Так называется выставка, которая проходит в Музее украинского народного декоративного искусства.
Сто профессиональных художников-прикладников всей Украины представили около трехсот произведений из текстиля, керамики, стекла... Каждый художник — почти волшебник. А когда под одной крышей собираются вместе сразу сто волшебников, моментально возникает сказочный эффект. Разнообразие жанров — космическое, воплощение замыслов — фантастическое, водопад идей — сверкающий. Разноцветная светящаяся рыба, жизнерадостный крокодил из пуговиц, текстильная аппликация «Райский сад», где счастливы люди, звери и птицы. Есть зал белых оттенков, есть — в синей гамме, а самый таинственный — переливающийся, прозрачный, матовый, туманный — зал львовских стеклодувов. Нежные гобелены, мерцающие вышивки, энергичная скульптура малых форм — все работы излучают романтическое ощущение жизни, философию любви к человеку, природе, жизни. И обретают живое звучание слова Григория Сковороды, зашифрованные в керамической композиции: «Все минає. Але любов після всього зостається...» В какой-то момент, путешествуя среди экспонатов, осознаешь, как много в нашей стране талантливых мастеров.
Автор идеи и куратор выставки, искусствовед Зоя Анатольевна Чегусова убеждена: «В скрижали истории творчество художника можно ввести благодаря книге или музейной коллекции. Если этого не сделать, у грядущих поколений сложится впечатление, что эти художники не творили, будто этого пласта культуры не было».
Мой собеседник — человек, влюбленный в украинское декоративное искусство и умеющий творчески реализовать свою любовь. В 2002 году Зоя Чегусова выпустила книгу «Декоративное искусство Украины конца ХХ века. 200 имен», за которую была удостоена Шевченковской премии. Через год она организовала большую выставку декоративного искусства в Украинском доме, которую позже демонстрировали в Париже в связи с празднованием 50- летия вхождения Украины в ЮНЕСКО. Зоя Анатольевна — президент Украинской секции Международной ассоциации арт-критиков АІСА, известной в мире организации, первый опыт сотрудничества которой с музеем оказался столь плодотворным.
— Эта выставка была задумана как продолжение проекта «200 имен», — рассказывает «Дню» Зоя Чегусова. — Хотелось стимулировать творчество наших художников и показать, что художники-прикладники творят, а их искусство живо — вопреки тому, что закрылась Львовская керамико-скульптурная фабрика, Решетиловская фабрика, Киевский завод художественного стекла. Мечтала найти новый тематический стержень, на который можно было бы нанизать все жанры и стили декоративного искусства. В прошлом году произошло озарение: пусть это будут песни о любви, любовная лирика. Я решила доказать с помощью художников декоративного искусства, что главным для украинцев остается христианская заповедь любви к ближнему.
В 2007 году с успехом прошла наша камерная выставка «Песни о любви — I» в галерее «Белый лев». Но мне хотелось продолжить проект именно в этом музее, где к декоративному искусству относятся с особенным уважением. И мы нашли друг друга, работали с замечательным коллективом, можно сказать, что готовили выставку в любви. Я благодарна соавтору экспозиции Ольге Новодережкиной, Алле Гасановой, Светлане Яценко, всем сотрудникам экспозиционного отдела музея.
Много лет я мечтаю о музее современного декоративного искусства. Директор Музея украинского народного декоративного искусства Адриана Феодосьевна Вялец отстаивает право войти всей коллекцией МУНДМ в «Мистецький арсенал», и мы верим, что это произойдет. И тогда на расширенной площади можно будет разместить новый отдел современного профессионального декоративного искусства — создать музей в музее. Надеемся, что эта выставка — предтеча будущей коллекции профессиональных прикладников. А еще это своего рода трамплин к Триеннале декоративно-прикладного искусства, которое я надеюсь проводить раз в три года...
Директор музея Адриана Феодосьевна Вялец сравнивает выставку с гармонично слаженной игрой симфонического оркестра:
— Разве можно сказать, чья партия звучит лучше? Есть известные художники, есть молодые, которые выставляются впервые. Но мы не выделяем никого, потому что это не конкурс, это симфония огромного оркестра, который творит духовный мир.
Наша выставка сыграла объединяющую роль: впервые удалось собрать столько художников из разных районов Украины. Они могут пообщаться, увидеть, над чем работают побратимы по цеху, и понаблюдать, как работы живут в музейном пространстве.
Существует известный стереотип — взгляд на музей как на что-то застывшее, на место, где время остановилось. Мы же стараемся, чтобы музей был живой, в постоянную экспозицию вводим новые произведения. И в зале Катерины Билокур экспонаты выставки, словно свежая струя современного бытия, не диссонируют, а гармонично вписываются и расширяют границы музейного пространства.
Сама тема любви — благодатная. Мы устали от того, что постоянно отвоевываем свое право быть полноценной нацией. А художники творят, представляют свои произведения; и люди, увидев их искусство, задумаются, потому что в нем — однозначно — суть и правда. Художники-прикладники выполняют высокую миссию, которая на них возложена — обогащать духовный мир общества. Сегодня, когда идет мощная лавина бездуховности, китчевости, — образцы высокого искусства являются связующей нитью между поколениями, которые были до нас, которые живут сейчас и которым в дальнейшем мы передадим это богатое культурное наследие.
Конечно, хотелось бы, чтобы государство более предметно заботилось о художниках — а этого нет. Вся выставка сделана только за счет музея, без государственных вкладов. Потом работы разойдутся, вернутся в мастерские и в таком контексте уже не соберутся. А если бы мы были больше обласканы вниманием спонсоров, можно было бы издать прекрасный каталог».
Остается пожелать, чтобы слова создателей проекта «Песни о любви» были услышаны всеми, к кому обращены. И вызвали бы ответную любовь — у зрителей, меценатов и государства.