Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Памятник истории или свалка?

В Житомире погибает уникальное Лютеранское кладбище
14 сентября, 2004 - 20:10
«НАШЕЙ НЕМНОГОЧИСЛЕННОЙ ОБЩИНЕ НЕ ПОД СИЛУ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВОССТАНОВИТЬ КЛАДБИЩЕ. А ДРУГИМ ЭТО ПРОСТО НЕ НУЖНО», — ГРУСТНО КОНСТАТИРУЕТ ВЛАДИМИР ПИНЬКОВСКИЙ / ПАМЯТНИК НА МОГИЛЕ ГЕНЕРАЛА ДУВЕ. ГРАНИТНЫЙ ПОСТАМЕНТ СОХРАНИЛСЯ, А ВОТ МРАМОРНОМУ БЮСТУ ПОВЕЗЛО МЕНЬШЕ — ОН ИСЧЕЗ В ВИХРЕ ВРЕМЕНИ…

Недалеко от центральной части Житомира есть место, которое никогда не показывают туристам. Даже сами житомиряне редко попадают сюда. Маленькая улочка-тупик, каменная стена Католического кладбища, рядом — ряды гаражей и непролазные заросли кустарника. Однако, внимательно присмотревшись, можно заметить — среди сорняков, кустов и куч мусора — одиночные массивные гранитные надгробия. Это все, что осталось от старинного аристократического Лютеранского кладбища, когда-то одного из самых красивых в Украине. В то же время эти полуразрушенные могилы — едва ли не единственное материальное упоминание о «немецком Житомире».

История Волынской губернии (столицей которой Житомир был более ста лет — с 1804 до 20 х годов ХХ века) тесно связана с немецкими переселенцами- колонистами, которые начали заселять эту территорию в первой половине ХIХ века. Десятки тысяч крестьян-колонистов (по большей части из Померании и Силезии) переезжали в те годы на украинскую Волынь. Самые большие волны переселенцев наблюдались в 1830-х и 1860-х годах. Среди причин эмиграции немцев на восток можно назвать наличие больших лесных и пастбищных угодий на Волыни, отмену крепостничества в Российской империи в 1861 году (что вызвало потребность в квалифицированных наемных рабочих), перенаселение в центральной и западной Польше, что повлекло за собой малоземелье (в то же время на Волыни земля стоила в три раза дешевле, чем в Померании и Силезии).

Немецкая колонизация Волыни имела довольно ощутимые экономические последствия — образование тысяч мелких и средних предприятий, владельцами которых стали вчерашние колонисты. Кроме того, существенно изменилась этническая картина Волыни: многие города края пополнились представителями немецкого меньшинства. Стоит отметить что в конце ХIХ века немцы на Волыни (территория современных Волынской, Ровенской и Житомирской областей) составляли достаточно значительную группу населения — около 100 тысяч человек.

Житомир (как центр губернии и довольно развитый по тем временам город) особенно привлекал немецких переселенцев из старых аристократических семей. И хотя, например, в 1873 году в Житомире проживало всего 397 человек лютеранского вероисповедания (что почти автоматически означало немецкую национальность), несмотря на это влияние немецкой национальной общины на общественно-культурную жизнь города трудно переоценить. Семьи Рихтеров (предки знаменитого пианиста Святослава Рихтера, который родился в Житомире в 1915 году), Арндтов, Штейнов, Эншей, Ферстеров, Вильке, Шадель — это не просто фамилии, это — часть интеллектуальной элиты тогдашней столицы Волынской губернии. Среди членов немецкой общины были музыканты, банкиры, архитекторы, инженеры, лютеранские пасторы, предприниматели, издатели, даже руководители Житомира (в 1883—1886 годах городским главой был Оскар Эрнестович Трулль). Большинство из этих людей нашли свое последнее пристанище именно на Лютеранском кладбище.

— Среди погребений — могилы уважаемых в городе людей, — рассказывает житомирский краевед Георгий Мокрицкий. — В частности, здесь похоронены: бабушка Святослава Рихтера Елизавета фон Рейнке, пастор лютеранской общины Житомира в 1869-1907 годах Генрих Вазем, генерал российской армии Николай Дуве, известный всей Европе коллекционер и меценат барон Иван Шодуар, талантливый врач Генрих Нат (в его житомирском доме в свое время жил выдающийся русский писатель Александр Куприн), действительный статский советник Матаус Баумгартен…

По данным Георгия Мокрицкого, Лютеранское кладбище (основано в первые десятилетия ХIХ века) хоть и значительно уступало по размерам соседнему Католическому (два некрополя разделяла каменная стена), имело подобное планирование: центральная аллея увенчивалась часовней, разрезая территорию на две симметричные части, где располагались могилы и склепы. Везде были заметны типично немецкие аккуратность и опрятность. Житомирское Лютеранское кладбище по праву считалось одним из самых красивых на Волыни. Так было в начале ХХ века.

Сегодняшний вид Лютеранского кладбища (а точнее, того, что от него осталось) — это зрелище не для слабонервных. Импровизированная экскурсия, проведенная председателем Житомирского областного немецкого общества «Видергебурт» Владимиром Пиньковским, стала настоящим потрясением. Высоченные (в человеческий рост) кусты, поваленные и разбитые старинные гранитные надгробия, свастика на уцелевших памятниках, полуразрушенные кирпичные склепы без дверей. В одном из них на огромной куче мусора лежит… раскрытый пустой гроб. Рядом — гранитный постамент (уже без бюста) на могиле генерала от инфантерии Николая Оттовича Дуве. Внизу на постаменте можно заметить вырезанные маленькие буквы — имя автора памятника: «Г. Олишкевичъ». Тот самый скульптор-самоучка Григорий Олишкевич, чьим самым известным творением — памятником Пушкину на Старом бульваре — житомиряне любуются уже более ста лет. Памятнику на могиле генерала Дуве повезло меньше: он просто исчез в вихре времени…

— Несколько лет назад члены нашего общества, как могли, убрали территорию кладбища, — говорит Владимир Пиньковский, — однако очень быстро здесь опять появляются новые «терриконы» мусора (рядом — частная застройка), следы «активного отдыха» наркоманов, остатки костров и тому подобное…

Понятно, что немногочисленной немецкой общине Житомира (согласно данным последней переписи, немцами себя считают около 400 житомирян, однако активных членов общества «Видергебурт» намного меньше: 40—50 человек) не под силу осуществить реставрацию Лютеранского кладбища. В идеале необходимо расчистить территорию от кустарника, восстановить десятки могил, некоторые из которых — подземные склепы — представляют собой сложные инженерные сооружения. Однако первые попытки сохранить уникальный историко- культурный памятник уже осуществили энтузиасты-краеведы. Два года назад по инициативе известного немецкого исследователя Волыни (уроженца Житомирщины) Николауса Арндта была проведена топографическая съемка территории. Краевед Георгий Мокрицкий составил детальный план кладбища, а его коллега Георгий Рычагов сделал описание всех сохранившихся могил (на сегодня — 92). Пока это все, на что способны энтузиасты.

Меценатов для восстановления кладбища найти довольно трудно: кто из нынешних толстосумов захочет вкладывать деньги в восстановление старых, заброшенных немецких могил? С другой стороны, для служб, занимающихся благоустройством кладбищ (управление жилищно-коммунального хозяйства Житомирского городского совета, комбинат коммунального бытового обслуживания), как оказалось, Лютеранского кладбища не существует вообще: оно было снято с учета еще в послевоенные годы.

Кто-то из великих когда-то сказал: «Уровень цивилизованности общества характеризуется состоянием кладбищ». Не хочется проводить аналогий, но все же очень трудно представить себе, чтобы в центре любого крупного немецкого города приходило в упадок старинное православное кладбище. А у нас уникальный (даже в масштабах Украины) памятник немецкой культуры Житомира рискует через несколько лет исчезнуть на «свалке истории». В прямом и переносном смысле.

Сергей БОВКУН, Житомир. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ