«МЫ ШТРАФУЕМ ТОЛЬКО ОДНОГО ИЗ 15 «ЗАЙЦЕВ»
Троллейбусники, чтобы дать пассажирам побольше возможностей обилетиться,
ввели три системы оплаты: в киосках, у кондукторов и водителей. Но изворотливый
пассажир истолковал и это по-своему: кондуктору можно сказать, что талон
уже куплен в киоске, а если же кондуктора нет — сказать (контролеру), что
ждал-высматривал кассира всю дорогу... Практика показывает: нельзя нашему
пассажиру давать такую свободу выбора, нельзя! Должна быть единая система
оплаты, как везде в цивилизованном мире. Пассажир не должен ждать, когда
к нему придет кондуктор, а подходить к нему сам — раз не смог заранее приобрести
талон в киоске. Он обязан предварительно обеспечить свой будущий проезд,
точно так же, как и в поезде.
Положение с безбилетными проездами уже перешло в ранг стихийного бедствия,
настоящего нашествия «зайцев», которого городской транспорт не выдерживает.
— Мы штрафуем только одного из 15 задержанных безбилетников, — констатировал
начальник отдела контроля государственного коммунального предприятия «Киевэнерготранс»
Ким Гольдман. — За полугодие оштрафовали приблизительно семь тысяч человек
на сумму 300 тысяч гривен. Но эта статистика касается только выявленных
безбилетников...
Но это еще не все. Есть и льготники.
УЗАКОНЕННЫЙ «БЕСПРЕДЕЛ»
— У нас более 40 процентов населения ездит по всевозможным удостоверениям,
дающим право на бесплатный проезд, — разводит руками Ким Менделевич.
А в Киевском городском территориально-производственном объединении «Автотранспорт»
подсчитали, что среди пассажиров автобусов более 50% — льготники. Во что
это выливается?
— 4 миллиона 408 тысяч гривен ежемесячно(!) теряют автобусные предприятия
города от перевоза льготных категорий населения, — подытожила начальник
финансово-экономического отдела КГТПО «Автотранспорт» Людмила Парахнюк.
В этой цифре 28 не закупленных автобусов типа «ЛАЗ».
На сегодняшний день в Украине пользуются льготами на бесплатный проезд
27(!) категорий граждан в городском электротранспорте и 33 — в автобусах.
(Это — после того, как девять категорий были упразднены. — Авт.). Всевозможными
законами и постановлениями на городской транспорт возложена обязанность
перевозить за свой счет пенсионеров, инвалидов, ветеранов, а также работников
милиции, прокуроров и следователей, их заместителей и помощников, сотрудников
Службы безопасности, ответственных работников Управления государственной
охраны, народных депутатов и кандидатов в депутаты. Сам собой напрашивается
вывод, что большинство льготных категорий составляют люди, способные за
себя заплатить, либо их «серьезные» организации вполне могут приобрести
им проездные документы.
— Так оно и должно быть. А то ведь уже до абсурда дошло, — продолжает
господин Гольдман. — К примеру, льготами на бесплатный проезд пользуется
и личный состав государственной пожарной охраны «во время исполнения служебных
обязанностей»... Кто-нибудь видел спешащего на пожар человека с брандспойтом
именно в троллейбусе?
Безбилетный проезд разрешен патронажным сестрам городского Общества
Красного Креста, главврачи поликлиник начали выписывать удостоверения и
участковым врачам, медсестрам. Как признались в тех же «Киевэлектротрансе»
и «Автотранспорте», лишь «Союз Чернобыль» более-менее регулярно перечисляет
деньги за своих льготников да Киевская городская госадминистрация выделяет
деньги для приобретения бензина и дизтоплива. Где уж тут говорить об обновлении
подвижного состава! Те трамваи, троллейбусы и автобусы, которые выходят
на маршруты, в большинстве своем «живы» благодаря добросовестности ремонтных
служб — и только. Поэтому транспортники категорически выступают за отмену
всех льгот без исключения. Проводить денежную компенсацию для социально
незащищенных граждан должны соответствующие собесовские подразделения,
уверены они. Каждый должен выполнять свои обязанности, а не быть «меценатом
за чужой счет».
ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ДЕЛАТЬ С «ЗАЙЦАМИ»?
Бывалые контролеры вспоминают, что «зайцы» были и раньше, — когда еще
проезд стоил 5 копеек и зарплату всем работающим платили чинно. Это просто
когорта людей такая — все бы им хитрить за чужой счет. Сейчас для ее процветания
существует благоприятная почва в урон действительно нуждающимся.
«Это у нас только так можно, а вот в других странах...», — возмущались
контролеры. А как «воюют» с «зайцами» в цивилизованных странах?
Ближе нам был бы опыт соседки Польши в ее недавние трудные времена.
Как мы критически относились к их практике контроля на транспорте с помощью
полицейских и овчарок! Это вскоре прошло, зато теперь их городской транспорт
работает настолько четко и с таким уровнем обслуживания, что нам и не снилось.
Отправление в 7.48, а затем в 7.59 (не в 8.00) — как вам такое нравится?
А у них все о'кей: автобус именно без двенадцати и без минуты восемь и
отойдет... К контролерам пассажиры относятся с трепетным уважением. Если
кто и попался — выложит штраф за безбилетный проезд (само собой) да и за
моральный ущерб контролеру заплатит. И — за простой транспорта дольше предусмотренного.
В цивилизованной Голландии контролеры имеют права полицейских и выходят
на службу с... наручниками. Если кто вздумает опротестовать штраф — тут
же «примкнут»к сиденью и отвезут «куда следует». Штраф «заяц» там заплатит
такой, что в следующий раз предпочтет бежать впереди трамвая, нежели ехать
в нем без билета.
Об этом контролеры из «Киевэлектротранса» слышали от голландских коллег,
недавно приезжавших в Киев. Те еще сильно удивлялись, как это наши контролеры
выходят работать совершенно неподготовленными. В Голландии контролер учится
профессии целый год в специальной школе. И физически там его тоже готовят.
Нашим же «зайцам» подобное положение дел трудно объяснить по той простой
причине, что нет механизма такого объяснения. Контролер имеет право только
проверять проездные документы и взимать штраф. Если ему его дадут, конечно.
В лучшем случае используют как «телефон доверия» и начнут нагружать собственными
проблемами. В худшем... Да, нередки и синяки, увечья, и до больничной койки
доходит.
Наших «зайцев» трогать нельзя. Объединившись, они превращаются в «волков»,
забывая, кто в салоне хозяин. Контролер же просто не имеет права «рукоприкладствовать».
Даже в целях самозащиты. Для этого, дескать, есть милиция. Но где же она?
Ее на транспорте как раз и нет, когда разгораются конфликты... Вот и возят
трамваи-троллейбусы всю эту «заячью» братию даром. Получается, как у классика,
— «За моє жито мене ж і бито...».