Прошел почти месяц, как винницкие школы получили книги из Библиотеки газеты «День». Напомним, по инициативе Винницкой городской рады и БФ «Подольская громада» и при содействии городского головы Сергея Моргунова все школы областного центра получили сразу несколько подарочных книг из Библиотеки «Дня». Это экстракт «Україна Incognita», в которой собраны 25 трудов разных авторов об отдельных периодах украинской истории, бестселлер Джеймса Мейса «Ваші мертві вибрали мене...» и робота Михаила Драгоманова «Пропащий час. Література українська, проскрибована урядом російським» из серии «Бронебійна публіцистика». Конечно, еще есть к чему стремиться, ведь в Библиотеке газеты сейчас более 30 позиций изданий, поэтому указанная акция должна стать своеобразным «аперитивом», который разогреет «интеллектуальный аппетит». Между прочим, по данным редакции, в рамках акции «Подари Библиотеку «Дня» родной школе» с 2007 года библиотекам было передано более 12000 книг!
Новые книги, как говорят учителя истории, на полках школьных библиотек не задерживаются. Одиннадцатиклассники, которые готовятся к ВНО, передают их из рук в руки, просто вписывая новую фамилию читателя в формуляр. Далее — прямая речь:
«ДЛЯ ТЕХ, КТО ИЩЕТ ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ»
Вадим ЛЮБУНЯ, учитель истории и правоведения гуманитарной гимназии №1 г. Винница:
— Книги из Библиотеки газеты «День» хранятся в школьной библиотеке, но, признаюсь честно, долго там не застаиваются, потому что новые издания аж «липнут» к рукам, они пахнут, и даже те, кто не любит читать, все равно возьмут их полистать. Чтобы представить книги, которые мы получили в подарок от городской рады, мы сделали в центральном холле выставку. Дети имели возможность просмотреть и ознакомиться с новыми поступлениями. Первой по рукам пошла «Україна Incognita». И хотя некоторые говорили, мол, книги тяжеловаты для детского чтения, хочу сказать, но не нужно всех детей загонять под одну «гребенку». В нашей гимназии есть немало одаренных учеников, которые с удовольствием читают внепрограммные книги. И учитель должен находить возможность удовлетворять интерес всех детей. Поэтому тем, кто ищет глубокие знания, книги «Дня» очень пригодились. Честно признаться, таких изданий в школьной библиотеке немного. Если бы мы имели больше таких книг, то это помогло бы нам правильно вооружить наших детей аргументами и фактами, которые, безусловно, в будущем сыграют в интересах Украины.
«ВОЗМОЖНОСТЬ СРАВНИВАТЬ ВЗГЛЯДЫ — СВОЙ, ИСТОРИКА И УЧИТЕЛЯ»
Ирина МАТКОВСКАЯ, заместитель директора по учебно-воспитательной роботе, учитель истории и правоведения школы №18 г. Винница:
— Сразу же на следующий день после того, как книги принесли в школу, я взяла их домой, чтобы прочитать, потому что такова обязанность учителя: прежде чем изложить ученикам материал, с ним нужно ознакомиться самому. Когда листала подаренные книги, мне понравилось то, что они описывают события прошлого, но держат связь с нынешним временем. Это позволяет привести мысли в порядок и найти ответы на те вопросы, которые раньше загоняли в тупик или не позволяли говорить «вслух»... После того, как мы представили новые поступления ученикам, решили, что первыми их должны проработать дети, которые сейчас готовятся к ІV этапу всеукраинской олимпиады по истории Украины. Ведь неординарные взгляды авторов-корреспондентов помогут им лучше понять те события. И знаете, что сказали наши олимпийцы после прочтения книги «Україна Incognita»? «Это именно те параграфы, которых не хватает в школьном учебнике, они дают возможность сравнивать взгляды — свой, историка и учителя».
«НОВИЗНОЙ СТАЛА ТРАКТОВКА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФАКТОВ»
Людмила КРИВЦУН, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и правоведения школы №22 г. Винница:
— Следует признаться, что дети, даже старшеклассники, не знали о том, что газета «День» имеет собственную библиотеку и издает книги. Но это сыграло больше в плюс, чем в минус, потому что когда книги попали в школу, то неизвестность заинтересовала школьников и они активно «осваивали» новую литературу. Для нас, учителей, новизной стала трактовка определенных фактов. Например, я знала, что Михаил Драгоманов был сторонником идеи федерализма, а в книге он отстаивает идею независимой Украины. Этот, по-другому изложенный материал, и я решили донести детям. Так, в прошлый понедельник на уроке истории, в разрезе обобщенной темы об украинском освободительном движении, мы обсуждали первый украинский журнал «Громада», которым занимался Драгоманов. Дети делали выжимки отдельных страниц из книги «Пропащий час. Література українська, проскрибована урядом російським» и работали с ними как с документами.
А вот чтобы представить книгу «Україна Incognita», мы вообще решили провести мини-конференцию. Ведь она состоит из 25 трудов, которые требуют популяризации. Одиннадцатиклассники разделили темы и подготовили доклады. После презентации состоялась довольно оживленная дискуссия, и именно такой формат работы позволяет учить детей думать и формировать свои ответы, основываясь на фактах, аргументах и документах.
«ЭТИ ЗЕРНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЗОЙДУТ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ»
Александр ФЕДОРИШЕН, председатель общественной организации «Спільнота «Iсторія Вінниці»:
— Думаю, что о «работе» подаренных книг говорить рано. Но эти зерна обязательно взойдут в ближайшее время, дав большую гуманитарную пользу для Украины, и Винницы в частности. Мне приятно, что наш разговор коснулся тем, которые актуальны. Не прошло и месяца, как винницкая беседа о биографии английского журналиста Гарета Джонса, восхищение мужеством и журналистской позицией этого человека Правды времен Голодомора, вскоре станет основой для нового фильма польского режисера Агнешки Голланд. А проговоренные акценты украинско-японских отношений для нашего города вскоре будут «усилены» уникальной выставкой казацкого и самурайского холодного оружия.
«РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТ, А НЕ ПРОСТО ПОКАЗЫВАТЬ ГОТОВЫЙ ПРОДУКТ»
Сергей МОРГУНОВ, мэр Винницы:
— Искренне рад, что в нашем городе активизируется работа по популяризации истории Украины, и Винницы в частности. Сейчас важно не просто знать свою историю, чтобы иметь будущее, нужно уметь правильно пользоваться фактами и событиями прошлого, обороняя и защищая свою нацию, свой родной край. Этому хорошо учит газета «День» во главе с Ларисой Ившиной, с которой я лично имел честь познакомиться. После беседы с ней я понял, она и ее коллектив болеет за Украину и ее будущее. Мы много говорили об образовании, урбанистике, культуре, важности осмысления всех исторических процессов, которые происходили как во время становления государственности Украины, так и после обретения независимости в 1991-м. Конечно, и о том, что происходит в последние годы в контексте российской пропаганды, которая фактически является гуманитарной оккупацией со стороны государства-агрессора. Очень понравился тезис пани Ларисы о том, что нашему обществу нужно смотреть на то, чем живет весь разумный мир, и учиться у него лучшему. Быть вместе с Европой и в то же время учиться у Японии, где школьное образование направлено на то, чтобы развивать у детей интеллект, а не просто показывать готовый продукт. И через такие проекты, как Библиотека «Дня», которая насчитывает 30 разных изданий общим тиражом 150 тысяч, надеюсь, что «зерно», которое мы засеем в души винницких школьников, прорастет, созреет и даст хороший урожай.