Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пауль ПШЕНИЧКА о «запутанном клубке» наших образовательных проблем

«То, что делается сегодня, скажем, в пятом классе, через 15 лет будет происходить в обществе»
7 августа, 2019 - 19:39
ФОТО ИЗ ФЕЙСБУК-СТРАНИЦЫ ПАУЛЯ ПШЕНИЧКИ

Преподаватель физики и астрономии профильного городского лицея № 1 Пауль Францевич Пшеничка является настоящим брендом качественного образованияв Черновцах,  как писал  «День» (см. № 180 от 8 октября 2017 года). «Его ученики постоянно в числе победителей наиболее престижных международных олимпиад, по окончании школы они становятся студентами лучших украинских и западных вузов, работают в главных офисах корпораций Microsoft и Samsung, в научных центрах США, Германии, Швейцарии, Израиля, Голландии, Норвегии и многих других стран, преподают в Гарварде, Принстоне, университетах Беркли, Солт-Лейк-сити и тому подобное», — отмечал автор «Дня» Анна Гаргаля в своем материале. Как раз в те дни, в октябре 2017-го, заслуженный учитель Украины, почетный член Лондонского института физики, Пауль Пшеничка стал обладателем премии Global teacher prize Ukraine-2017, основанной общественным союзом «Освитория». А уже в эти дни в Карпатах проходит летняя школа физики и астрономии Volt Camp, основанная по инициативе именно Пауля Францовича и поддержанная и организованная уже упомянутой «Освиторией». На ней талантливые украинские дети в течение десяти дней общаются с научными работниками и педагогами, проводят эксперименты и опыты, научные дискуссии и организовывают походы в горы.

Мы пообщались с выдающимся педагогом об этом незаурядном образовательном проекте и шире — о том, откуда в Украине такой «перекос»: наши школьники и студенты неоднократно показывали и показывают наивысшие результаты на многих международных конкурсах — по математике, химии, робототехнике и тому подобное. Но потом они будто «растворяются» в общей общественной массе, потому что мы в частности видим общий низкий уровень политики (и политиков, и самих избирателей). То есть качественный общий «прыжок» не происходит. Почему возник такой разрыв и как и когда его удастся преодолеть — дальше в прямой речи Пауля ПШЕНИЧКИ:

«НУЖНО ИМЕТЬ ХОРОШИХ УЧИТЕЛЕЙ. А КАК ИХ ГОТОВЯТ?»

— Основа общества — семья. Семья воспитывает детей, это зависит от уровня культуры и образования членов семьи. Вторая институция — это школа, конечно. Школа должна работать как следует. У нас беспорядок. В принципе, все учителя воспитывают детей. Им не нужно специально читать лекцию, нотации или ссорить, хотя иногда стоит и поссорить или просто поговорить. Каждый учитель, по мере своих сил и возможностей, просто своим примером это показывает. Поэтому нужно иметь хороших учителей — интеллигентных, образованных, социально зрелых.

А здесь мы переходим к вопросу — а как готовят учителей? Приходят ли учиться в педагогические вузы или на соответствующие специальности лучшие люди, как это происходит в Швейцарии, Финляндии, Эстонии, других странах? К сожалению, вопросы риторические.

Дальше. Важными являются обществоведческие предметы в школе. У нас есть обществоведение, история, правоведение. А у французов, например, основной выпускной экзамен — философия. Кстати, в этом году они приняли решение, что со следующего года он будет не первым экзаменом, а последним.

ФОТО ИЗ ФЕЙСБУК-СТРАНИЦЫ ПАУЛЯ ПШЕНИЧКИ

«МНОГИЕ ДЕТИ И УЖЕ ОЧЕНЬ МНОГИЕ РОДИТЕЛИ НЕ ПОНИМАЮТ, ЗАЧЕМ НУЖНО УЧИТЬСЯ»

— Очень важным является отношение детей и их родителей вообще к образованию. У нас в этом плане все рухнуло. Многие дети и уже очень многие родители не понимают, зачем нужно учиться. Это приводит к тому, что люди становятся циничными. У детей утрачивается дисциплина, они не уважают учителей. Люди перестают уважать государство, они дезориентированы, не понимают, куда это все движется. Хотя, я заметил, что, во всяком случае в нашем, западном регионе, дети настроены очень патриотически. Но они должны понимать еще и много других вещей. Например, уже упомянутую философию во Франции учат не так, что заучивают всяких классиков, их биографии. Нет, дети учатся отвечать на вопросы: что такое государство? зачем необходимо государство? какое мое место в нем? какая моя ответственность перед обществом?

У нас в настоящий момент в летней школе под вечер проходит именно такое занятие с участниками за круглым столом — с ними беседуют об их отношении к окружающему миру, пониманию определенных вещей. Им дают возможность высказать свою позицию. Это очень интересно слушать, потому что у детей, которые приехали сюда, очень высокий интеллект, и они очень по-взрослому действительно все понимают. Те дети, которые имеют хорошее образование, особенно в сфере точных наук (потому что эти науки приучают к логическому мышлению и к критическому мышлению) достаточно неплохо разбираются в том, что происходит, высказывают интересные взгляды.

«СЕЙЧАС МЫ САМИ СОБОЙ ЗАНЯТЫ»

— Я думаю, что наше гражданское общество растет и укрепляется. Особенно это было видно сейчас, во время избирательных процессов. Люди четко высказали свое мнение, что они хотят перемен. Украинцы постепенно начинают понимать, что нужно контролировать власть, что не они для власти — а власть для них. Но это понимание складывалось в других государствах в течение сотен лет. И хотеть от нашего общества больших достижений сейчас преждевременно...

Страна очень молодая, и раньше она руководствовалась из совсем другого центра, а теперь мы сами собой заняты, мы сами собой и руководим. Например, эта летняя школа организована не государственным учреждением, а общественным союзом — и организована на международном уровне, просто супер. Сюда люди вкладывают деньги, то есть это нужно организовать, поддерживать. Моя задача здесь — научная часть программы. Все мы, как волонтеры, как граждане, вкладываем средства в то, чтобы поднять уровень и помочь талантливым людям чего-то достичь в этой жизни, понять свое место. То есть мы здесь не только их учим физике или астрономии, хотя мы это делаем очень профессионально, а еще пытаемся их как личностей развивать.

Это должна делать и школа. К сожалению, сейчас этого нет. Конечно, есть отдельные хорошие школы. Но кто исследовал, какой процент школ, где все хорошо? В очень многих школах в самом коллективе не все хорошо... То есть там процветает коррупция, другие негативные процессы. И это также влияет на все.

«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ — НЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, НЕ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ФЕЙКИ, А ОБРАЗОВАНИЕ»

— На мой взгляд, основная задача школы — это образование. Не развлечения, не всевозможные фейки, а образование. Нужно менять очень много вещей сейчас. Школу необходимо освободить от лишней бумажной бюрократии. Учителям, кроме того, что недостаточно платят (хотя и повысили заработную плату, но она не соответствует никаким стандартам), еще и мешают работать. У них забирают свободное время на всякие заседания, педсоветы, эта ерунда продолжается еще с советских времен. Им нужно заполнять огромное количество бумаг, и это не только учителям, с этим вообще у нас большая беда в государстве. Те бумаги — 90%, если не больше — просто служат оправданием тем людям, которые эти бумаги составляют. Они никому не нужны, не дают никаких результатов, люди не понимают, зачем это нужно делать и тратят время, вместо того, чтобы заниматься детьми.

Но основная проблема сейчас — учителя и отсутствие четкой управляемости этой организацией. Она не руководствуется. Начальство существует само по себе, учителя сами по себе, дети сами по себе. Здесь целый ряд проблем, которые нужно решать. Причем они даже не требуют больших денежных расходов.

«НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ ШКОЛЫ БЫЛИ РАЗНЫМИ»

— Но нужно прекратить торговлю оценками и сделать так, чтобы дети знали, что следует учиться и следует сдавать то, что ты учишь. Потому что этого также не понимают. Очень многие люди считают, что в школе должно быть просто очень весело, а учителя должны едва ли не танцевать перед учениками. Родители очень часто приходят с претензиями: а почему поставили то, а почему поставили то? Есть способы сделать так, чтобы люди понимали, что нужно либо учиться, либо искать себе другие жизненные занятия. Необходимо, чтобы школы были разными. Детям в школе нужно правильно подобрать предметы. Потому что выучить все предметы одновременно, которые имеются в настоящий момент, просто невозможно. Очень много лишнего. Огромное количество детей просто не учится. А это значит, что из них выйдут бездельники. Потом из них выйдут плохие врачи, плохие учителя, плохие инженеры, вообще какие-то неудачники. Этим заканчивается обычно такая «веселая жизнь». Во Франции, например, выпускные экзамены: это 10 экзаменов за 5 дней. И люди знают, что это нужно сдавать. Ну и в старших классах они имеют три потока — три направления учебы, а в Британии вообще после 5-го класса уже делятся на потоки. Не нужно рыбу заставлять лазить по деревьям.

«ЕСЛИ ДЕТИ ОБМАНЫВАЮТ ЗДЕСЬ, ТО ОНИ ВСЮ ЖИЗНЬ БУДУТ ОБМАНЫВАТЬ»

— И эти все проблемы вместе сплелись в какой-то такой клубок, который никто не хочет распутывать. Никто за это не хочет браться. Также нужно понимать, что это очень медленный процесс. Сегодня повальное списывание, повальный обман в школе. Дети без всяких колебаний обманывают. Они даже не задумываются, что делают. Этого нет в нормальных странах. А если дети обманывают здесь, то они вообще всю жизнь будут обманывать. Только появится какая-то возможность, они пойдут не тем путем. А то, что делается сегодня, скажем, в пятом классе, через 15 лет будет происходить в обществе. А нам хочется, чтобы сегодня были изменения.

У нас изменения происходят, но они не будут быстрыми. Потому что уже так «накосячили» за многие эти годы, что придется это «разгребать». И это при условии, что все пойдет хорошо. Мы же не знаем, как в действительности это все пойдет.

VOLT Сamp — ЭТО МОЯ ИНИЦИАТИВА

— Volt Сamp — это моя инициатива. С моей стороны как учителя. Я искал очень долго людей, которые бы вложились в это. Это очень дорогое удовольствие. В лице общественного союза «Освитория» я таких людей нашел, они также увлеклись этой идеей, и в результате у нас все получилось. Они нашли спонсоров, осуществляют менеджмент, здесь прекрасные организаторы — дисциплинировали с самого начала и родителей, и самих детей. И дети такие, которые хотят учиться. С утра до ночи работают. Мы, конечно, отбирали участников по уровню их достижений, это победители олимпиад, эти дети очень мотивированные. Но так получилось, что они абсолютно из всех регионов — запада, востока, юга, севера.

«ОТМЕНИТЬ ФИЗИКУ — ЗНАЧИТ РАЗОРУЖИТЬСЯ»

— Относительно девиза Volt Сamp «готовим в Карпатах будущих нобелевских лауреатов» — конечно, не факт, что кто-то из них станет нобелевским лауреатом. Но если я завтра скажу: «Вот, я сяду сейчас, возьму книжки в руки и сделаю работу на Нобелевскую премию», — так ведь не бывает. У нас появятся в стране нобелевские лауреаты, если мы создадим для них условия. Вообще для всех нормальных людей, которые хотят работать, учиться, чего-то достигать, создадим нормальные условия. Чтобы они не убегали отсюда.

У нас в вузах технического направления нет той аппаратуры, на которой можно сделать какую-то работу высокого уровня. Нет жидкого азота, жидкого гелия, аппаратуры, нет организации, надлежащей заработной платы... Это опять же такой клубок, который очень долго придется распутывать. И люди просто убегают. И прежде всего умные. Нам не у кого будет лечиться, предприниматели не могут найти слесаря, токаря, сварщика...

У нас остановилось судостроение, а оно приносит большие средства, у нас выпускали даже авианосцы, а сегодня Южная Корея, у которой этой отрасли вообще не было, строит наибольшие в мире корабли. Они зарабатывают на этом миллиарды. Мы это все забросили. Потому что у нас существует очень много возможностей зарабатывать большие деньги нечестным способом. И это нас просто убивает.

Физика — точно «убитый» предмет. Посмотрите, сколько в этом году учеников осмелилось сдавать физику? (Как сообщал «Укринформ», в 2019 году ЗНО по физике сдали 21 417 лиц, для сравнения, наибольшее количество выпускников сдавало ЗНО по украинскому языку и литературе — 349 365 лиц. Причем не прошли порог по физике приблизительно три тысячи абитуриентов. И в этом году четыре абитуриента смогли сдать тест на максимальное количество баллов — 59 баллов — ред.). И исчезают уже учителя, которые могут действительно научить. То же с математикой, химией, биологией — это так называемые STEM-предметы, которые являются основой техники и технологии в стране. Отменить физику — значит разоружиться. Потому что не производится ничего высокотехнологического. Это можно перечислять часами... Превращаемся в аграрное государство. Но большинство аграрных государств — просто поставщики сырья...

Думаю, люди уже поняли, что беда большая, и действительно нужно что-то делать. Возможно, эти новые люди, которые зашли в Верховную Раду, и те, которые всем этим руководят, — сами поймут и другим донесут, что нужно более честно жить, более ответственно относиться к своей работе. И наводить порядок.

Ольга ХАРЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ