Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«По-домашнему»

Харьковчане помогают местным приютам в проведении новогодних праздников
20 декабря, 1996 - 19:03

Накануне Нового года Украину охватил бум благотворительных акций, направленных на сбор средств и подарков для детей, живущих в приютах, интернатах и для детей с особыми потребностями. Организаторы проектов стараются подарить социально неадаптированным детям настоящий новогодний праздник, максимально приближая его к семейному. Удается ли им добиться желаемой цели, «Дню» рассказала методист харьковского интерната «Гармония» Наталия ФИЛИПОВИЧ.

— Пани Наталия, как влияют подобные благотворительные проекты на празднование Нового года в вашем приюте?

— Вот уже несколько лет подряд студенты и частные лица проводят в Харькове акцию «Святий Миколай мандрує Україною», в рамках которой в «Гармонии» проходит показ тематических мини-спектаклей, раскрывающих традиции праздника, разучиваются праздничные песни, проводятся игры, конкурсы, мастер-классы, во время которых дети делают игрушки собственными руками. А завершается это праздничное действо дарением сладостей и мягких игрушек, собранных во время акции. Такая забота жителей города о воспитанниках нашего заведения доказывает, что судьба детей-сирот им небезразлична. А помощь в организации праздника помогает детям почувствовать поддержку и благожелательное отношение со стороны общества.

— Существуют ли в приюте собственные традиции празднования Дня святого Николая?

— По традиции, ко Дню святого Николая дети пишут письма, в которых заказывают подарки, и бросают их в специальные ящики. Все детские желания мы пытаемся исполнять, подобно тому, как это происходит в полноценной семье. Малыши, которые еще не умеют писать и не могут отправить заказ Николаю, тоже не остаются без подарков — их покупают воспитатели по собственному выбору.

— А что происходит в новогоднюю ночь?

— Вечером 31 декабря для старших детей устраивается дискотека. Когда куранты бьют двенадцать ночи, все собираются за праздничным столом, кроме самых маленьких детей, которым время спать, и поздравляют друг друга с Новым годом. В этот день дети должны почувствовать, что в их жизни еще все впереди, что в ней будет еще много светлых и счастливых дней. Просто сейчас им нужно перевернуть эту страницу своей жизни, связанную с пребыванием в приюте.

Но праздничное настроение царит среди детей еще с самого утра, когда они готовятся к своим выступлениям. Поскольку в «Гармонии» часто показывают спектакли молодежные театры, это вдохновляет детей попробовать себя в роли актеров. Поэтому вместе с хореографом и учителем музыки накануне Нового года дети разучивают праздничные песни, танцы, разыгрывают мини-спектакли. Все свои умения они демонстрируют перед гостями нашего приюта накануне праздника.

— Что помогает детям адаптироваться к обычному ритму жизни после окончания праздников?

— Важную роль в социальной адаптации ребенка играют дружеские и теплые отношения между детьми. Поскольку в приюте воспитываются разные категории детей (сироты, дети родителей, лишенных родительских прав, и те, кто попал в заведение из- за бродяжничества), каждый из них нуждается в отдельном подходе, потому что это индивидуальность, личность. Иногда детей трудно разговорить, приучить к общению со своими одногодками. Так дает о себе знать психологическая травма, полученная ими еще в детстве — побои родителей, проживание вместе с бродягами на улице и тому подобное. Все эти проблемы детям помогают решать наши специалисты во время психологических тренингов. Конечно, на это уходит много времени, но результат того стоит — дети становятся более уверенными в себе, у них исчезает страх строить собственную семью и появляется шанс начать жизнь с чистого листа.

Воспитательная работа в нашем приюте построена на принципе взаимовыручки и поддержки друг друга. Этих правил дети придерживаются не только в учебе, но и в быту. Так, комнаты старших воспитанников расположены напротив комнат, где проживают самые маленькие детки, которым исполнилось от двух до пяти лет. Когда малыши плачут, старшие товарищи сразу прибегают на помощь. А во время сбора на прогулку более взрослые дети одевают маленьких, следят за ними на улице и тому подобное. Конечно, воспитатели тоже не теряют бдительности, но они не боятся доверять малышей старшим детям. Потому что не существует другого пути сделать их самостоятельными, ответственными и смелыми.

КОМЕНТАРИЙ

Екатерина ОВЧАРЕК, психолог Украинского института крос-культурной психотерапии и менеджмента:

— Домашнюю атмосферу ничто не может создать, кроме самой семьи. Подарки детям, живущим в приютах, — это лишь единичный знак внимания, заботы и опеки, дающий им чуточку той любви, которую ребенок получает в полноценной семье. Поскольку дети-сироты воспитываются вместе в одной группе, то любовь, которую они получают от воспитателей или тех же благодетелей, равномерно распределяется между ними всеми. Важно отметить, что у обычного человека есть потребность в способности к познанию и любви. Если у него очень много знаний, то для любви просто нет места, и наоборот. Лучший вариант — это баланс любви и знаний. У деток, лишенных семьи, это равновесие нарушено, поскольку они лишены достаточного количества любви. Восстановить его они пытаются путём достижения определенных целей. Получая подарки от благодетелей или меценатов накануне новогодних праздников, дети чувствуют атмосферу праздника, но не семейный уют, чего бы им так хотелось. Потому их и окружают люди, пытающиеся приблизить условия их жизни к семейным. Роль подарков — совсем иная. Такая помощь разовая и нерегулярная, а воспитательная работа руководителей интернатов — это повседневный труд по воссозданию или имитации семейных отношений.

Дети, лишенные семейной опеки, привыкли к коллективному празднованию Дня святого Николая, Нового года, дней рождения и тому подобного. Вырастая, кое-кто из них стремится соблюдать эти традиции или подходит к этому более зрело и выбирает не ту модель праздника, которую знает еще с детства. Они начинают следовать примеру других, значимых в их жизни людей, и делают это более сознательно. Потому что в детстве они воспринимают всю информацию об окружающем мире на подсознательном уровне, а в будущем у них появляется пространство для творчества. Но задача педагогов, находящихся сейчас рядом с детьми, — создать атмосферу эмоционального подъема, используя определенные атрибуты. Главное — заложить в сознании детей позитивные основы для воссоздания атмосферы праздника во взрослой жизни.

Но не всегда у воспитателей есть возможность уделить максимум внимания каждому воспитаннику. Вообще гиперопека может проявиться лишь в семье, где воспитывается один ребенок. В коллективе детей все как раз наоборот: они вырастают более независимыми и самостоятельными, привыкают без помощи взрослых принимать важные решения еще сызмала. И минутные проявления внимания от общества накануне праздников только обостряют чувство их независимости и индивидуальности. Однако организация подобных акций милосердия — это важное дело, также и для их инициаторов. Поскольку для человека важно приносить пользу не только себе, но и другим, многим из нас хочется подарить часть себя другим людям, в первую очередь — малозащищенным детям.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ