит вдоль трассы с плакатом«Заберите меня отсюда!» и, останавливая авто, реально уговаривать водителя забрать вас хоть куда-нибудь? А может быть вы представляете себя сейчас, в XXI веке, в казацком жупане с шашкой в бою под Желтыми Водами?
Кто даст ответ, где в человеке заканчивается«Я» рациональное и начинается игровое, вымышленное, фантасмагоричное? Почему ребенок играет куклами, а вырастая — судьбами живых людей? Начиная с детства каждый из нас стремится что-то выдумать, домыслить, нафантазировать. Может, все дело в естественной тяге человека к театрализации действительности?...
БЕЖИМ ОТ ОДИНОЧЕСТВА
Для кого-то театрализация будет связана с игровыми элементами, определенными ритуалами/обрядами: Сретеньем зимы с летом, купальскими играми, вечерницами на Николая, колядой на Рождество — с инсценировками и вертепом, в котором куклами разыгрывают библейские сюжеты. Кто-то вспомнит площадные зрелища — очень популярные и актуальные сейчас в Европе. Недавно их продемонстрировали на открытии«Французской весны» в Киеве — с огненными шоу, клоунами на ходулях, развлекательными элементами театра и цирка одновременно. А старшее поколение, которое росло в другое время в«другой» стране, возможно вспомнит многотысячные театрализованные действа«красного календаря», как, например, батальное празднование Дня Победы с демонстрациями и парадами, или многочисленные инсценизации исторических событий, в которых были задействованы тысячи исполнителей, или грандиозные празднования юбилейных годовщин на стадионах больших и малых городов. На все случаи жизни как будто был уже написан сценарий с привкусом советской идеологии и коллективного чувства.
Но на сломе тысячелетий появились принципиально новые формы театрализации действительности. И в первую очередь, это связано с социально-психологическим аспектом.
Современные технологии, сеть интернета постепенно отдаляют нас друг от друга. Мы устраиваем свои жилища так, чтобы никто не мешал, и радостно вздыхаем, когда удается пройти незамеченными. Следствие такой индивидуализации — одиночество. И если столетие назад трагедия чеховских героев заключалась в том, что разговаривая они не слышали друг друга, сегодня перед ними встала бы проблема поиска собеседника. Этот острый дефицит общения привел к появлению в наше время не совсем обычных форм диалога. А мы с вами становимся свидетелями зарождения новых традиций.
ВЗРЫВ ТОЛПЫ
Нарушением механизации повседневной жизни занималось направление, которое возникло в Нью-Йорке в 2003 году. Тогда 150 человек одновременно зашли в магазин мебели и спросили, есть ли в продаже«ковер любви» за $ 10.000 для«пригородной коммуны». Это движение получило название флеш-мобов (с англ. — взрыв толпы). И уже через небольшой отрезок времени флеш-мобы захватили Европу. Понятно, что это вызвало у окружающих и недоумение, и заинтересованность. В Италии около трех сотен людей, предварительно договорившись, зашли в книжный магазин и одновременно спросили о наличии несуществующей книги. В московском ЦУМе в один день большинство посетителей было замечено с заложенными за ухо карандашами, которыми они, периодически их вынимая, сосредоточено что-то записывали. А в Харькове рядовые граждане становились свидетелями такого события: внезапно посреди улицы падал крупный мужчина, к нему подходил юноша, касался его и тоже падал, потом подходила девушка, касалась — падала, и так пока улица не заполнилась толпой лежащих имитаторов. Через пять минут все поднимались и исчезали... Если вы раньше не знали и не слышали о флеш-моберах, не расстраивайтесь. Но всегда будьте готовы к встрече с ними.«Представление» сделано и рассчитано на вас — ничего не подозревающих рядовых прохожих. Эта внезапно появившаяся толпа в мгновенье ока проделает какое-нибудь синхронное действие и через несколько минут исчезнет. Поверьте, безразличными не останетесь. Можете спокойно идти по центральной площади города, но в одну секунду замереть от неожиданности увиденного: перед вами будет стоять толпа в 70–100 человек с нарисованными на картоне улыбками, и каждый человек будет желать прекрасного настроения... Кто-то становится мобером ради одной такой секунды вашего замирания, а кто-то получает удовольствие от самовыражения или избавления от внутренних комплексов. Главным является ощущение себя частью коллектива, даже если в нем сосредотачиваются инициативы различных социальных групп людей. В любом случае – это социальный протест, вызов окружающей действительности.
ХОББИТ ИЛИ ОРК?
С приходом теплой поры года, выездами на природу активизируется еще одно направление театрализованных зрелищ — толкиенизм. В этом аспекте в Киеве особым спросом пользуется Труханов остров и холмы Андреевского спуска. Наверное, каждый местный житель обязательно что-нибудь слышал о течении толкиенистов — настолько оно обрело широкую огласку в наше время. О них много пишут, говорят, ряды почитателей творчества Джона Толкиена продолжают пополняться, поэтому становится все больше желающих почувствовать себя героями его произведений. Под чарами альтернативной реальности оказались почти все слои населения — от 14 до 80 лет, без возрастного и социального ценза. Суть фэнтези-игр состоит в создании искусственного сказочного общества, где все действующие лица играют в ролевые игры в образах гномов, эльфов, хоббитов, орков, назгулов. Они живут в своем вымышленном мире, представляя себя его жителями. Отождествляясь с характером персонажа, говорят не от себя, а от героя, и нередко переносят это поведение в реальную жизнь. Такой себе вариант отстранения от реалий окружающей действительности, романтизация себя самого.
А вот чем объяснить возникновение и распространение в разных уголках Украины рыцарских турниров? Они проходят хоть и без кодексов рыцарской чести, но при участии фантастических людей, которые любят и знают историю средневековья. Историческое фехтование предполагает не только умение фехтовать, стрелять, драться, метать кинжалы и ножи, но и штурм стен древних крепостей, турниры лучников и арбалетчиков, конкурсы средневековых костюмов и танцев. Это яркое, захватывающее зрелище проходит в Крыму, в Генуэзской крепости, в старинном замке Меджибож в Хмельницкой области, в Белгород-Днестровской крепости Акерман, в Луцком средневековом замке. В последнем, кстати, турниры проводились под музыку немецкой группы Rammstein, что уже отрицает восприятие рыцарских турниров исключительно как архаических, исторически детализованно обновленных зрелищ.
Возрождается направление национального самосознания в виде театрализованных массовых действ, которые географически отображают исторические бои на местах. Это – кропотливый труд энтузиастов. Тех, что в детстве игрался солдатиками, в юности увлекался историей выдающихся украинских битв. А сегодня их насобиралось на целое направление.
У каждого города есть множество торжественных событий и ежегодных праздников. На Сорочинский ярмарок в Полтавскую область съезжаются со всей страны, в День смеха в Одессе проводится карнавал, который не уступает известным европейским, на Рождество во Львове разыгрывают множество вертепов на главной площади перед оперным театром... Это наши обычаи, наши установившиеся зрелища, которые были, есть и будут. Будут появляться и новые — злободневные, актуальные. Ведь мы еще не представляем, какой может быть театрализация общества, и когда вдруг может открыться в нас то игровое, что заложено с рождения. Поэтому если завтра к вам подойдут две три незнакомые девушки с предложением вступить в брак прямо сейчас, аргументируя поступок тотальным одиночеством, не удивляйтесь.
КОММЕНТАРИЙ
Виолета ЗИНОВЬЕВА, практический психолог медицинского центра «Лира»:
— Человек, который сталкивается с проблемами окружающей среды и не видит путей преодоления; человек, который не хочет замечать проблем, игнорируя их; и человек, которому трудно реализоваться и приспосабливаться к реалиям жизни, а этот мир для него — чужой и жестокий – начинает искать более легких путей решения проблем и находит их, например, в толкиенизме — вымышленной модели жизни, в которой видит то, что хочет. Где все дальнейшие действия заведомы, потому что уже описаны в книгах. Этот фэнтези-мир для него оказывается близким. В то же время, он понимает, что все это выдумка и что в игре она прячется за маской.
В глубине души в каждом человеке скрыто желание что-то сделать не так, как все. Принимая во внимание то, что человек от природы активен, ему необходимо в чем-то принимать участие, каким-то образом реализовываться, кроме работы, учебы, и семьи. Если жизнь размеренная, замедленная, особенно остро чувствуется дефицит ярких эмоциональных всплесков. Тогда и возникают неформальные направления, принадлежность к определенным игровым группам. Человек получает уверенность, что он не один, а есть группа, есть поддержка. Это — самовыражение, драйв, эйфория от неожиданности произведенного на окружающих впечатления. В группах ты будешь делать то, что в обыденной жизни — никогда. И это является одним из вариантов снятия стресса.