Пересесть на новый вид транспорта Виталий Задорожный решил не только из любопытства, но и из-за высоких цен на бензин, которые оказались неподъемными для рядового пенсионера. «Еще с детства я интересовался электроникой и любил что-то конструировать, — рассказывает Виталий Иванович. — После окончания вуза всю свою жизнь проработал радиоинженером в ракетно-космическом КБ «Южное». Идея создать электромобиль появилась около 15 лет назад. Раньше у меня был автомобиль, на котором я ездил на свою дачу в поселок Волосское. Но из-за подорожания бензина эти поездки оказались очень затратными. От моего дома до дачи — 27 км, чтобы добраться туда мне каждый раз приходилось тратить на бензин по 25 гривен. Поэтому я решил сделать электромобиль, чтобы такие поездки обходились дешевле».
Для начала пенсионер нарисовал схему будущего электромобиля и начал собирать для него комплектующие. Труднее всего оказалось найти мощный аккумулятор, так как в Днепропетровске их не продавали. Выручили знакомые ракетчики, которые передали аккумулятор, списанный из военной части в районе Байконура. Щелочной аккумулятор весом 180 кг доставили в Днепропетровск самолетом. На одном из предприятий удалось получить списанный двигатель, подходящий для электромобиля.
Аналогичным образом удалось решить и другие проблемы. Во дворе своего соседа Виталий Иванович присмотрел старый, уже неработающий ЗАЗ-965, — «горбатый» «Запорожец». «Хозяин автомобиля отдал мне его даром, — рассказывает он, — так как считал просто ненужным металлоломом. Я установил в этот «Запорожец» двигатель, снял задние сидения и поставил на это место аккумулятор. Создал блок управления и установил две педали — газ и тормоз». «Новенький» электромобиль из списанных комплектующих быстро трогался с места и ехал почти бесшумно. Заряжался он в гараже от обычной розетки за 5 — 10 часов, в зависимости от установленной мощности. Этого заряда хватало, чтобы доехать до дачи и обратно. Но со временем аккумуляторы стали разряжаться все быстрей. Это было связано с тем, что корпус и колеса «Запорожца» были слишком тяжелые. Проанализировав проблему, Задорожный решил сконструировать новый, более легкий электромобиль. На предприятии «Вторчермет» он облюбовал инвалидную мотоколяску, в которую и удалось вдохнуть вторую жизнь. Корпус нового электромобиля конструктор сделал из алюминия, а колеса взял от мотороллера. В салон пришлось установить легкие пластиковые трамвайные сиденья. Такой электромобиль разгонялся всего за несколько секунд и развивал приличную скорость — до 50 км/час. Стоимость электричества на одну его подзарядку составляла всего 50 копеек.
«К сожалению, основной проблемой остается мощность аккумулятора, — жалуется Виталий Иванович. — Сейчас он сильно износился, и электромобиль может проехать без подзарядки не более 20 км. Конечно, в Интернете предлагают множество хороших аккумуляторов, но стоят они порядка 600 долларов. С таким аккумулятором мой автомобиль мог бы проезжать до 100 км. Но нам с женой это не по карману».
Стоит заметить, что в настоящий момент в самом Днепропетровске на Днепровском машиностроительном заводе планируют наладить выпуск мощных отечественных аккумуляторов для различных типов городского электротранспорта. Запустить их в промышленное производство собираются всего через два-три года. Возможно, после этого электромобиль в Украине все-таки станет народным средством передвижения — почти как легендарный «горбатый» «Запорожец».