Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Отстоять основы!

Роман Яцив — о конструировании будущего
30 мая, 2018 - 19:32
ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ РАБОТЫ ЯКОВА ГНЕЗДОВСКОГО «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» РУСЛАНА КАНЮКИ, «День»

Самоорганизация достоинства, которая реализовалась в победной, хотя и ценой многочисленных человеческих жизней, Революции Достоинства, в коротком историческом времени мобилизировала украинцев вокруг национальных духовых ценностей. Мир увидел уникальный в порывах к лучшим перспективам государственной жизни народ, который способен отстоять свои основы во всем комплексе удельных культурно-исторических черт. Напуганная консолидацией национального духа украинцев Россия, потомок деспотичной Московии, не удержалась от прямой агрессии против Украинского государства с известными за последние четыре года последствиями. Гибридными способами кровожадный северный сосед пытается ослабить фундаменты государственной власти в Украине, усилить нестабильность и апатию в обществе. Находит он себе для этого сообщников и среди местных манкуртов — лиц без этических корней, оборотней и циников.

Но даже в такой исторической реальности культурное развитие нации уже обрело признаки системного продвижения. К формированию нового качественного имиджа государства приобщаются молодые поколения мотивированных украинцев. Культурный труд многих сподвижников синхронизировался с вооруженной борьбой против оккупантов, общественная инициатива усиливает эффективность деятельности государственных структур (научных учреждений, образовательных и музейных заведений) над совершенствованием нациоцентрической модели жизни. Все вроде бы развивается в стратегически правильном направлении. Если бы не тревожные симптомы из живой действительности, если бы в том же украинском обществе, ослабленном войной и экономическим произволом олигархов, не активизировался достаточно большой ценностный противовес, который все более ощутимо овладевает общественными настроениями, вмешиваясь в согласованный уклад жизни.

ПОВРЕЖДЕНИЕ ЦЕННОСТНОЙ ПЛАТФОРМЫ

Обороняя донецкий аэропорт, украинские воины («киборги») отдавали жизнь не за архитектуру сооружения, и не за его функцию, может, и не столько за стратегическое расположение, как за его духовно-ценностную субстанцию. Тогда, в адские месяцы 2014—2015 гг., герои защищали неотъемлемую часть украинской земли не только в политически-географическом измерении, но и в ее историческом и национально-сознательном значениях.

После длительного засилия московско-большевистской власти Украина имеет немало поврежденных участков ценностной платформы. Возвращение неискаженной национальной истории, реконструкция разрушенных культурных символов иногда сопровождается идеологическими боями с темными силами прошлого. Тоталитарная эпоха «бросает» в современность своеобразные «зажигательные смеси» незнания и управляемого цинизма. Часть украинского социума еще не избавилась от синдрома известной пословицы «Сон ума порождает чудовищ» и не может отличить правду от фальши, а тем более — перестроиться на стратегию жизни гражданского общества. Именно из-за таких недоученных, а точнее говоря, интеллектуально запущенных жителей, ментально и милитарно озабоченный северный сосед и формирует ту ценностную альтернативу, которой пытается расшатывать государственную жизнь современной Украины.

МОСКОВСКИЙ ЯД

Московский фактор в исторической судьбе Украины остается некой константой: модифицируются лишь формы и зоны агрессии. В свое время Владимир Сичинский в классической книге «Чужинці про Україну» привел целый ряд  примеров, из какой генеалогии произрастает коварство кремлевской политики в XX, а теперь и в XXI веке. В частности, дает цитату английского путешественника еще XVII в. Барклая: «...в них (московитів) нема ніякого встиду перед брехнею, ніякого збентеження перед відкриттям обману. З цієї країни до такої міри викинене зерно дійсного добродійства, що самий злочин має славу добродійства». «Що можна очікувати кращого в країні, де вищі достойники постійно повторюють: нехай цілий світ говорить що хоче, а ми все-таки будемо робити по-своєму?», — спрашивает датский посол в Российской империи в 1709—1712 годах Юль Юст. Рассматривая касательную проблематику, известный культуролог, литературовед и публицист Дмитрий Донцов сборник своих статей так и назвал: «Московська отрута». Политика московского Кремля за последние годы тщательным образом следует этому своему характерному историческому свойству.

ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ РАБОТЫ ЯКОВА ГНЕЗДОВСКОГО «ЯСЕНЬ МАКГАФФИ» РУСЛАНА КАНЮКИ, «ДЕНЬ»

Зло, которое накапливается «там» уже не один век, имеет тоже классическое свойство преодолевать большие дистанции и достигать других, уже не их внутренних, территорий. Такое замаскированное творение добра (то есть преступление) без всякого стыда мигрирует вдоль и поперек, разрушая другие уклады жизни и ценностные системы — «...нехай цілий світ говорить що хоче, а ми все-таки будемо робити по-своєму...». Страшная цена открытой истины о московском яде должна была бы привести украинцев в чувство на все сто процентов — как и всех, для кого Украина стала Родиной. Но нет, не становятся меньше ряды обманутых, ослепленных, а то и подкупленных подпевал разного рода преступных идеологий и банальной пропаганды культурных аутсайдеров. Поразительно отличаются такие лица от украинского народа с его крепкими корневыми ментальными и культурно-ценностными чертами.

БАРАБАНЩИКИ НИЧТОЖНОСТИ

В современном, либерализованном, украинском обществе политическая и культурная толерантность дала путь для оптимизации «неопролетарского сознания», рупорами которого стали ленивые к знаниям и дистанциированные от моральных критериев жизни лица. Часто именно от них можно услышать обиженные голоса в поддержку беспорядка, превосходства тупой физической силы над человеческим достоинством. Именно от этого «лагеря» прорвались лицедеи в опорные пункты влияний на массовое сознание, ради расшатывания ценностного императива нации, с ситуативными выгодами для себя. До критических отметок растет пропорция жалкой в ярких обертках массовой культуры, в которой на второй план отходят не только мировоззренческие, духовно-ценностные основы, но и сама механика развития человека в его исконно-генетических чертах. Запущенный культурно отсталой путинской Россией тест «В какой стране вы сойдете за местного?» (один из самых лживых медийных ресурсов московского Кремля недавно осуществил такой опрос среди своих читателей) реализуется именно при участии такой категории любителей легкой наживы. Эта стратегия культурного (на самом деле псевдокультурного) подчинения «местных» является рудиментом предыдущей — тоталитарной — эпохи и предполагает уже известную формулу продвижения идеи исключительности «русского мира» на всех направлениях военно-политической агрессии морально жалкого монстра.

ИНВЕСТИЦИИ В ЦИНИЗМ?

То ли от беспамятства, то ли от безразличия или ошибочного понимания демократических принципов сосуществования современного мира в Украине часто игнорируются этнонациональные ценностные основы. Советский режим долгое время реализовывал доктрину ингибирования (искусственного сдерживания) интеллектуального развития человека, направляя знания на обслуживание гражданами господствующего политического режима. Вернув себе государственность, Украина отдалилась от этой ужасающей методологии подавления в суверенном Человеке его врожденных культуротворческих потенций, зато незаметно оказалась в другой зависимости, в этот раз — от манипуляторов элементами базового ценностного комплекса Нации.

«Влюбленный в чудесную картину бережет ее в своем сердце, живет и кормится ею, как младенец материнским молоком, она для него — суть и смысл, полнота и пространство, краеугольный камень и возможность подняться вверх, — писал Антуан де Сент Экзюпери. — Если отнять ее, влюбленный погибнет от недостатка воздуха, словно дерево с подсеченным корнем. Но когда картина вместе с человеком тускнеет изо дня в день сама по себе, человек не страдает, он сживается с серостью и не замечает ее.  Вот почему нужно неусыпно следить, чтобы в человеке взбадривалось великое, нужно его побуждать служить только значимому в себе». Украинская этническая традиция как ценностный комплекс испытывала много надругательств и искажений, а в нынешней реальности и сами украинцы кое-где позволяют подрывать ее аутентичную духовно-этическую природу. Благодарный материал находят в ней именно олигархи, собиратели дани с недальновидной и культурно запущенной общественной массы, которая при отсутствии качественных культурных альтернатив с телеэкранов впитывает в свой духовно нездоровый организм всякие ценностные патологии.

Это же мы сами добровольно сдаем (иногда и «продаем») генетически здоровый человеческий ресурс разного рода «фабрикам» с их слугами и прислужниками, которые насмехаются над родным языком, прадедовскими обычаями, христианской этикой в межличностных взаимоотношениях, чистыми человеческими чувствами, священными национальными символами. Это их «курьеры» ездят по генетически богатым селам, чтобы находить в них «брильянты талантов» и чтобы потом «пообтесать» их под еще одну столичную «звезду», которая быстро изменит свое родительское имя на какой-то бессмысленный «тренд». Это из тех технически совершенных студий распространяется в разные среды украинцев, до сих пор пораженных бациллой московщины, меньшие и большие порции грязи и нигилизма, которые столько времен разлагали высокий культурно-ценностный уклад в украинских городах и селах с хорошо настроенной системой ведения хозяйства, сетью домов-читален «Просвіти», высокообразованной и национально сознательной церковной элитой, интеллектуально качественной национальной периодикой и т.п. Да, формы XIX — начала XX века уже неактуальны, но ценностный эквивалент истории, культурных опытов и этнопсихологии остается жизнеспособным — нужны лишь воля и сознание государственных деятелей. К тому же нужно уметь прочитывать установки великих национальных лидеров. Новые поколения украинцев способны наполнить новыми формами современную жизнь, но кто освободит их от медийного обмана, который навязывается в каждом доме и разрушает не стереотипы прошлого, а основы из основ в конструировании будущего?

«...САМОЕ БОЛЬШОЕ ДОБРО, ЭТО — РОСТ ЧЕЛОВЕКА...»

Недопустимо, чтобы органы власти покорились олигархату и инвестировали государственные средства в цинизм, подстраиваясь под выгодные, рейтинговые модели популяризации псевдокультурных продуктов. Национальная перспектива заключается не в «продуцировании» таких себе «талантов» в стандартизированных форматах от сообразительных циников, а в праве каждого гражданина раскрывать свои творческие возможности (Сковородинское «Открой себя»). Но можно ли открывать свою генетическую психоэмоциональную сущность, если не получать духовно-культурной заряженности? Если давать молодежи некие «права» выбирать знания по украинскому языку или истории, чтобы все было «культурно-толерантно», можно ведь выбрать историю какого-то популярного футбольного клуба вместо истории Родины! Настоящие ценности же ускользают из нашей постмодернистской выборочности, лишая молодежь возможности получить животворные соки из этнонациональной корневой системы в полифонии творческих опытов. Так как традиция — открытая система, из которой развиваются новые побеги жизни завтрашней, уже в других смысловых конструктах и высших технологиях. Вне ценностных основ, без огня из нутра души ослабевает, а чаще ломается, мотивация к действию... 

Нет и не может быть универсальной механики, каким образом в многосоставном и информативно насыщенном мире необходимо отстаивать свои ценностные основы. Тем не менее созвучно современным историческим процессам в Украине снова актуализируются строки бессмертного стихотворения Юрия Липы, в которых есть модель на дальнейшее развитие Нации:

«За що боротись,

у чому великість народу?

Може, за це умирать,

за будівлі в мармурі?

Може, за танці й пісні,

чи зручні мальовила?

Мудрі системи до праці,

чи марші стрункі?

Де та великість народу:

чи в посувах війська,

В вірнім триванні жінок,

чи в дитячому сміху?

В важкій аскезі учених,

у гарті відкривців?

Чи в одиницях, чи в юрбах,

чи в геніях, де?

Все це, — промовила

Мудрість, — є важне, та мало,

Все, що — напружене й

скромне, все — в ласці у Бога,

Але найбільше добро, це — зростання Людини,

В вашім народі зростання

Людини зусиллям людей».

Роман ЯЦИВ, проректор по научной работе Львовской академии искусств
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ