Новый учебный год уже начался, а нерешенных проблем в школах меньше не стало. Особенно здесь ломают голову, как обеспечить учеников учебниками. Ведь в этом году из-за отсутствия средств Минобразования пообещало снабдить учебными пособиями только девятиклассников. Но даже они не могут похвастаться своим привилегированным положением, потому что и для них учебники не напечатали вовремя в полном объеме.
Но отсутствие — далеко не единственная проблема. Давайте посмотрим, чему эти учебники учат, насколько их содержание является качественным и актуальным. К примеру, учебники по математике начальной школы переполнены задачами на... аграрную тематику: о соревновании бригад, урожайности полей, проблемах молочных ферм, тракторных бригад. Понятно, что задачи такого содержания должны быть, но ведь не в подавляющем количестве. Елена Петровна, учительница начальных классов, рассказала «Дню», что перед тем как решить с детьми задачу, она значительную часть урока объясняет им нормы надоев молока, нюансы процедур сушки сена и тому подобное.
Хотя есть, конечно, и задачи «светского» характера. Например, о собирании марок. Мой знакомый мальчик-первоклассник никак не мог понять, для чего персонажи заданной домой задачи собирают марки и наклеивают их в альбом: ребенок был уверен, что речь идет о... дойчмарках — валюте Германии.
Конверты по 12 копеек за штуку, тетради по 20 копеек, крупа по 3 гривны за килограмм — о таком фантастическом мире сообщают детям наши учебники по математике. Учительница Наталья Васильевна рассказала «Дню», что современные учебники для начальной школы изданы в 2004 году и являются немного модернизированными. А вот те, которые были перед ними (90-х годов выпуска), содержали еще большее количество непонятных детям аграрных терминов и вопросов. Например, вычислить в миллиметрах длину рукоятки серпа. Бесспорно, допечатывать учебники в том виде, какой они имеют сегодня — нонсенс. И косметический «ремонт» содержания (как это было в 2004 году) не даст результата. Хотя, наверное, это сделать легче, чем создать и напечатать новую качественную книгу.
А вот некоторые учебники для средней школы наоборот грешат слишком современными идеями и подходами. Так, «Родной язык. 7 класс» М.И. Пентилюк, И.В. Гайденко, А.И. Ляшкевич, С.А. Омельчук предлагает 12-летним детям подобрать заглавие, определить тему и главную мысль такого простого и понятного, на взгляд авторов, текста: «Рідна мова — це найособистіша і найглибша сфера обстоювання свого «я»... Та річ не тільки в тому... Річ в об’єктивній природності, доцільності рідних мов та мовного розмаїття в багатонаціональному світі, річ у тому, що з умиранням усякої, а особливо розвиненої національної мови, людство назавжди втрачає одну зі сторінок своєї духовної історії, стає біднішим і несправедливішим...»
С одной стороны, задание сложное. А с другой — тем, кто его все же смог выполнить, через год будет легче читать учебник по истории Украины для 8 класса (автор В. Власов): «Прикметною ознакою суспільно-політичного життя України XVI століття було те, що, попри споконвічну неоднорідність, шляхетська верства прагнула здобути собі загальні права й привілеї, а отже відокремитися остаточно від решти суспільства» Такое вот простое и понятное предложение на 29 слов. Попробуйте-ка его повторить без специальной подготовки.
Вообще содержание учебников по истории — вопрос не только методический, но и политический. Для проведения мониторинга и разработки концепции исторического образования в октябре 2007 года Украинским институтом национальной памяти совместно с Киево-Могилянской академией было проведено Рабочее совещание по мониторингу школьных учебников истории Украины. Считая учебник национальной истории базисом для формирования идентичности молодого человека, известные историки из разных регионов Украины проанализировали более десяти школьных учебников с грифом Министерства образования и науки Украины (авторы: Виталий Власов. История Украины. 8 класс.; Ф. Г. Турченко, В. М. Мороко. История Украины. Конец ХVІІІ — начало ХХ века; В. Реент, О. Малий. История Украины. Конец ХVІІІ — начало ХХ ст.; Ф. Г. Турченко. Новейшая история Украины; и другие). Выводы неутешительные: «Учебная литература по истории не отвечает ни состоянию современной исторической науки, ни европейским критериям исторической дидактики, ни, в конце концов, сегодняшним потребностям украинского общества».
Ученые называют недостатки этих учебников: депрессивность содержания, доминирование идеи страданий и потерь украинцев, что формирует комплекс национальной неполноценности; чрезмерное внимание к войнам, истреблениям, убийствам, страданиям; политическая конъюнктурность. Ученые обратились в Минобразования с предложением ввести обязательное научное редактирование всех учебников ведущими историками-учеными и процедуру независимой анонимной экспертизы тех учебников, которые претендуют на гриф «Допущено Министерством образования и науки». Предложения внесены еще в 2007 году, а воз и ныне там.
В каждой цивилизованной стране вопрос реформирования образования и, соответственно, реформирования учебников входит в десятку наиболее актуальных проблем. Много в этом направлении сделано и в Украине. В частности, создан Институт учебной литературы, занимающийся качественной экспертизой учебников, введена конкурсная система отбора учебников для средней школы. Но всегда ли этот конкурс прозрачен для общественности, объективен и независим от бюрократического давления и денег?