— А дети у нас прекрасные — Светлана Васильевна откровенна. — Многим из наших учеников не понадобятся в полном объеме знания, которые мы, учителя, пытаемся им дать. — Однако атмосфера в классе, школе накладывает большой отпечаток на формирующуюся личность. Поэтому я никогда не жалею о том, что на уроках, бывает, на десять минут отвлекаемся от темы. Насколько я поняла, многих детей дома не выслушивают, поэтому кто, как не мы, учителя, обязаны ликвидировать дефицит в их общении со взрослыми.
Учительница показывает папку, наполненную выполненными карандашами, акварелью иллюстрациями к произведениям Леси Украинки, И. Котляревского, И. Франко.
— Это все дети рисовали. Я учу школьников старших классов, и изобразительное искусство для них, как школьный предмет, уже позади. Поэтому очень интересно выявлять среди старшеклассников таких, которые охотно бы продолжили обучение рисованию до окончания школы. В каждом классе можно найти художника... Да, есть дети с разным складом мышления. Есть, так сказать, философы, есть аналитики. Мысль каждого важна в процессе изучения художественного произведения.
— Общение с текстом требует усилий души, — уверена учительница. — Разминется ученик в школе с книгой — всю жизнь будет от нее на расстоянии. Моя задача — этого не допустить.
Спрашиваю о земле.
— Знаете, это не мое, — с грустью говорит Светлана Васильевна. — Хотя не скажу, что несколько соток, выделенных мне, как и остальным учителям, сельским советом, лишние. Картофель, овощи выращиваем, не больше. Все же мы учителя, а не фермеры...
Что же делается местными органами государственной власти для того, чтобы сельские учителя чувствовали себя учителями в том смысле слова, как его им толковали в вузах?
— Не помогая педагогам в решении материальных проблем, нельзя даже говорить о внимании государства к сельскому учителю, — уверен заместитель начальника управления образования Кировоградской облгосадминистрации Александр Аулин. — К сожалению, вступление в силу 52-й статьи Закона «Об образовании», выполняя требования которой мы в нынешнем году повысили учительскую зарплату в среднем на 15 процентов, не повлияло на уровень оплаты труда молодых специалистов, поскольку эта норма закона предусматривает надбавки к зарплате при определенной выслуге. Среди этих молодых специалистов — и около 300 выпускников вузов, которые направлены на работу в сельские школы. Кстати, большая доля сельского учительства — люди довольно молодые (56,2 процента — люди в возрасте до сорока лет). Кстати, такого постыдного явления, как задолженность перед учителями по зарплате, в Кировоградской области нет. Думаю, сельские учителя ныне чувствуют себя более социально защищенными, чем несколько лет назад... Но ведь упоминавшийся закон в той части, которая предусматривает размер учительской зарплаты не меньший, чем средняя в промышленности, не выполняется. Например, в Новгородковском районе один из спонсоров нашел возможность полностью взять на себя денежное содержание учителей Куцивской общеобразовательной школы, и зарплату там педагоги получают в полтора раза большую, чем остальные учителя области. Действует областная программа «Учитель», которая предусматривает содействие, в первую очередь, молодым сельским педагогам. Что, в первую очередь, тревожит выпускника вуза, который ищет работу? Жилье. Если, например, отделы образования Светловодской, Маловисковской, Александрийской райгосадминистрации, заказывая определенное количество специалистов, гарантировали им предоставление жилья, проблем с педкадрами у них не возникло. В рамках работы с одаренными сельскими детьми предусмотрено создать областной интернат для одаренной молодежи и детей-сирот, который будет готовить молодежь и к вступлению в Кировоградский педуниверситет им. В. Винниченко и другие педвузы. Пытаемся организовать непрерывное педагогическое образование...