Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пламенный папоротника цвет

Почему Херсонщина в течение двух недель празднует Ивана Купала?
6 июля, 2012 - 11:58
ФОТО ЯРОСЛАВА МИЗЕРНОГО

Тихо так, что дыхание перехватывает. Тихо и темно. Сначала. Это когда, наконец, уже все твои подружки замолчали, прекратили болтовню и просто стали прислушиваться к небу, к лесу, к ночи и к себе. Вдруг что-то слева защебетало. Нет, не вдруг. Оказывается, оно все время так было — там щебетало, там шелестело, а еще чирикало и стрекотало. Просто первые мгновения в ночном лесу человек из города глохнет и теряет способность различать звуки. Отсутствие привычной урбанистической мелодии сбивает с толку. Но способность воспринимать окружающий мир довольно быстро возвращается. И этот мир, удивительный ночной купальский мир, сбивает тебя с ног соловьиным щебетанием, шорохом зелья, звездами, что своими лучами будто душу тебе вынимают.

Понесло же меня, еще студентку, с подругами искать чар-зелье папоротника. А разве вы в молодые годы не делали что-то подобное? Начитаешься, наслушаешься, а затем та проклятая жажда приключений толкает тебя на ненужные подвиги. А может, то так Купала на девушек влияет, что во что бы то ни стало приспичило посреди ночи тащиться в ближайший лес и искать там невесть что. Ребят из нашей группы мы же на это не подбили. Они стояли непреклонно: костер на опушке леса разведем, вас будем ждать, а туда не полезем — и не просите. Но не очень и хотелось.

Сколько лет пролетело, а свои первые впечатления от Купальской ночи вовек не забуду, даже если бы и хотела. Так не дают же.

Уже десять лет не дают. Все время проводят фестивали. И пока это был один-единственный на всю область, это еще было нормально. Ровно 10 лет тому назад в Голой Пристани (Херсонская область) провели первый фестиваль народного творчества «Купальские зори». Тогда для нашего края это все было в диковину: самодеятельные коллективы есть почти в каждом селе, а вот вместе их никто не собирал.

Шло время, на «Купальские зори» приезжало множество коллективов. Ведь вскоре фестиваль превратился в международный. Приезжали коллективы из Польши, Румынии, России, Болгарии, и украинских «звезд» хватало. Фестиваль как фестиваль: не хуже и не намного лучше, чем другие подобные в Украине. Местные жители рассматривали его как очередную возможность немного заработать, немного развлечься, немного отдохнуть.

Но Купала, вероятно, таки имеет какую-то мистическую силу и способен влиять на разум человека. Потому что, с какого бы, казалось, дива в этом году Херсонщина на протяжении двух недель празднует Ивана Купала. Как начали еще 23 июня в Цюрупинске и Старой Збурьевке Голопристанского района отмечать день летнего солнцестояния, так и дотягиваем до 8 июля. Ведь кроме трех уже названных, 6 июля запланировано провести еще один — в Каховке — со странным названием «Каховские купалии».

Помочь разобраться в этом местном феномене я попросила Елену КРЕТЧАК, психолога и этнографа.

— Такое количество фестивалей в одном регионе и одного направления свидетельствует как раз не о заинтересованности людей народными традициями. Высокая вероятность того, что такие мероприятия имеют искусственный характер. Прежде всего, это вызвано началом предвыборной кампании. Во-вторых, возможно, это связано с программами Херсонской областной государственной администрации на создание позитивного имиджа региона, развития туризма. Я не исключаю и такую возможность. Опыт фестиваля в Голой Пристани свидетельствует о том, что есть заинтересованность фольклорными коллективами, творчеством самобытных мастеров. Но не стоило было так распылять усилия. Это уже, как говорят, передает кутье меда, — подчеркивает Елена Анатольевна.

Не могу не согласиться со специалистом. Если бы эти мероприятия, хотя бы чем-то отличались — то пусть. Но они вроде бы из-под одного пресса вышли: те же ярмарки, те же народные мастера и самодеятельные коллективы, драматический театр и кулеш. А в придачу еще соревнования в ловкости и силе, плетении венка, разведения костра и сжигания Купалы с Мареной. На мой взгляд, вся эта «шароварщина» в ее самом худшем виде не имеет никакого отношения ни к народным традициям, ни к искусству, ни к творчеству коллективов. Все лето у нас сплошной Купала — приезжайте, попрыгайте с нами через костер и кулеша похлебайте. Чем не туристическая привлекательность? Снова придираюсь? А хотя бы и так. Вместо одного нормального, мощного, интересного фестиваля народного творчества с выступлениями самобытных коллективов получили кучку а-ля фольклорных мероприятий.

Лариса ВАСИЛЬЕВА, Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ