Несколько месяцев назад моей маме необходимо было сделать рентгеновский снимок зуба, однако в районной поликлинике аппарат сломался, пациентов отправляли в соседний город, а медсестры рассказывали по знакомству, что новое оборудование поликлиника может получить только в конце года. Этот случай свидетельствует о двух тенденциях. Во-первых, что государственные органы часто оттягивают ремонты и закупку оборудования на конец года, когда быстро и без надлежащего контроля осваиваются бюджетные средства. Второе — из-за такой неответственной позиции чиновников качество услуг в медзаведениях сильно «хромает».
В рамках медицинской реформы, которая стартует в этом году (в который раз, и все же!), и в условиях, когда больницы получают финансовую автономию, умение правильно, честно и прозрачно распоряжаться средствами, выделенными из бюджета на содержание и развитие заведения, является задачей номер один для главного врача. Он должен проявить себя эффективным управленцем, а также научиться вместе с чиновниками департаментов здравоохранения отчитываться за потраченные бюджетные средства.
Однако анализ медицинских закупок в областных центрах, проведенный центром «Эйдос», свидетельствует о другом. В поле зрения экспертов попали тендерные контракты, заключенные медицинскими департаментами и больницами в течение августа-ноября прошлого года. Именно с 1 августа заработала система ProZorro, согласно которой все товары и услуги стоимостью свыше 200 тысяч гривен и работы на сумму свыше полутора миллионов гривен закупаются через онлайн-систему. Однако 94 миллиона гривен чиновники потратили без всяких конкурсных торгов, то есть освоили их на свое усмотрение, как практиковалось раньше. В итоге средства, которые должны были бы пойти, например, на капитальные ремонты больниц или приобретение новой аппаратуры, попали в чьи-то карманы.
ТЕНДЕРЫ В ОБХОД ЗАКОНА
Эксперты центра «Эйдос» выделяют несколько самых распространенных манипуляций, с помощью которых разворовываются государственные средства на медицинских закупках. «Поскольку допороговые закупки позволяют не проводить конкурсы, чиновник может на свое усмотрение выбирать подрядчика и подписывать с ним соглашение, и таким образом фактически он определяет судьбу тендера, — объясняет руководитель отдела по противодействию коррупции центра «Эйдос» Глеб Каневский. — Второй вид манипуляции — когда чиновники дробят одну большую закупку на несколько и самочинно определяют, с кем подписывать соглашения. Третий прием — услуги фиктивных фирм, так называемых «прокладок», которые используют для выведения бюджетных средств в наличность. Фирме, которая существует только по документам, перебрасываются деньги, к примеру, миллион гривен за ремонт медзаведения, а фактически его стоимость 100 тысяч гривен».
Еще один вид манипуляций — затягивание конкурсных закупок, якобы по бюрократическим причинам, например, потому что казначейство поздно перечислило государственную субвенцию на места. «Соответственно, закупки проводятся в конце года, быстро дробятся, на свое усмотрение закупаются товары низкого качества по завышенным ценам у сомнительных компаний, — добавляет Глеб Каневский. — В целом с апреля до декабря 2016 года договоров по запороговым закупкам было заключено на 20 миллиардов гривен, в частности в декабре на семь миллиардов гривен, причем это контракты на ремонты крыш, окон. Эти семь миллиардов гривен, бесспорно, по документам потрачены на пациентов. Но расходование этих денег спешно в конце года несет ряд коррупционных рисков: закупали некачественный товар или вообще ничего не закупали, просто фиктивно переводили деньги на свои счета».
ОСТАНОВИТЬ «ДЕКАБРЬСКИЙ ШАБАШ»
«Наличие лекарств и необходимость за них платить, оборудование и пригодные для лечения помещения — это все составляющие качественной медицинской помощи. Но этот анализ разворовывания государственных денег больше постфактум. Для каждой семьи с момента децентрализации появилась возможность влияния на то, что происходит в обществе и городе. Не стоит ждать реакции от министра здравоохранения на отсутствие лекарств или благотворительные платежи. Это компетенция главного врача, — считает Виктория ТИМОШЕВСКАЯ, директор программной инициативы «Общественное здоровье» Международного фонда «Возрождение». — Гражданам нужно научиться задавать вопросы, ходить на общественные слушания, заседания соответствующих комитетов областного и районного советов, иначе врачи будут продолжать ремонтировать крышу каждый год. Это непросто, есть давление со стороны медицинского сообщества и управленцев, потому что требуем их подотчетности. Общественным активистам стоит привлекать местных журналистов, тогда будет огласка и влияние. Пациенты и их семьи должны научиться требовать от врачей публичного отчета, потому что оказываемся в ситуации, когда поддерживаем коррупцию».
Контролировать медицинские закупки должна была бы Государственная аудиторская служба. Но, например, если вы обратились туда с зафиксированным нарушением, что на выделенную сумму приобретено очень мало лекарств, расследовать этот факт служба возьмется через четыре-пять месяцев, вписав это в план на следующий квартал. Поэтому эксперты советуют гражданам самостоятельно контролировать государственные закупки через систему ProZorro, а о найденных нарушениях информировать Национальную полицию. Со своей стороны центр «Эйдос» обещает предоставить Министерству здравоохранения полученные результаты исследования, а через несколько месяцев промониторить реакцию ведомства, которое должно проверить наличие отмеченных в тендерах работ и их соответствие требованиям Минздрава.
Главным врачам, которые заботятся о своей репутации и хотят избежать лишних вопросов от общественности и аудиторов, эксперты советуют проводить абсолютно все торги через ProZorro. А от парламентариев ждут принятие законов, которые повысят эффективность мониторинга Государственной аудиторской службы и переведут допороговые закупки на конкурсную основу, — соответствующие законопроекты уже зарегистрированы в Верховной Раде.
«Основной вердикт нашего анализа заключается в том, что впервые за 25 лет появилась надежда предупредить «декабрьский шабаш», — убежден Глеб Каневский. — О декабрьском разворовывании государственных денег слухи ходили давно. Но только в прошлом году начала работать система ProZ|orro, которая заставила чиновников публиковать все контракты. Общественность и журналистское сообщество должны собственными силами проверять, куда тратятся их налоги».