Прозрачного распределения и использования лекарств от Министерства здравоохранения требуют онкобольные и общественные организации. Они провели акцию под стенами Министерства: фокусник-иллюзионист в белом халате показал, что происходит с химиотерапией, когда она попадает в больницы, — она просто исчезает. В бюджете на 2013 год для взрослых онкобольных выделено 230 миллионов гривен, для детей — 216 миллионов. Однако, говорят пациенты, почти все лекарства им приходится покупать за свой счет. Ольга СТЕФАНИШИНА, исполнительный директор пациентской организации ЮКАБ, показывает список лекарств, которые закупает государство: «Все они есть в больницах, но пациенты об этом не знают. Врачи перепродают химиотерапию через курьеров. Врач просто дает визитку и говорит: «Завтра в восемь утра вам привезут лекарства, они будут стоить 20 тысяч гривен, меня не волнует, где вы достанете деньги». Курьер приносит лекарства, не давая никаких чеков. Таким образом, каждый украинец платит дважды за каждую таблетку, которую он покупает, — сначала в виде налогов Министерству здравоохранения, а затем врачам, которые перепродают лекарства».
Официально лечение онкологических заболеваний среди взрослых государство покрывает на 95% от потребности, среди детей — на 100%. Но может ли Министерство показать людей, которых оно полностью обеспечило лекарствами? На встрече с больными министр здравоохранения Раиса Богатырева сказала, что обязала органы здравоохранения контролировать распределение препаратов на местах, а вот проследить, что происходит в каждой больнице — не в ее компетенции. «В некоторых учреждениях злоупотребляют своим положением, возможно, не врачи, а другие люди, которые работают в медицинском учреждении, и некоторым больным советуют покупать за собственные средства медицинские препараты. Я думаю, что это именно та работа, которой вы должны заниматься, если есть такие случаи, сразу нужно обращаться в правоохранительные органы», — сказала Богатырева.
Александр КЛЮСОВ, главный врач Киевской городской онкологической больницы, объясняет ситуацию так: «Многим пациентам действительно придется покупать химиотерапию за свой счет, поскольку препаратов для их больницы государство покупает недостаточно. «Однако вы не найдете ни одного пациента, приобревшего препарат, который доставлялся нам по государственным закупкам и был привезен в нашу аптеку», — говорит господин Клюсов. Алексей Савенко, у которого два года тому от рака умерла мать, может возразить врачу. По его словам, мама лечилась в Киевском онкоцентре, которым руководит Клюсов, и все лекарства на более чем 20 тысяч гривен Алексей покупал сам. Впоследствии, уже после смерти матери, человек решил узнать подробности ее лечения. Написал информационный запрос — и узнал, что его мать получила от государства лекарства на восемь тысяч гривен. Алексей заверяет, что его матери не дали ни одной таблетки бесплатно. Он убежден, что эти препараты на нее просто «списали». Объяснить эту ситуацию Александр Клюсов не смог.
Организация ЮКАБ для Министерства имеет простое предложение — чтобы в каждой больнице на доске объявлений висели распечатанные списки лекарств, которые туда поступили. Таким образом пациенты увидят, что могут получить безвозмездно — ведь далеко не у всех есть возможность просматривать такие списки в Интернете. А больным советуют не бояться и требовать от врачей бесплатных препаратов.