Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ответственный «за все»

Министр Вячеслав КИРИЛЕНКО: Адресной помощи вместо льгот пока что не будет
14 февраля, 2005 - 20:18

«Этот министр будет отвечать перед людьми за все, просто за все», — так представила Вячеслава Анатольевича Кириленко в качестве нового министра труда и социальной политики премьер-министр Юлия Тимошенко. Ответственности на его плечи возложено и действительно немало — правительственная программа имеет социально «направленное» название «Навстречу людям», а главной целью правительства задекларировано достижение «демократических европейских стандартов жизнедеятельности человека». Правда, реальность выполнения вышеупомянутых задач значительным образом зависит от наполнения бюджета. Однако бывший народный депутат и заместитель председателя парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда, кандидат философских наук Вячеслав Кириленко акцентирует на том, что отдельных министерств не существует, а общими усилиями правительство выполнит взятые на себя обязательства.

— Вы обещаете, что в ближайшее время Украина достигнет «демократических европейских стандартов жизнедеятельности человека». Что конкретно вы подразумеваете под этим?

— В широком смысле это — достижение социальных стандартов, задекларированных Европейской социальной хартией, которую Украина должна в ближайшее время ратифицировать. Беспрепятственная реализация права на труд, права на создание организаций, права семьи на экономическую защиту и тому подобное.

— Очень часто речь идет о так называемом среднем классе, создание которого должно существенно повысить благосостояние страны. Когда в Украине может появиться полноценный средний класс и как его распознать?

— Показатели главным образом экономические. Если человек может купить в кредит жилье, любую технику и спокойно выплачивать проценты, если он может позволить себе хотя бы раз в год пристойный отпуск, то его можно отнести к среднему классу. Я думаю, что нашему правительству удастся достичь заметных результатов в этом уже в ближайшее время.

— Вы не называете пока что сумму, какой будет новая минимальная заработная плата. Но какой бы она должна быть?

— Она должна быть не меньше, чем триста гривен.

— В предвыборной программе Виктора Ющенко указывалось, что одним из его первых шагов будет создание пять миллионов новых рабочих мест. А существует ли потребность именно в таком количестве?

— Нет страны, в которой обеспечена стопроцентная занятость. Возможно, и есть несколько, но ведь при этом такая полная занятость не обеспечивает экономический рост. Думаю, что всегда будет какой-то процент безработных. Но, например, только за границей работает до семи миллионов наших соотечественников, в основном на нелегальных условиях. Зарегистрированных безработных около одного миллиона, плюс скрытая безработица. Думаю, учитывая это, необходимо создать пять миллионов рабочих мест. Конечно, любой трезвый человек понимает, что за месяц это сделать невозможно. Это цель, к которой будет идти экономика нашей страны. Рабочие места мы будем создавать с помощью центров занятости и Фонда социального страхования на случай безработицы. Но нам нужно отходить от политики борьбы с безработицей и переходить к политике активной занятости. Нужно создавать достойные условия труда для активных, квалифицированных людей, которые имеют желание работать. В первую очередь — в современных наукоемких отраслях.

— А где взять деньги на создание новых рабочих мест?

— Думаю, что мы для начала обеспечим усилиями Президента и правительства то, что средства, которые уже предусмотрены в бюджете, не будут разворовываться. Уже тогда мы будем иметь очень неплохую картину. Но мы знаем, что в страну в ближайшее время придут большие инвестиции. Кроме того, мы убеждены, что усилия правительства, направленные на детенизацию и декриминализацию экономики, также дадут свои плоды. Это и будет создание новых рабочих мест.

— Известно, что сегодня законодательство относительно трудоустройства инвалидов фактически не выполняется. Случается даже такое, что предприниматели трудоустраивают инвалидов только на бумаге и платят им минимальную зарплату, чтобы те только сидели дома. Планируете ли вы с этим бороться?

— Я думаю, что давно пришло время навести элементарный порядок в применении законодательства, касающегося инвалидов, и использовании бюджетных средств, которые идут на поддержку инвалидов и их организаций. Сейчас в тех проектах, которые предусмотрены бюджетом, есть значительная доля коррупционных статей. Например, расходы, предусмотренные на создание дополнительных рабочих мест для инвалидов. Этими деньгами дотируются конкретные предприятия, но перечень их определяется абсолютно произвольно. Кроме того, не всегда все крупные средства, предусмотренные бюджетом на программы инвалидов, распределяются публично и при участии всех организаций инвалидов. Это тоже является предметом недовольства. Сейчас я ежедневно общаюсь с представителями разных организаций инвалидов, и я думаю, что Министерство в ближайшее время предложит большую встречу всех заинтересованных сторон, чтобы раз и навсегда принять один принцип: все публичные средства, которые направляются государством в поддержку инвалидов, распределяются только публично и только при участии всех организаций инвалидов. Только тогда мы можем говорить о справедливом распределении средств. Мы сделаем все для того, чтобы отныне никаких закрытых и незаконных схем в распределении средств инвалидов не было.

— Собираетесь ли, наконец, заменять льготы адресной денежной помощью?

— Я считаю целесообразным завершить работу по созданию единого государственного автоматизированного реестра льготников. И представить на рассмотрение общества и самих льготников общее количество людей, имеющих право на разнообразные социальные и профессиональные льготы, общую цену этих льгот, долю льгот, финансируемых из центрального и местных бюджетов, и реальные возможности государства относительно конкретного удовлетворения этих льгот. И уже после этого мы можем начинать дискуссию о том, в какой форме должны выдаваться льготы — безналичной или наличной. Но в любом случае выбор этой формы должен быть за льготником. Кстати, уже проводились эксперименты в Киевской области и Черкасской. Результаты однозначно свидетельствуют о том, что большинство льготников пока что подвержены старой безналичной схеме.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ