Украинские производители соков ждут Евро-2012. Может, европейские футбольные фаны и гости чемпионата привезут в Украину культуру потребления здоровых напитков. Казалось бы шуточное предположение, притянутый за уши информационный повод. Но «соковикам» не до смеха. Их продажи демонстрируют крутое пике — объемы потребления соков в Украине упали до уровня 2003—2004 годов.
«Надеемся, что они (гости Евро-2012. — А.Д.) будут пить не только пиво, — говорит генеральный директор «Тетра Пак Украина», компании, которая производит 80% упаковки для украинского рынка соков, Кестутис Слиуза. — А если серьезно, то действительно — на улице летом жарко, пить захочется. Надеемся, люди будут пить наши соки». Но временный всплеск потребления продукции не основной результат, которого ждут от Евро-2012 украинские «соковики». Больше всего они ожидают, что европейцы привезут в Украину культуру потребления этого напитка. Ведь сегодня украинцы отстают по этому показателю от жителей европейских стран в разы. На сегодня в Украине средний показатель потребления сока на душу населения составляет 12 литров в год, что в четыре раза меньше, чем в Германии, в три раза меньше, чем во Франции и в два раза меньше, чем в России, Польше и Словении (график «Структура потребления соков в мире». — А.Д.).
Более того, за прошлый год, согласно исследованиям компании Canadean Ltd, которая занимается исследованием рынка напитков, потребление соков и нектаров в Украине сократилось приблизительно на 30% по сравнению с 2008 годом. Так, в 2008 году потребление соков в Украине составляло около 14 литров на душу населения, а в прошлом — снизилось до 11 литров. «Продолжающееся снижение потребления соков оказалось неприятным сюрпризом в 2011 году. Роста рынка, на который все надеялись, не произошло», — отмечает Слиуза.
Как объяснил «Дню» директор по связям с органами власти и общественностью компании PepsiCo Ukraine («Сандора») Сергей Макаренко, падение рынка обусловлено тем, что в условиях экономического кризиса потребители стали тратить меньше денег на продукты, не являющиеся первостепенными в потребительской корзине. «Произошли изменения в структуре потребления вследствие удорожания отдельных групп продуктов питания и товаров, роста затрат населения на оплату коммунальных услуг и других факторов», — отметил он.
Также, по словам Макаренко, на сокращение потребления повлияло «удорожание самого сока из-за увеличения стоимости энергоносителей и роста цен на сырье (как импортное, так и украинское)». Ведь для украинского рынка соков очень остро стоит вопрос сырья, его стоимость на 60% формирует себестоимость готовой продукции.
«Мы прогнозируем, что в следующем году потребление соков может вернуться на уровень 2009 года, но это будет зависеть от целого комплекса факторов», — отмечает Слиуза. Существенно повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону, по словам Макаренко, может только улучшение экономической ситуации в стране и, как следствие, рост благосостояния жителей Украины. «Это ключевой вопрос, — подчеркивает он. — Со своей стороны, в рамках своих возможностей компания намерена предпринимать действия с тем, чтобы преломить негативные тенденции и добиться оживления рынка соков».
Но, к сожалению, одних только усилий компаний мало, отмечают эксперты. Если развитием отрасли в 2012-м и последующих годах не займется государство, увеличивая расходы на закладку садов, строительство фруктохранилищ, то ни Евро, ни зимняя олимпиада украинским «соковикам» не помогут. Ведь привить культуру к пустому кошельку будет довольно сложно.
КСТАТИ
За последние три года отечественный рынок соков покинуло много игроков, в том числе и известные торговые марки. Так, крупная российская компания «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» (ТМ J7, Rio-Grande и пр.) отказалась разливать соки в Украине, ограничившись производством молока. А ОАО «Лебедянский» (ТМ «Я») вообще закрыло в Украине свои представительства. Coca-Cola пробовала выйти на внутренний рынок со своим соковым брендом Minute Maid, но, несмотря на активную рекламную кампанию, закрепиться на нем ей так и не удалось. Поэтому осенью 2005-го Coca-Cola приобрела у российской компании «Мултон» уже присутствующие на нашем рынке торговые марки Rich, Nico и «Добрый».