Всю жизнь лечиться люди шли к нему,
Всю жизнь он смерть преследовал жестоко
И умер, сам...
Последний опыт кончив раньше срока.
Никак не можем помириться с тем,
Что люди помирают не в постели.
Что гибнут вдруг, не дописал поэм,
Не долечив, не долетев до цели.
11 марта 2008 года ушел из жизни сотрудник кафедры неврологии №2 Национальной медицинской академии последипломного образования им. П. Л. Шупика, начальник неврологического отделения клинического госпиталя Службы безопасности Украины, доцент, кандидат медицинских наук Владимир Дмитриевич Малый.
Он родился 15 ноября 1964 года в Хмельницком, в 1981-м закончил среднюю общеобразовательную школу №87 Киева и поступил на первый курс 1-го лечебного факультета Киевского мединститута им. А. Богомольца. Занимался студенческой научно-исследовательской работой, имел научные публикации, в том числе в журнале «Неврология и психиатрия СССР». Потом — обучение в клинической ординатуре Киевского института усовершенствования знания врачей (окончил в 1989 г.) Тогда же он работал в базовом неврологическом отделении больницы №12 Киева, осваивал тонкости медсестринского и врачебного дела, а с 1993 года после окончания заочной аспирантуры работал на кафедре Национальной медицинской Академии последипломного образования им. П. Л. Шупика (с 2002 года — доцентом).
В 1994 году Владимир Малый защитил кандидатскую диссертацию на тему «Применение транскраниального электровлияния при лечении ранних форм цереброваскулярной патологии». Он автор около 50 научных трудов и одного изобретения, соавтор тестов по неврологии для врачей- неврологов Украины, глава подготовленной к печати монографии по вопросам элиптологии. В круг научных интересов В. Д. Малого входили актуальные вопросы сосудистой патологии головного мозга и периферийной нервной системы. Владимир Дмитриевич активно работал над докторской диссертацией. В 2001 году, как лучшего молодого невропатолога столицы его пригласили руководить неврологическим отделением клинического госпиталя СБУ. Впоследствии он был назначен главным невропатологом всех лечебных заведений СБУ, совмещая при этом практику в клинике с работой на кафедре.
Преданность науке воздалась сторицей — Владимир Дмитриевич стал известным специалистом по делу диагностики и лечения заболеваний нервной системы. Благодаря квалифицировано поставленным Владимиром Дмитриевич диагнозам многие больные смогли избежать хирургических операций, вернуть себе здоровье. Он был безотказным, имел большую выдержку, светскую элегантность и респектабельность. Будто чувствуя свою недолговечность, Владимир Дмитриевич не щадил себя в работе... При жизни ему поступали предложения о повышении, что могло поспособствовать его административному карьерному росту, но он говорил, что хочет быть практикующим врачом.
Его похоронили с военными почестями на небольшом кладбище пгт. Чабаны, а поминальный обед прошeл в киевском кафе «Божий дар». Это название символично совпало со всей сутью и естеством Владимира Дмитриевич Малого.
ВОСПОМИНАНИЯ
Василий ТОКАРЕВСКИЙ , работник СБУ, бывший пациент врача Владимира Малого:
— Это был врач и человек с большой буквы. У него не было каких-то «особых» пациентов — ко всем больным Владимир относился в равной мере внимательно и чутко. Я благодарен ему за спасенную жизнь, он вытянул меня буквально с того света. Но судьба обернулась так, что меня он вылечил, а сам навсегда ушел от нас. Иногда мне кажется, что он в мое спасение вложил всю свою душу и поэтому умер. Это был действительно удивительный, самоотверженный человек и подобных ему я не встречал.
Николай БИЦАЙ , начмед госпиталя СБУ:
— Коммуникабельный, приветливый, толерантный, настоящий профессионал, вежливый, внимательный к больным — все эти черты характеризовали Владимира, с которым мы вместе работали в течение шести лет. Его любили и уважали, и коллеги, и пациенты. Поэтому его внезапная смерть для нас всех была настоящим шоком. И до сих пор не верится, что Владимира нет вместе с нами.
Степан ВИНИЧУК , доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии Киевского медицинского университета:
— Владимир был моим любимым студентом. Начиная с третьего курса он начал посещать научный кружок кафедры неврологии. Уже тогда мы с ним подготовили статью о нарушении мозгового кровообращения, которую отправили в Москву в журнал «Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова». Эта публикация и определила дальнейшую профессиональную ориентацию Владимира — он решил стать неврологом. Это был чрезвычайно честный человек в научном отношении: каждый научный результат он тщательно проверял, чтобы убедиться, что именно в этом исследовании кроется истина. Еще будучи студентом, он вместе с преподавателями, проводил обходы тяжелых больных и его советы нередко оказывались очень полезными. По окончании института Владимир защитил кандидатскую диссертацию и, честно говоря, я хотел, чтобы он пришел работать на кафедру нашего медуниверситета. У меня были планы сделать из него доктора наук, профессора, чтобы в будущем он мог занять мое место. Но он твердо решил стать практикующим врачом. Владимир был уникальным врачом, у которого было очень развито сочувствие к больным и переживание за них. К сожалению, сегодня эти качества у медиков не так часто встречаются. Поэтому его смерть является большой потерей для нашей медицины.
Роман ЛУБКИВСКИЙ , председатель комитета по Национальной премии имени Тараса Шевченко:
— С Владимиром я познакомился в Хорватии, где он по путевке отдыхал со своей женой. За тех несколько дней, когда мы были рядом, мы с ним очень много общались. Я делился с Владимиром своими творческими планами, мыслями о дальнейшем развитии Украины, рассказывал о своих интересах. Он оказался очень интересным собеседником. Мы договорились о встрече в Праге, где я когда-то работал в качестве посла и которую я хорошо знаю. Встреча состоялась, но дальше его путь лежал на Вену. Поэтому разошлись в мнениях о следующей встрече уже в Украине. Но в начале года я «завертелся» на работе и теперь очень жалею, что не позвонил по телефону Владимиру. Когда его отец сообщил о смерти, это известие стало для меня трагедией. У меня есть друзья, которых я знаю много лет, а с Владимиром мы познакомились, можно сказать, случайно, но он стал для меня как родной. Это был очень чуткий, деликатный, интеллигентный человек, который умел слушать и сочувствовать. И очень образованный — с ним непрерывно можно было разговаривать о литературе, искусстве, истории, культуре. А еще, говорят, он был прекрасным врачом. Поэтому я благодарен газете «День» за возможность зафиксировать память об этом прекрасном человеке. Пусть родная украинская земля, в которой он почил, будет ему пухом.