«Landschaft «Живописного заповедника» — так называется новая экспозиция в Национальном художественном музее Украины. Двуязычность названия подчеркивает, скорее всего, глобальный контекст события — ведь некоторые из участников, сплошь выходцев из Украины, ныне уже значатся как гости из США и Германии.
«Живописный заповедник» — название объединения столичных художников, очень активно работавших и выставлявшихся в Киеве в начале 1990-х годов. Сооснователями в 1992 году выступила «пятерная гроздь» живописцев — Марко Гейко, Мыкола Кривенко, Анатолий Криволап, Тиберий Сильваши, Александр Животков. Довольно скоро новосозданная группа — не заявлявшая о себе, кстати, ни шумными акциями, ни агрессивными манифестами — переросла чисто цеховые рамки, стала задавать тон в украинском искусстве. На сегодня «Заповедник» (при том, что самого объединения как такового уже не существует) — синоним целой школы, известной далеко за пределами страны и уже вписанной в историю отечественной культуры. Факт тем более важный, что на «заповедной» территории сохранилось то, что в последнее десятилетие казалось начисто вытесненным на периферию напористым постмодерном — практика живописания, создания станковой картины, ценность работы художника над холстом.
Конечно, произошло это благодаря тому, что изначально объединились очень разные, в большинстве талантливые художники. Несмотря на то, что пути их разошлись, они по-прежнему сохранили единство стиля, общность оптики. Их полотна, как правило, — нефигуративны по исполнению, построены на интенсивных колористических экспериментах. Это территория насыщенного цвета, торжество ярких красок и контрастных сочетаний. Впрочем, лучший участник выставки — бывший полтавчанин, а ныне житель столицы Марко Гейко — во многом является исключением из этих правил. Его сдержанные, строгие, почти геометричные натюрморты впечатляют отточенностью формы и той особенной экономией выразительных средств, что свойственна выдающимся образчикам традиционной живописи. Среди мастеров «Заповедника» именно Гейко с полным правом может претендовать на звание «классика» — по способам работы и освоения материала.
Эффектность подачи и раскрепощенная манера отличают полотна харизматического лидера «Заповденика» Тиберия Сильваши. Его картины последних лет, объединенные общим названием «Живопись», показывают, что художник по-прежнему легок и виртуозен в своих цветовых фантазиях. Более камерная — «светская», что ли — манера Александра Животкова (представленного свежими работами «Памяти Сергея Животкова» и «Дорога») позволяет ему удерживать стабильный успех у обеспеченной публики. По-прежнему аскетичен Александр Бабак: его серая серия «4 из 7» — тому подтверждением. Мыкола Кривенко по своим приемам тяготеет, скорее, к некоему подобию инсталляций. По крайней мере, цикл «Мокрый снег» обыгрывает фактуру холста и форму подрамника, а показанная в музее «Малая колесница» — и вовсе ироничный жест: раскрашенные густо-синим бочки как нельзя лучше подходят к невозможно бирюзовой раскладушке. Пятый сооснователь «ЖЗ», Анатолий Криволап, также из года в год пишет пестрые яркие полотна, граничащие с детской непосредственностью и декоративизмом. Именно его несколькометровая «Композиция» была заметнейшим объектом «Ландшафта».
Вопрос — не хотелось бы это формулировать как проблему — таится в самом названии. Каков сегодня «landschaft», — читай, пейзаж — живописного заповедника, живописи вообще как таковой? Ведь от торжества технологии, диктата машин, готовых визуальных образов фотографии и видео никуда не деться. Новая и всепроникающая философия искусства превращает само искусство в разновидность социального аттракциона, тем более беспроигрышного, что он предполагает неограниченное тиражирование, сериальность, возведенную в принцип. Что же остается для живописи — неужели вновь заповедник, резервация?
Никоим образом. Развившийся и разросшийся «Заповедник» — уже причина для оптимизма. Более того, по всему заметно — живопись входит в моду. Потребители искусства, устав от машинерии, обращают свой взгляд к более традиционным по форме (но не по сути) вещам. Даже отпетые концептуалисты спешат заявить свою лояльность по отношению к новой тенденции — выставка, стыдливо названная «Полюби свой симптом», в Центре современного искусства это подтвердила. Исконный киевский консерватизм сработал продуктивно: ведь у нас век живописи никогда и не кончался. Кроме когорты «Заповедника», успешно работают замечательные живописцы — Матвей Вайсберг, Бадри Губианури, Аджинджал Ахра — имен хватает.
Так что пейзаж — цветущий во всех смыслах. Пейзаж во время сражения.