Нынешний «Гогольфест» полностью оправдал свою синкретическую природу, из-за которой его даже нарекли «фестивалем фестивалей». Принимая во внимание саму мощную программу, содержавшую, кроме воплощенной театральным фестивалем генеральной линии, также фестиваль голландского искусства Dutch Punch, Moloko Music Fest, фестивали «Эм-визия» и «Электроакустика», афтепати фестиваля «Джаз-Коктебель» и многочисленные «звездные» концерты, можно считать «ГогольФест-2009» одним из главных культурных событий года.
Стоит отметить, что музыкальная программа на «Гогольфесте» в этом году существенно затмила театральную — по крайней мере, количественно. Музыки было много, иногда казалось, что даже чрезмерно. Но в итоге оказалось, что фактически ничего нового, ни в именах, ни в музыкальных идеях «Гогольфест» предложить не смог. «Звезды» отыграли свои концерты приблизительно так, как и прогнозировалось: «Перкалаба» снова «порвала» зал; «Крихітка», переживающая очередные изменения в составе и вынужденная выступать без бас-гитариста, поиграла с аранжировкой и отдала немалый кусок своего концертного времени продюсированной ею несколько стремной группе «Shopping Hours»; Инна Желанная привезла с собой необходимую дозу печали и одиночества, но в транс от ее трансовых композиций никто, кажется, не впал.
Экспериментальный хип-хоп от голландской группы «Raaskalbomfukkerz», которая была хэдлайнером фестиваля Dutch Punch, звучал смешно, но на «противодействие международному недодемократическому цинизму», как отмечалось в прессе, не очень был похож; скорее, являлся органичным порождением этого цинизма. Фрик-кабаре «Серебряная Свадьба», которое позиционируется как белорусский ответ «The Tiger Lillies» и «Gogol Bordello», до уровня своих вдохновителей очевидно не дотягивает; хотя из Коктебеля и звучали экзальтированные отзывы прессы и посетителей джазового фестиваля. Moloko Music Fest, как уже говорилось, мог бы быть самодостаточным и достойным явлением и без участия заграничных коллективов, которые скорее испортили общее впечатление от мероприятия.
Отдельное внимание хотелось бы уделить двум инициативам Аллы Загайкевич: фестивалям «Эм-визия» и «Электроакустика». В первый день «Эм-визии» студенты Киевской консерватории исполняли свои курсовые и дипломные проекты, в основном, в стиле dark ambient — честно говоря, даже не думал, что в консервативном учебном заведении не оказывают сопротивления современным тенденциям; респект, как говорится. Среди молодых композиторов особенно хорошо в освоении эмбиэнта живется, как слышится моему неопытному уху, Дмитрию Данову. Второй день «Эм-визии» был отдан на растерзание франко-японцу Сугуру Гото (Suguru Goto). Думаю, не стоило ждать от представителя наиболее геджетизированной нации мира простого подхода к извержению звука. Сугуру Гото, кстати, называющий свое творчество «роботомузыкой», создает композиции с помощью нескольких ассистентов, к конечностям которых прикреплены чувствительные к движению сенсоры; звучание произведения, соответственно, импровизационное и зависит от того, в какую сторону дернется каждый из участников «роботошоу».
Фестиваль «Электроакустика» состоял из двух отделений. В первом воздух смычками рассекал ансамбль «Sud/Est», исполнявший композиции куратора мероприятия Аллы Загайкевич (судя по видеосопровождению, фантазии на тему насильственного падения башен-близнецов) — причем временами столь виртуозно, что вызывал теплые воспоминания об Art Zoyd первых лет творчества. Эстафету от «украинского Art Zoyd» перехватили «литовские Merzbow» DIISSC Orchestra. Именно в их исполнении я впервые вживую услышал знаменитую пьесу Джона Кейджа «4’33’’». Кроме произведений других классиков современного авангарда (Стив Райх, Карлхайнц Штокхаузен, Масами Акита), литовские музыканты порадовали композициями собственного творчества, опять-таки коррелировавшими с японскими эталонами нойза и минимализма наподобие Редзи Икеда (Ryoji Ikeda).
Лично для меня кульминацией «Гогольфеста» стал концерт русской группы НОМ. Да, конечно, Не Очень Молодые, но все еще «Короли СССР». Русский рок традиционно дает много работы для мозга, по уровню «достоевщины» и стремления постичь вечные проблемы он однозначно опережает мировые аналоги. Однако НОМ ярко выделяется на фоне своих высоколобых соотечественников с гитарами заоблачным уровнем стеба и (само)иронии. Кажется, не стоит ждать ни одного серьезного слова от «Неформального Объединения Молодежи» (еще один вариант расшифровки аббревиатуры). Но стеб и ирония НОМа глубже того, который просматривается в песнях, скажем, «Перкалабы» или «Братьев Гадюкиных»; стеб НОМа ведет в ад души обывателя, раздираемого на куски личными («Нина?! — Голова болит») и общественными («Горбатый страну развалил») фантазмами. Эти нюансы чувствуются на интуитивном уровне, но потрясают сознание, как плевок в лицо. Честно говоря, такого неистового, звериного просто драйва я не наблюдал на концертах очень давно, наверное, с последнего визита в Киев «АукцЫона».
Думаю, довольными от музыкальной программы «Гогольфеста» должны остаться все: кто хотел послушать популярные украинские группы — послушал, кому не терпелось увидеть нижнее белье Адама Грина — увидел, я вот давно мечтал на концерт НОМа попасть — и попал. Но номинация «открытие фестиваля» в нашем случае совершенно неуместна; не из кого выбирать. Будто снять сливки и не увидеть под ними молока.